Кто он - настоящий русский мужчина? - 10

Кузьмена-Яновская
            Предыдущая:  http://www.proza.ru/2019/03/24/2097
Пустословие - прогрессирующая болезнь нашего времени. Первый признак духовной нищеты человека. Когда за словами его ничего существенного не стоит, кроме желания показать себя и старания хоть как-то, хоть чем-то прикрыть пустоту.
Наследие прошлого - пафосная лозунгомания и показушное приукрашивание реальности - обогатившееся новоприобретениями: пиаром, рекламой, виртуальной профанацией
реальности. И всё это лишь накидка на отсутствие истинных мыслей, чувств, действий,
для оправдания лживой сути, отдавшей жизнетворчество души - разум и сердце - чему-то чуждому и богопротивному.

Карьера, успех, известность, власть, деньги - всё, ради чего человек готов разменять свою душу по мелочам, продать, разбазарить её, оправдывая это жизненной необходимостью, приспосабливаясь к обстоятельствам, называя это умением жить. Всё, ради чего приходится поступаться совестью, находя для себя веские оправдания.
Спрашивается: неужели же нельзя добиться всех вышеперечисленных жизненных благ,
не пачкая свою душу, не роняя собственного достоинства?

Наверняка есть у нас и такие люди, но они тихо-мирно делают своё дело, творят и созидают, не высовываясь и не пустословя. Их, по всей вероятности, нерейтингово показывать по телевизору, писать о них в СМИ: что там может быть интересного?
Вот если бы человек пустился во все тяжкие и начал бы колобродить не на шутку -
тогда да, можно было бы обратить на такого внимание всего общества.

И когда вокруг пышным цветом распускается пустословие, то как уловить, что же за ним всё-таки стоит, помимо желания скрыть истинную суть человека?

Высказывания актёра Серебрякова в разных интервью с ним:

- Я родился в СССР, потом получил российский паспорт. Я умею стоять в болоте
(по шею) и говорить "не гони волну", но не хочу, чтобы мои дети тратили на это время.

- Человек должен жить там, где может реализовать всё лучшее.

- Хочу, чтобы мои дети понимали, что могут цениться знания, трудолюбие, что необязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивным и бояться людей...

- Я увёз детей учиться, в том числе по медицинским показаниям. Это было необходимо. Здесь моим мальчишкам ставили неутешительные диагнозы.

- Я уехал в Канаду не потому, что там комфортнее и сытнее: во-первых, там в два раза дешевле жить. И во-вторых, чтобы мои дети расширили горизонты. Чтобы они увидели: мир большой. В этом мире (выгодно) быть открытым, честным, ответственным, доброжелательным, улыбчивым.

- Для меня нет в жизни ничего важнее, чем моя семья. Я хочу, чтобы мои дети стали гражданами мира. Что в этом плохого? Я им говорю: ребята, если вы хотите построить самый большой в мире мост, не надо ждать, когда в вашей деревне потечет река. Надо поехать туда, где есть эта река и там строить мост. Для этого вы должны уметь коммуницировать, желательно говорить на трёх языках. Мои сыновья учатся в хорошей частной школе в Торонто. Старший уже поступил в университет.

- Будущее у нас есть в любом случае. Молодые люди влюбляются, женятся, рожают
детей, от этого никуда не деться. Вопрос в том, как быстро мы придём к тем категориям, к которым цивилизация уже пришла в других странах. Есть такие категории, когда жизнь удобнее и комфортнее всем. Должна быть свобода и ответственность, и право отстаивать свою ответственность свободы слова, свобода выражения своего мнения, независимые
суды, ну и тому подобное. Мы всё это знаем, нет смысла перечислять. И эти достижения цивилизации помогают выживать всем. Как в своё время возникло "не убий",
"не укради", "не возжелай" и так далее - для того, чтобы люди друг друга не
перегрызли, чтобы не было бесконечной войны. Горя, боли и страданий людям
жизнь и так предлагается в избытке.

- Думайте и отвечайте сами за себя. Я же не уехал. Может, и хотел бы, но не могу.
И как пел Высоцкий:"и не надейтесь, я не уеду". Я живу-то здесь большую часть года.
Я российский гражданин, не собираюсь отказываться от этого моего понимания, что такое гражданин. Да, я работаю здесь, зарабатываю деньги, плачу налоги, плачу за парковку, плачу за капремонт, плачу зарплату людям, которым народ делегировал власть и полномочия. Я люблю Россию и готов за неё глотку порвать. Я просто хочу, чтобы было
по-другому. Я вижу, что идёт не так. Совсем не так, как должно быть. И ваши читатели всё это прекрасно понимают. Мы просто друг другу это всего декларируем. Нас слишком мало, но будет больше и больше. И будет знание и опыт. Опыт прошлого. И не пьяный матрос с маузером, а вежливость и образованность, уважение к ценности человеческого достоинства. Звучит оптимистично, хотя я себя чувствую пессимистом.

- Я стараюсь не делать того, что мне не хочется.

- Вы знаете, мне Армен Борисович Джигарханян говорил (копируя голос): "Деточка, за деньги - хоть в змеиную нору"!(смеётся).

