Дневник любительницы джаза

Рауфа Кариева
ДНЕВНИК ЛЮБИТЕЛЬНИЦЫ ДЖАЗА
часть1
Написание этого Дневника  - это мой самообразовательный проект.  Он имеет цель -  получить самообразование в области джаза и блюза. Работа включает написание кратких текстов на основе информации из разных источников и прослушивание музыкальных произведений в Ютуб. Мне это интересно.
По мере написания каждого параграфа публикую его вместе с фото и музыкальными произведениями на портале КОНТ  по адресу:
https://cont.ws/@karieva1958ru

Часть первая включает следующие главы:
1. Африканские истоки джаза
2. НОВЫЙ ОРЛЕАН. ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ДЖАЗА.
3. НОВЫЙ ОРЛЕАН. ПЕРВЫЕ ЗВУКИ ДЖАЗА
4. Все это – джаз. Неподражаемый барабанщик.
5. Бадди Болден
6. ВЕЛИКИЙ ДЖЕЛЛИ РОЛЛ
7. Все это – джаз. Великий барабанщик. Бадди Рич.
8. Пионеры джаза. Лоренцо Тио.
9. Ник ЛаРокка
10. Джимми Нун.
11. Джозеф Оливер
12. ЗА ПРЕДЕЛЫ НОВОГО ОРЛЕАНА
13. Пионеры джаза. Барабанщики
14. Плохая погода
15. Чиппи Хилл.
16. Этел Уотерс

Африканские истоки джаза

Если верить в теорию реинкарнации, то можно сказать, что я в позапрошлой жизни – лет 200-300 назад - была черной (или черным) и проживала (проживал)  в Африке. Вот, настолько мне интересна тема африканских истоков современной музыки.
Джаз стал признанным искусством  и достоянием человечества  только в 20 веке и всего  за 60 лет. Но распространенной,  популярной, всеми любимой музыкой джаз все же не стал.
Однако его влияние испытали все музыкальные направления современности, включая симфоническую и камерную музыку.
 Именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп музыки.
В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить. Всегда считалось, что самое загадочное в джазе — это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом». Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».
Джаз устроен по своим законам, и его специфику невозможно понять с традиционной европейской точки зрения.
В европейской музыке высота каждого звука фиксирована (небольшие отклонения допустимы только в ведущем мелодическом голосе) и может быть измерена с помощью приборов. В джазовой музыке звук в значительной степени изменчив по высоте, и в отдельных стилях джаза некоторые тоны мелодии постоянно и сознательно «смещаются» (с точки зрения европейских норм).
В европейской музыке основная метрическая пульсация, или граунд бит, заложена в самой мелодии: вы легко сможете «отбивать такт ногой». В джазе граунд бит не связан с мелодией и выдерживается самостоятельной ритм группой.
Для джазового музыканта важно не то, какие тоны или аккорды он играет, а то, как он их играет. Прекрасный джаз может быть исполнен на основе одного или двух тонов, что в европейской музыке, конечно, невозможно.
Всеми особенностями джаз обязан своему африканскому происхождению. Но, несмотря на наличие африканских черт, джаз — это не африканская музыка. Джаз - это уникальный сплав принципов и элементов европейской и африканской музыки.
Но если джаз и не африканская музыка, он, тем не менее, в первую очередь есть детище американских негров.  Исполняя джаз почти с самого его зарождения, белые музыканты тоже внесли весомый вклад в его развитие. Но основными создателями джаза были все же негры.
 Музыка органично вплетена в жизнь каждого африканца. И в нашей среде много музыки, но мы  воспринимаем ее иначе. Для африканца музыка полна социального смысла: с ее помощью он выражает многие из своих чувств по отношению к племени, семье, окружающим его людям.
Что же представляет собой эта музыка? Наиболее общая характеристика ее состоит в том, что она неотделима от движений человеческого тела. Она неразрывно связана с хлопками в ладоши, притоптыванием и, что особенно важно, с пением.
Хотя ритм — это душа африканской музыки, в ней, конечно, есть и мелодия.
Африканская музыка — это прежде всего музыка вокальная.
Африканский музыкальный стиль обладает рядом особенностей, которые впоследствии проявились в музыке США. Одна из них — широчайшее распространение приема «вопрос — ответ», когда один инструмент или певец отвечает другому. Обычно ведущий певец исполняет одну две фразы, а хор отвечает ему, как это показано в следующем примере:
Leader. Give flesh to the hyenas at daybreak.
Chorus. Oh, the broad spears.
Leader. The spear of the sultan is the broadest.
Chorus. Oh, the broad spears.
Leader. I behold thee now — I desire to see none other.
Chorus. Oh, the broad spears.
Leader. My horse is as tall as a high wall.
Chorus. Oh, the broad spears.
[Солист. Дайте мясо гиенам на рассвете.
Хор. О, мощные копья!
Солист. Копье вождя — самое мощное.
Хор. О, мощные копья!
Солист. Я смотрю на тебя сейчас и не хочу видеть другого.
Хор. О, мощные копья!
Солист. Моя лошадь ростом с высокую стену.
Хор. О, мощные копья!]
Информация почерпнута из книги Джеймса Линкольна Коллиера «Становление джаза. Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984

