Ненастным весенним вечером... продолжение

Наталия Ланковская 2
     Но ещё ведь надо было готовиться в институт!Хочешь - не хочешь, а поступать, говорят, нужно. Я хотела бы на востоковедение, но с моим английским мне это не светило, и мама договорилась с репетитором. А репетитором был Борис Иванович Зотов, который и сам по себе был человеком-событием - у нас-то, "в этом городе сонном..."
     Дело не в том, что Борис Иванович воевал под Сталинградом. Учителей-фронтовиков у нас хватало, ведь почти все наши учителя были в войну призывного возраста. Даже учительницы-фронтовички были - например, моя любимая Александра Григорьевна Миссель, наш классный руководитель в шестом и седьмом. Да, под Сталинградом не многие из них были; зато много малоземельцев. А чем вам Малая Земля хуже Сталинграда? (Замечу в скобках, имени полковника Брежнева у нас в то время не знали. Тогда ведь всем Хрущёв ещё руководил. Да ведь и на Малой Земле Брежнев практически не бывал, только когда награды вручали. То есть, был он не Куников и не Сипягин... но это так, в скобках. Просто к слову пришлось).   
     Но я отвлеклась.
    Как я уже сказала, фронтовое прошлое Бориса Ивановича никого особенно не впечатляло: нас окружали сплошь люди с фронтовым прошлым. Борис Иванович был замечателен другим. И во-первых - во-первых! - он был очень хорош собой. Высокий, сухощавый, стройный такой, со светлыми волосами, начинающими седеть на висках. У него были голубые глаза, две глубокие продольные морщины на щеках, замечательная улыбка. А походка! А эти непередаваемые, артистические жесты рук!.. Он был... как какой-нибудь киногерой; как иностранец какой-нибудь...
    И он таки был отчасти как бы иностранец.
    В нашем городе в школах преподавали два языка, немецкий и английский. Танина "немка" немецкий действительно знала и любила; а вот наша "англичанка" сама изучала язык заочно. Знаете анекдот? Воробей - это соловей, который заочно учился пению...
    Когда Борис Иванович пришёл в нашу школу, я уже давно там не училась. А жаль! Потому что он действительно блестяще знал английский. И он любил английский, и все ребята вокруг него полюбили английский. Хотя он начал с того, что всем подряд, даже самым-самым отличникам, понаставлял колы и двойки. И многие родители на него были сердиты. Но когда пошли сначала милостивые тройки, потом - наконец! - четвёрки и - долгожданные! победные! - пятёрки; и когда оказалось, что его ученики бегло читают и даже могут что-то сказать по-английски, отношение к учителю-"мучителю" переменилось. И вообще! Борис Иванович оказался талантом! Он ходил к морю с этюдником рисовать пейзажи! И ещё - знаете? - на школьных вечерах он танцевал со старшеклассниками, никого не стесняясь. Он очень, говорят, хорошо танцевал. Не знаю. Может быть. Мне как-то не пришлось...
     И выяснилось ещё, что Борис Иванович долго жил за границей. И не в одной из стран народной демократии, а вообще за рубежом. Он работал переводчиком при нашем посольстве в Иране. То есть, попробовал какой-то другой жизни, какую мы, провинциалы, и вообразить себе не могли...
     Вот какой человек стал давать желающим частные уроки английского. По 15 рублей за урок. Дорого, конечно; но!..
    Учеников у него было много, и он объединял нас в группы - по-двое, по-трое. Я занималась вместе с Наташей Соколовой, дочкой капитана, начальника нашего порта. Она, как и я, училась когда-то в музыкальной школе, и мы с ней вместе, бывало, мучились на сольфеджио и вместе возвращались домой. Так что мы были хорошо знакомы, хоть она и была на целых два года меня моложе. Оказалось, что и читала она много. И тоже любила Грина... Словом, у нас было, о чём поговорить.
    На уроках Бориса Ивановича мы вместе переводили "Одиссею капитана Блада" и после каждой главы пытались обсуждать её по-английски. Борис Иванович требовал, чтобы мы изъяснялись без его помощи. Только когда мы совсем путались в этих самых временах или никак не могли подыскать нужное слово, он слегка вмешивался.
     Наташа влюбилась в него сразу, это было заметно. А я твёрдо сказала, что, всем вопреки, ни за что не влюблюсь; ведь нет ничего банальней, чем влюбиться в своего же учителя. Конечно, он хорош; конечно, он талантлив; конечно, он умён - всё это так... Но!..
 
              (продолжение следует)