- Хочется верить, что мои высказывания никак не повлияют на мои съёмки в России.
И мне не выпишут "чёрный билет", "чёрную метку", дадут возможность работать.

- Когда началась перестройка, нам удалось сделать большой шаг вперёд на пути развития свобод и демократии в стране. Но спустя некоторое время мы остановились, а потом сделали три шага назад. Я с гордостью вспоминаю те времена, когда мы чувствовали свободу и могли нести ответственность за себя.

- ...Вся последняя конструкция, которая продолжается до сих пор, уже 20 лет - это бесконечное ухудшение человеческого материала в стране - это телевидение, прежде всего, которое: нажми на кнопочку - получишь результат, скажи букву "А" и получишь миллион.
Это самодеятельность бесконечная - не надо тренироваться, ты - звезда, выйди на лёд,
и все будут любоваться тобой. Не надо трудиться, не надо работать, не надо учиться, не надо ничего...

- ...Коля Лебедев, Фёдор Бондарчук и другие - кто-то лучше, кто-то менее успешно - пытаются осваивать, так скажем, американское кино, которое смотрит весь мир, то есть построенное по каким-то универсальным законам. Холодильник во всём мире холодильник, холодит - хорошо, не холодит - выбрасывай. Мы движемся в сторону этих универсальных законов. И поэтому всё смотрю, чтобы понять, по каким правилам современное кино устроено. Хочу понять, как быть правильным кирпичом в этой конструкции.

- Душа болит - почему мы такие?! Ну почему мы такие?! Я абсолютно русский человек, мои дети - абсолютно русские мальчишки... И страдания эти, и мучения, и раздражение от этого, иногда злость - и на себя, и на то, что тебя окружает... Эта нелепость, над разгадкой которой бьются и писатели, и художники разного калибра. Это пытался понять
и Алексей Балабанов в "Грузе 200"... Чем ценна эта картина? Почему я покажу её
детям, эту картину, и внукам покажу? Потому что они должны понимать, что и это
в них тоже есть...
**********************

Ну, что касается эмиграции, тут более-менее всё понятно. Велика беда - увёз семью в Канаду. Почему да зачем? К чему придумывать объяснения? Увез и увёз. Понятное дело, жена имеет канадское гражданство, и ей захотелось там жить. И что тут такого удивительного?  Желание жены - закон.
От женщины, как правило, только-то и требуется - вскружить мужчине голову. А уж потерять эту голову и свернуть себе шею мужчина с успехом умудрится и сам.

Деньги же на содержание главе семейства приходится зарабатывать везде, по всему миру, где только предложат. В основном, конечно, в России. И надо понимать, что актёр не первой молодости и не первой свежести, без знания иностранных языков, да к тому же
ещё и русский - на что может рассчитывать в свободном толерантном обществе? Разве
что на роли дегенератов и преступных элементов... Потому как в другом амплуа нашего человека видеть там не хотят. И о каком человеческом достоинстве можно тут говорить?

А вот рассуждения актёра по поводу всего остального вызывают интерес. Человек, можно сказать, жизнь свою отдал кино...

"Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк!"

Данное высказывание приписывают нашему "бессмертному" Владимиру Ильичу. И это один из немногих случаев, когда я полностью с ним согласна. Никогда не была фанатичной поклонницей "важнейшего из искусств", воспринимая его как духовный фастфуд - голод
на короткое время может заглушить, но пользы от него никакой, больше вреда.
Но это моё личное мнение, и к делу, как говорится, не относится.

В годах 90-х пришлось мне пожить какое-то время "за бугром". В те времена таких
людей-"перекати-поле" собралась целая компания из самых разных стран.
Из аборигенов к нам прибились два приятеля, которые вменили себе в обязанность осуществлять мою культурную программу. Мы посещали музеи, концерты, выставки
и бары иногда - на что хватало денег. Были попытки затащить и в кино. Но я к этим предложениям относилась довольно прохладно.
Однако два раза поддалась на уговоры сходить в кинотеатр, который был не совсем обычным - маленький, малопосещаемый, где демонстрировались либо старые допотопные фильмы, либо из каких-то загашников, так называемое "кино не для всех".

Один из приятелей-киноманов был любителем фантастики, и фильм, на который он уговаривал пойти, сам посмотрел более десятка раз. Назывался этот шедевр - "Чужой".
Не помню, которым по счёту он значился, потому что под этим названием вроде как
целая серия была выпущена. Но мне хватило и одного, чтобы оставить впечатление на
всю жизнь.
Сюжет толком не помню, но приблизительно таков: космический корабль с землянами тормознулся на какой-то дикой планете, где подцепил некую заразу, которая в виде отвратительных, жутких чудовищ внедрялась в человеческий организм - вгрызаясь главным образом либо в голову, либо в грудь, поражая мозг и сердце. После чего человек, подвергнувшийся нападению этого монстра, тоже превращался в такой же кошмар и,
в свою очередь, начинал поражать других людей. И вот эту мерзость в своих организмах заражённые космонавты привезли на Землю. И вскоре все жители планеты подхватили ту жуткую заразу. Фильм заканчивается тем, что как-будто бы остался нормальным
один-единственный человек, за которым гналась дикая толпа уродливых монстров, намеревавшихся обратить последнего беглеца в подобное себе чудовище. Уже вот-вот - и они настигнут несчастную жертву, выбивавшуюся из последних сил...