НОВЫЙ ОРЛЕАН.
ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ДЖАЗА.
Джаз родился от слияния двух музыкальных культур: креольской и негритянской. И произошло это в городе, который по своему характеру способствовал рождению нового направления в музыке. Это  - Новый Орлеан.
1. Креолы.
В Новом Орлеане существовала уникальная субкультура темнокожих креолов.
Креолами называют тех людей, которые родились от потомков европейских переселенцев (испанцев, португальцев, французов), проживающих на территории США, в браке с местными народами (индейцами).
Креолы продолжали считать себя европейцами, всеми силами пытались сохранить свою европейскую культуру.
Позже появились креолы мулаты с темным цветом кожи. Они говорили по французски,  и настойчиво подчеркивали, что они не негры.
Музыка была важной составной частью культуры креолов, которой они очень дорожили. Умение петь, играть на фортепиано или на каком либо другом инструменте считалось среди креолов признаком хорошего воспитания, поэтому молодежь было принято учить музыке. Как и в семьях белых американцев, из детей не думали делать музыкантов профессионалов. Профессия музыканта в Америке позапрошлого века не была престижной. Темнокожий креол хотел, чтобы его ребенок был музыкально образован. Но профессию ему давали другую.
2. Негры.
У негров Нового Орлеана была своя музыка. Негр Нового Орлеана знал родной музыкальный фольклор глубже и полнее, чем негр, работавший на плантациях. Многие негритянские исполнители хорошо ориентировались и в мире популярной музыки белых американцев. В отличие от креола или белого, негр не считал для себя зазорным быть профессиональным музыкантом: зарабатывать на жизнь музыкой было легче, чем проливать пот на погрузке бананов. Даже если музыка и не была основным его занятием, она приносила ему наслаждение, делала его известным, предоставляла возможность дополнительного заработка.
3. Город.
К 1890 году в Новом Орлеане звучало много самой разной музыки. Здесь выступали оперные труппы, давали концерты симфонические оркестры, камерные ансамбли белых музыкантов и креолов. Кроме того, было множество полупрофессиональных музыкальных коллективов негров и креолов, которые играли марши на парадах, траурную музыку на похоронах, популярные песни и регтаймы на пикниках и вечеринках. В кабаре и всякого рода увеселительных заведениях публику развлекали пианисты. Музыка звучала всюду.
Итак, в период между 1895 и 1910 годами в Новом Орлеане сложилась большая группа музыкантов, игравших самую различную музыку — блюзы, регтаймы, марши, популярные в быту песни, попурри на темы из оперных увертюр и арий, собственные оригинальные пьесы. Как правило, цветные креолы не играли блюзы, предпочитая им классическую музыку, а негров, напротив, влекла музыка «грубая», насыщенная рег ритмами и синкопами, близкими их родному фольклору. Эти два направления постепенно сливались: марш, регтайм, уорк сонг, блюз — европеизированная африканская музыка и африканизированная европейская музыка — все варилось в одном котле. И вот однажды из этой мешанины возникла музыка, доселе неведомая, ни на что не похожая, — музыка, которой за три последующих десятилетия предстояло покинуть улицы Нового Орлеана, увеселительные заведения и танцзалы и завоевать весь мир. Это – джаз.
Текст составлен на основе книги:Джеймс Линкольн Коллиер. Становление джаза. «Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984

