Первые уроки Иврита...

Эмануил Бланк
                Увидев впервые  вывески магазинчиков на Алленби, одной из старейших улочек Тель-Авива, я приуныл. Выучить сложнейшие, на первый взгляд, иероглифы, да ещё читаемые справа налево, по моему здравому разумению, было практически невозможно.
               
                От жары, непроходимой влажной духоты, богато сдобренной запахами различных трав, восточных специй и незнамо откуда взявшимся ароматом бочковой селедки, в голове все перемешалось.

                - Никаких проблем!,- бодро заявил ослепительно улыбавшийся Эзра, в прошлом, Леня Белкин, бывший выпускник МФТИ. Ему можно было верить. Ведь московский физико-технический, был одной из  лучших кузниц научных кадров бывшего Союза.

                Помимо всего прочего, Эзра читал интересные лекции по различным приемам эффективного запоминания и методикам обучения.

                - Только хорошо выучи  алфавит,- напутствовал он меня,- Под моим мудрым руководством за двадцать, нет, за пятнадцать минут, ты научишься свободно писать на иврите. Да ещё быстрее, чем  на русском.

                Этой фразой Эзра сильно удивил и заставил тут же крепко усомниться в своей полной адекватности. Ведь, в такое было трудно поверить. Правда, увенчанный чёрной кипой - особой шапочкой, похожей на тюбетейку, с которой не расстаются религиозные люди, он выглядел довольно таки убедительно.

                Все мои последние годы были плотно насыщены внедрением собственных инноваций в сельское хозяйство, затем - бизнесом по переработке нефти и развитием сети заправочных станций. Происходило это в Молдавии и в Украине. Потом, в Румынии, Болгарии, Македонии и других странах. Завершилось же - примитивным отжатием бизнеса.

                По старой привычке я постоянно приукрашивал действительность, преувеличивал позитивные качества людей, был не слишком разборчив в выборе работников и партнёров. Очень слабо и явно недостаточно обращал внимание на выраженные хватательные рефлексы некоторых представителей ближайшего окружения.

                Вот и остался, в очередной раз, без единой копейки. Предстояло снова начинать с нуля, да ещё в совершенно новой среде - при полном отсутствии  языка и знания местных обычаев.

                Да! Видимо Небеса решили взяться за меня всерьез и направили прямиком на Землю Обетованную. Несмотря на своё происхождение, до этого я ни разу сюда не заглядывал.

                Более того, даже планов таких не строил. Маленький  объём здешнего рынка, относительно небольшое население и жаркий климат, особого оптимизма не вселяли. 
               
                Но, в одночасье, Судьба распорядилась сорвать с меня погоны Биг Босса, лишить привычных охранников, секретарш, референтов и поместить в специальные условия. 

                По замыслу вселенского Воспитателя это должно было исправить непомерную гордыню, самоуверенность и прочие сопутствующие элементы непомерно развитого Эго.

                До благодарностей Создателю за эти горьковатые, на первый взгляд , пилюли, я ещё далеко не дорос. Но попытки быстрого приспособления к окружающей действительности, присутствовали в полной мере и были далеко нелишними.

                Вернувшись в Нетивот, я перво-наперво достал пособие по изучению иврита и к следующему дню уже исправно вырисовывал все двадцать две священные буквы.

                К счастью, их оказалось куда меньше, чем в русском алфавите. Хотя от прихода вездесущего Эзры особых чудес  ожидать и не приходилось, я был очень рад предстоявшему общению. Его в ту пору катастрофически не хватало.

                - Ну-с, приступим!,- тоном лечащего врача Эзра энергично взбодрил окружавшее пространство и немедленно перешёл  к уроку.

                - Какой русский стих у тебя возникает в голове прежде всего? Самым первым? Быстрее-быстрее, Милик, не тяни! Время пошло!

                - Мой дядя самых честных правил..,- начал я

                - Отлично! Теперь, сразу, не отходя от кассы, пиши стих ивритскими буквами! Ты же знаешь , что в этом языке гласными практически не заморачиваются. Поэтому пиши , пиши, примерно , так:

                - Мой дд смх чстнх првл... Почти совсем без гласных. Понял?!

                Методика оказалась на редкость эффективной.

                Через четверть часа такого стихописания я , действительно, начал строчить на иврите быстрее, чем по-русски - гласных-то, практически, не было и в помине... Встречались, конечно, отдельные накладки из-за  букв, звучавших совсем одинаково. Да и буква «Вав» произносилась, порой, как «В», а иногда как «О» . Но, в целом - в целом, это было потрясающе!

                - В детстве мы учимся сначала говорить, а  затем, через несколько лет, писать. - Пояснял Эзра менторским голосом,

                - Этот стереотип и мешает ! Видишь? Можно сначала научиться быстро писать. Строчить текст, даже ничего не понимая. Вникать же в написанное - это уже совсем-совсем другая задача.

..................

                - Он хочет выставить меня полной дурой !,- вне себя от злости орала старший инспектор Беер-Шевской налоговой инспекции

                На следующий день после гениального урока, я заскочил туда, чтобы быстро зарегистрировать свою первую израильскую фирму. Вернее « Ацмаи» - статус частного предпринимателя.

                - Как мне открыть компанию? ,- громко спросил я по-английски. Всего за пять минут до неожиданного скандала.

                - Напишите небольшое заявление на иврите. И нет проблем!,- доброжелательно улыбаясь, пояснила молоденькая женщина лет тридцати.

                - К сожалению, иврита я ещё не освоил. Можно мне написать по-русски или по-английски?

                - Никак нет. Никак нельзя. Только иврит или арабский - у нас два государственных языка , - продолжала улыбаться моя визави,- Когда научитесь писать, тогда и приходите. Зарегистрируем все в лучшем виде.

                - Ладно! Давайте попробую прямо сейчас,- решился я испытать методику Эзры в действии,- Только, пожалуйста, продиктуйте медленно все слова , которые я должен написать

                - ОК! , - Она внятно произнесла на иврите ,- Прошу Вас открыть собственный бизнес. Дальше, пишите  название, номер своего удостоверения личности, а затем, дату и подпись.

                После того, как я практически мгновенно изобразил на иврите все продиктованное и вручил ошеломлённой женщине  лист с каракулями, в которых ничегошеньки не понимал, служащая , вдруг, ни с того ни с сего, будто взбеленилась. Подняла крик на весь офис.

                - Так Вы утверждаете, что ничегошеньки не понимаете в том, что только что абсолютно грамотно и быстро написали?!,- с явным недоверием переспросила озадаченная начальница налоговой, которой работница уже нажаловалась по полной.

                - Насинг-насинг! (Ничего-ничего,англ) - произнёс я, глупо улыбаясь. Действительно, все выглядело издевательством.

                - Он смеётся над нами!,- не унималась инспектор, которая разбушевалась не на шутку.
               
                - Хорошо, я приму у Вас заявление! Однако, измываться над женщинами нехорошо! , - с нотками оскорбленного самолюбия в голосе заявила начальница на английском. Затем, она резво удалилась прочь, громко захлопнув дверь своего отдельного кабинета.

                Правда, напоследок, она тихо бросила своим коллегам одно слово, которое я , хорошо понимавший идиш, уловил абсолютно точно -
         
                - Мишуга. Стам,Мишуга(Сумасшедший,просто сумасшедший, ивр)