Спецэффекты и тому подобное были на высшем уровне. И впечатление от этого оставалось
самым, что называется, "мозгодробильным". Как можно было такое смотреть помногу раз мне было непонятно. А приятелю-любителю фантастики было непонятно, как такой замечательный фильм может кому-то не понравиться.

Второй друг был большим почитателем русского языка, и ему удалось уговорить нас обоих
посмотреть другой киношедевр, получивший ещё в бытность разваливающегося СССР под закатом "перестройки" приз на Каннском фестивале за лучшую, кажется, режиссуру.
А также удостоился ещё каких-то там всяческих кинонаград. Фильм демонстрировался на русском языке. Назывался он "Такси-блюз" режиссёра Павла Лунгина.

Честно говоря, не помню даже, в чём заключался сюжет, и, вообще, какой глубокий смысл был там заложен. Наверное какой-то смысл там всё же был, уж коли так щедро
фильм осЫпали наградами. Но мне докапываться до чего бы то ни было не хотелось при просмотре этого киношедевра. Помню только, что впечатление осталось мерзопакостное,
как и после "Чужого". Гадость отвратная: какие-то жуткие персонажи хлестали из горлА водку, матерились, сношались на подоконнике... Чем там всё закончилось, не знаю. Потому что мы ушли, не досмотрев до конца.
 
Честно говоря, выходя из кинотеатра, мне было стыдно, что я русская, что этот фильм
на русском языке, что его снял наш режиссёр, играли наши актёры...
И друзья-приятели смотрели на меня очень подозрительно, в их глазах явно читалось:
"А может, и ты такая же? Может, там у себя дома ты жила такой же жизнью, как показано в фильме, а здесь только прикидываешься другой?"

Точно такими же глазами мы все смотрели на серба Златко из нашей компании после просмотра теленовостей, где показывали трупы якобы жителей деревни косовских албанцев
с отрезанными головами, так называемых жертв сербской агрессии.
- Этого не может быть! Сербы не могли этого сделать! Мы же православные! - оправдывался Златко, чуть не плача. - Это какая-то провокация...

Как потом выяснилось, это и в самом деле была подстроенная провокация.
Обезглавленные трупы были делом рук албанских "борцов за свободу и независимость".
Но разве это потом взволновало тех, кому было необходимо создать образ жестоких
сербов, поработителей и агрессоров? Да и зачем беспокоиться - ведь цель оправдывает средства.И цель эта потом была в конце концов достигнута бомбёжкой Белграда и разодранной на клочки Югославией.

Больше ни на какое кино, а тем более русскоязычное, меня было не затащить.
Но весь наш кинематограф той поры слился для меня в нечто среднее между "Чужим"
и "Такси-блюзом".
Эта чернуха, так усиленно внедрявшаяся в сознание человека, словно та "чужая" зараза проникла, поразила внутренний мир людей, уничтожая души и всё духовное в них.
Наверное это была правда жизни, так реалистично и мастерски поданная нашим интеллектуальным кинематографом.
Вероятно, режиссёр и его окружение жили той жизнью, которую изобразили в фильме?
Может быть, их окружала растлевающая среда и выросли они в неблагополучных семьях алкоголиков?
Но, как выяснилось, Павел Лунгин из вполне себе благополучной семьи: папа известный советский сценарист, а мама литературный переводчик произведений Астрид Линдгрен, Ибсена и Стринберга. Трудно поверить, что они демонстрировали своему сыну образ жизни, подобный отраженному в фильме.
После получения премии Каннского фестиваля в тот же год этот успешный режиссёр отбыл
с семьёй на жительство во Францию и прожил там пятнадцать лет.
Может, даже что-то там и снимал, но кинопремий после "Такси-блюз" больше не удостоился.
"Для меня 90-е - это годы профессиональной самоидентификации, это пьянящий восторг
от полученной свободы и ужас перед её безграничностью. Попытка сделаться европейцем.
Годы великих побед и поражений. Я очень люблю это время, когда любой человек мог
что-то сказать и сделать. Мы все словно заново родились, и началось время
бесчисленных реализаций". (Павел Лунгин)

Надо заметить, что там, за бугром, и по телеку, если показывали какие-то наши фильмы, то исключительно мерзкие, чернушные...Не помню названия, но в памяти запечатлелось что-то занудное, тягомотное и мерзопакостное про армейскую дедовщину: сплошной мат, пьянство и насилие... Зато ежедневно демонстрировались милые американские сериалы
для семейного просмотра с веселыми и добрыми персонажами, сыпавшими лёгким
туповатым юмором, однако любящие и заботящиеся друг о друге.

Поэтому рассуждения Алексея Серебрякова, народного артиста России, посвятившего кинематографу, считай, всю свою жизнь, возможно, и помогут нам лучше понять:
кто он - настоящий русский мужчина?
    Продолжение: http://www.proza.ru/2019/04/01/98