НОВЫЙ ОРЛЕАН. ПЕРВЫЕ ЗВУКИ ДЖАЗА
Самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза — Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Его духовной родиной была Франция. Для города был характерен дух свободы, выражавшейся, помимо прочего, в любви к развлечениям и увеселениям.
Все без исключения джазовые пластинки, записанные и неграми и белыми до 1924-1925 годов, сделаны музыкантами из Нового Орлеана или откровенными имитаторами стиля их игры.
К 1890 году в США существовало три самостоятельных и непохожих друг на друга сплава африканской и европейской музыки: регтайм, афроамериканский фольклор, представленный в виде блюзов (обе эти формы были созданы неграми), и популяризированный вариант негритянского музыкального фольклора, созданный главным образом белыми американцами.
В 1890 1910 годах три вышеназванных направления слились воедино. В результате этого слияния возник джаз — новый вид музыки, которая стала распространяться по всей стране сначала среди негров, а затем и среди белых американцев. В 20 х годах джаз прочно вошел в сознание американской публики и дал название целому десятилетию в жизни нации.
Джаз обладает той неиссякающей внутренней силой, которой популярная музыка лишена.
Некоторые из величайших джазовых музыкантов не известны широкой публике: Джо Оливер, Лестер Янг, Бад Пауэлл или Сесил Тейлор.
А такие музыканты, как Кинг Оливер, Джонни Доддс, Джелли Ролл Мортон и другие, известность которых при жизни не выходила за пределы негритянских гетто, не только приобрели всемирную популярность, но и стали предметом изучения — теперь исследователей музыковедов интересуют мельчайшие детали их жизни и творчества.
Текст составлен на основе книги: Джеймс Линкольн Коллиер. Становление джаза. «Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984

Все это – джаз. Неподражаемый барабанщик.
Арт Блэки, которого называли «неподражаемый», был основателем такого направления игры на ударных, как игра в малых ансамблях в стиле бибоп.
Арт был величайшим ударником и на протяжении почти 30 лет возглавлял коллектив под названием «Посланники джаза» ( «The Jazz Messengers»), через который прошли несколько поколений  выдающихся музыкантов.
Википедия сообщает:
Арт Блеки (Артур Блейки). Полное имя Абдулла ибн Бухаина. Прожил 71 год: 1919-1990. Американский джазовый барабанщик, работал в стилях бибоп, хард-боп. Музыка основанного им ансамбля «Jazz Messengers» представляет собой особый стиль, имеющий много общего со стилями соул и фанк. Награды: Премия «Грэмми» за лучший джазовый инструментальный альбом, Зал славы премии «Грэмми», Grammy Lifetime Achievement Award.
Играл в агрессивной свинговой манере.
Годы выступлений:  1942–1990.
В 40-х годах он играл в составе бигбендов  Fletcher Henderson и Billy Eckstine.
В дальшейшем он сотрудничал с такими великими джазменами как Thelonious Monk, Charlie Parker и Dizzy Gillespie. В середине 50-х Арт Блейки и Хорас Силвер организовали легендарную группу Jazz Messengers.
При написании текста использовалась книга Джеффа Николса «Ударные инструменты», Ростов-на-Дону, Феникс, 2010,135 с.
Этот же текст, но с фото и видео https://karieva-raufa.livejournal.com/46642.html

