Сверчок. На царских харчах. Гл. 101. К Наталье

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 1
                На царских харчах 
                101               
                К Наталье

      Петербург. В «Северной Почте» № 2 сообщается о чтении 1 января в Казанском соборе манифеста от 25 декабря об окончании Отечественной войны (написан А.С. Шишковым).
                Пушечный салют.
                Весь день колокольный звон.
                Вечером иллюминация.
                Россия пошла в Европу.

          Малиновский и Кошанский изложили, что

          «главным занятием в первое полугодие будут иностранные языки; преподавание же наук: Закона Божия, логики, нравственности, истории, географии и математики, — ограничивалось только главными началами». Во втором полугодии чтение образцов из лучших писателей не ограничивалось только грамматическими объяснениями, «но сопровождаемо было некоторыми логическими и легкими эстетическими замечаниями, дабы вкус воспитанников еще вернее руководствуем был к простому, естественному и изящному слову. Все пышное, высокопарное, школьное совершенно удаляемо было от их понятия и слуха. Науки нравственные, математические и исторические, утверждаясь уже на первых началах, расширяли постепенно круг свой. Каждое понятие, каждая новая мысль представляема была воспитанникам в таком виде, что возбуждала их любопытство и размышление и казалась для них новым приятным приобретением. Постепенность математических наук, предполагая необходимостью твердое знание предыдущего, сопровождаема была самым простым, ясным показанием и всегда руководствовала разум воспитанников так, чтобы он сам научался постигать истину и познавать силу доказательств».
 
                Мне исполнилось 14 лет.

                Уже умер великий полководец Кутузов, не выдержав по здоровью похода на Запад.

                А мы в лицее как очумелые занимались литературной деятельностью.
                Выходит, лицейский рукописный журнал «Неопытное перо». Издатели: Пушкин, Дельвиг и Корсаков.
                Выходит, лицейский рукописный журнал «Для удовольствия и пользы». Издатели: Вольховский, Есаков, Илличевский, Кюхельбекер, Маслов и Яковлев.
                Выходит, лицейский рукописный журнал карикатур под руководством С.Г. Чирикова. В журнале принимают участие Илличевский, Мартынов и Я.
                Выходит, лицейский рукописный журнал «Сверчок».

Лицеисты посещают спектакли крепостного театра гр. В.В. Толстого в Царском Селе.
Я влюбляюсь в актрису Наталью.
Я презираю предрассудки.
Я открыто заявляю о своей любви.
Я люблю крепостную девушку.
Я поражен Эротом.
Мне не до учебы.
Я шастаю в театр!
Воображение рисует женские прелести.

Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен!
……………………………
Так, Наталья! признаюся,
Я тобою полонен,
В первый раз еще, стыжуся,
В женски прелести влюблен.
Целый день, как ни верчуся,
Лишь тобою занят я;
Ночь придет — и лишь тебя
Вижу я в пустом мечтанье,
Вижу, в легком одеянье
Будто милая со мной;
Робко, сладостно дыханье,
Белой груди колебанье,
Снег затмившей белизной,
И полуотверсты очи,
Скромный брак безмолвной ночи —
Дух в восторг приводят мой!..
Я один в беседке с нею,
Вижу… девственну лилею,
Трепещу, томлюсь, немею…

Дерзкой пламенной рукою
Белоснежну, полну грудь…
Я желал бы… да ногою
Моря не перешагнуть,
И, хоть по уши влюбленный,
Но с тобою разлученный,
Всей надежды я лишен.

Мычанье и тоска.