Бадди Болден
Исполнители раннего джаза не знали импровизации в современном понимании этого слова и редко прибегали к свингу. Но не Бадди Болден. Его называют первым джазменом, а некоторые критики даже приписывают ему «изобретение джаза». Знатоки утверждают, что Болден был лучшим среди негритянских музыкантов того времени. В знак безусловного авторитета в среде нью-орлеанских музыкантов  он удостоился титула The King – Король. 
Бадди признавался королем корнета во всем Новом Орлеане. Кроме того, Болден был виртуозным трубачом. Парикмахер по основной профессии, музицировал Бадди в свободное от работы время. Первым его инструментом стал купленный у старьевщика аккордеон.
Болден и его друзья сколотили «джаз-банду». В нее, кроме основателя, вошли: Фрэнк Льюис, Уильям Уорнер (кларнет), «Тэб» Кэйто (сузафон, контрабас), Джефф «Брок» Мамфорд, «Брок» Хамфри (банджо, гитара), Том Адамс (скрипка), Уилли Корниш (вентильный тромбон), Луис Рэй (на ударных).
Оркестр BUDDY BOLDEN”S RAGTIME BAND стал первым значительным негритянским джаз-бэндом так называемого «классического» периода. В репертуаре были регтаймы, блюзы, марши, танцы, пьесы, исполнявшиеся на карнавалах, парадах, свадьбах и похоронах, вечеринках.
К сожалению, карьера Болдена-исполнителя была непродолжительной. Уже к  концу 1906 года она пошла на спад. Причиной тому стало пошатнувшееся здоровье мистера Болдена.
 Бэнд Болдена в качестве музыкального наследства достался тромбонисту Фрэнки Дюсену. Оркестр вскоре переименовали в «Игл Бэнд», и под этим именем успешно гастролировал, развивался до 1917 года.
Бадди Болден оказал громадное влияние на несколько следующих поколений музыкантов классического джаза (в особенности на «Кинга» Оливера, Сидни Беше, «Кида» Ори, Ф. Кеппарда, и отчасти – на Луи Армстронга, который слушал  Бадди еще в раннем детстве).
Текст составлен мною на основе информации с сайта: http://rfjc.ru/biografiya-baddi-boldena

ВЕЛИКИЙ ДЖЕЛЛИ РОЛЛ
Фердинанд „Джелли Ролл" Мортон. Энергичный делец, азартный игрок, владелец ночных клубов, антрепренер, прожигатель жизни. Он был самолюбив, тщеславен, заносчив, хвастлив, подозрителен, суеверен — но прежде всего он был одержим и талантлив. Мортон утверждал, что именно он придумал "настоящий" джаз.
Основным документом о жизни Мортона является книга Алана Ломакса «Мистер Джелли Ролл». Джелли Ролл Мортон (его настоящее имя Фердинанд Ла Мант) родился в семье цветного креола в 1885 году. С раннего детства интересовался игрой на всевозможных музыкальных инструментах.
Около 1923 года  Мортон переехал в Чикаго, и  на тот момент был уже профессиональным музыкантом высокого класса. С 1923 по 1939 год он записал около 175 пластинок и массу роликов для механического фортепиано. Если не считать фортепианных соло, почти всегда отличающихся очень высоким уровнем игры, славу Мортону принесли записи 1926 1930 годов, сделанные главным образом с группой «Jelly Roll Morton and His Red Hot Peppers».
Первые фортепианные соло, записанные Мортоном в 1923 году, были его собственные композиции. Среди них пьесы «Grandpa's Spell», «Kansas City Stomps», «Milenburg Joys», «Wolverine Blues» и «The Pearls», впоследствии оркестрованные Мортоном для группы «Hot Peppers».
Джелли отличало на редкость серьезное отношение к тому, что он записывал со своими оркестрами. Аранжировки тщательно продумывались и усердно репетировались. Музыканты, с которыми предпочитал работать Джелли, были не самыми изобретательными импровизаторами, но зато отличались добротной профессиональной подготовкой; они играли чисто, всегда строго выдерживали мелодическую линию.
Такой труд вознаграждался. Пластинки имели успех и у самых строгих ценителей музыки, и у широкой публики.
Часто говорят, что Джелли Ролл Мортон был первым серьезным джазовым композитором. Это следует понимать в том смысле, что он не был просто автором песенок или аранжировщиком чужой музыки, но сочетал в себе талант сочинителя и аранжировщика. Для каждой записи он сочинял новое музыкальное произведение, строго выверенное по форме и яркое по мелодике.
До настоящего времени ни один из композиторов джаза, кроме Дюка Эллингтона, не может сравниться с ним в колористической звукописи музыки, столь характерной для лучших записей «Hot Peppers».
Записи группы «Hot Peppers» выполнены в традициях ныне классического новоорлеанского джаз оркестра, совершенным образцом которого можно считать «Creole Jazz Band» Кинга Оливера. Ансамбль имел три духовых инструмента, которые поддерживала ритм группа. Репертуар строился на основе регтаймов, блюзов и маршей. Музыкальные конструкции, возводимые Джелли Роллом, были столь же пышны и эффектны, как архитектурные сооружения в стиле рококо. Иногда в одной композиции он соединял различные жанровые признаки; для создания гармонических эффектов вводил дополнительные инструменты; и, наконец, он расширил функции ударных инструментов, придав им не только ритмообразующий, но и полифонический характер.
«Sidewalk Blues» -  одна из самых ранних записей ансамбля «Hot Peppers», сделанная в 1926 году.
 «Smokehouse Blues»
 «The Chant»
Хотя Джелли как художник и уступал по масштабу творчества Армстронгу, музыка его была тонка и изящна.
В быстром, захватывающем блюзе «Shreveport Stomp» есть знаменитый пассаж, где в партии кларнета несколько различных тональностей меняются с калейдоскопической быстротой.
Большинство записей Мортона состоит из фортепианных соло или пьес в новоорлеанском оркестровом стиле. Но иногда он играл и с меньшими составами. В этом плане заслуживают внимания записи пьес: «Wolverine Blues» (с Джонни Доддсом и Беби Доддсом из оркестра Оливера), «Shreveport Stomp» (с кларнетистом Омером Сайменом и барабанщиком Томми Бенфордом) и «Mournful Serenade» (с квартетом, в котором, кроме названных музыкантов, играл и тромбонист Гичи Филдс). На этих пластинках мы вновь встречаемся со всеми уже знакомыми нам приемами Мортона: тщательно продуманной аранжировкой тем, брейками, изменением тембровой окраски.
Талант Джелли пианиста проявляется в этих маленьких составах в полном блеске. Ведь Джелли был не только композитором, но и выдающимся солистом джаза.
 Ряд великолепных оркестровых композиций Мортона, например «The Pearls», «Kansas City Stomps», «Original Jelly Roll Blues», были написаны первоначально как фортепианные пьесы. Они насыщены фигурами регтайма, которые заметны и в оркестровом переложении.
В 1928 году, когда ансамбль «Hot Peppers» все еще был популярен, Луи Армстронг со своей группой «Hot Five» уже делал записи, которым суждено было повести джаз по иному пути. Примерно в это же время началась Великая депрессия. Мортон, как и Оливер, неожиданно оказался старомодным, и, начиная с 1929 года, его звезда неуклонно стала катиться вниз.
В начале 30 х годов Мортон остался не у дел, да и здоровье оставляло желать лучшего. Джазмены издевались над его хвастливыми претензиями на изобретение джаза, ставили под сомнение превосходство его музыки. Он превратился в мишень американской сатиры, этакого ретрограда, уныло повторяющего, что в старину все было лучше и что молодые невежды потеряли уважение к старшим.
Джелли Ролл Мортон умер 10 июля 1941 года в Лос Анджелесе, и в последний путь его, как и Кинга Оливера, провожала лишь горстка музыкантов и поклонников.
Некоторые считают, что ансамбль «Hot Peppers» был последним и поздним цветком новоорлеанского джаза.
Но сегодня совершенно ясно, что именно Мортон своими грамзаписями с оркестром «Hot Peppers» показал Эллингтону, Хендерсону, Моутену, Бейси, Гудмену и всем остальным возможный путь развития джаза.
При написании этого текста я использовала книгу:
Джеймс Линкольн Коллиер. Становление джаза.
«Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984

Все это – джаз. Великий барабанщик.
Бадди Рич (1917- 1987) известен как виртуозный барабанщик.
Американский джазовый барабанщик, бэндлидер, композитор. Лидер списка самых влиятельных барабанщиков всех времён, составленный журналом «Rhythm Magazine». Оказал влияние на большинство современных барабанщиков. (Википедия)
Бадди Рич искренне считал, что его талант – дар Господа, и что учеба музыке может его испортить.
Хоть Бадди по большому счету был самоучкой и музыкальной грамотой не владел, он преклонялся перед классической музыкой и высмеивал попсу.
Когда у музыкантов  биг-бэнда Рича спрашивали, как они репетируют, если Бадди с трудом читает ноты, они отвечали так. Рич никогда не репетирует, он всегда играет что-то абсолютно новое. На концертах Бадди немыслимым образом угадывает, какой темп держать и какой стиль исполнения избрать.
Бадди даже сумел найти время и написать учебник по игре на ударных инструментах – Buddy Rich’s Modern Interpretation of Snare Drum Rudiments – совместно с известным преподавателем той поры Генри Адлером.
Играл Бадди на барабанах «Slingerland», «Rogers», «Ludwig», а также использовал тарелки «Zidjian».
При написании текста использовалась книга Джеффа Николса «Ударные инструменты», Ростов-на-Дону, Феникс, 2010,135 с.
Slingerland, Rogers, Ludwig, Zidjian, Buddy Rich,джаз

Джимми Нун.
Среди тех, кто записывался на пластинки, был, кроме Джонни Доддса, еще один популярный кларнетист - это Джимми Нун.
Джимми Нун (1895-1944)
Американский джазовый кларнетист и дирижёр. Первым инструментом Нуна была гитара, играть на кларнете он начал в пятнадцать лет. (Википедия)
В то время среди любителей джаза Доддс был значительно популярнее Джимми Нуна, но сами музыканты больше ценили последнего. Сегодня мы видим, что Нун не только многое сделал для джаза, но и превосходил Доддса как музыкант. Действительно, почти все джазовые кларнетисты ведут свое начало от Нуна.
Креол по происхождению, Нун получил хорошее музыкальное образование. В Чикаго его учителем был Франц Шёпп, кларнетист симфонического оркестра (у него в юности учился и Бенни Гудмен). В середине 20 х годов Нун был одним из самых образованных музыкантов джаза.
 В юности он, как и Доддс, работал в Новом Орлеане; в 1917 или 1918 году он, как и Доддс, приехал в Чикаго. Нун выступал и записывался на пластинки с оркестром Оливера, с очень известным в то время коллективом «Dreamland Orchestra».
В середине 20 х годов он играл в основном в составе собственных небольших групп, в которых лидирующим инструментом был его кларнет или альт саксофон.
Во времена депрессии у Нуна, как и у Доддса, была полоса затруднений, и музыкой он мог заниматься лишь эпизодически. В конце 30 х годов, с возрождением интереса к новоорлеанскому стилю, его снова приглашают записываться, затем с оркестром Кида Ори он приезжает работать на Западное побережье.
Так же как и Доддс, Нун не успел вкусить плоды джазового возрождения: он умер в 1944 году.
Есть несколько записей, где Нун аккомпанирует блюзовым певцам, чуть больше записей со случайными блюзовыми оркестрами и, наконец, пара пьес, записанных с оркестром Оливера.
Основную часть записей Нун сделал со своей группой, которую обычно называют «Jimmy Noone and His Apex Club Orchestra».
Самые лучшие записи сделаны в 1928 году с барабанщиком Джонни Уэллсом, банджоистом Бадом Скоттом и Эрлом Хайнсом, который в следующем десятилетии станет центральной фигурой среди джазовых пианистов. Среди этих записей известностью пользуются «Monday Date» с ярким, размашистым свингом, «Apex Blues» и быстрая пьеса «I Know That You Know», где соло Нуна стало пробным камнем для других джазовых кларнетистов.
Особый интерес вызывает запись «Apex Blues», которая характеризует отношение Нуна к блюзу.
При написании текста использовалась книга Джеффа Николса «Ударные инструменты», Ростов-на-Дону, Феникс, 2010,135 с.
Этот же текст, но с фото и видео https://karieva-raufa.livejournal.com/50514.html

Пионеры джаза. Лоренцо Тио.
Многие креолы отказывались перенимать негритянскую технику исполнения. Популярнейший в 20 х годах Лоренцо Тио еще долго продолжал играть в строгой манере, практически при полном отсутствии джазовых элементов.
 Но взаимопроникновение негритянской и европейской музыкальных традиций, начавшееся на рубеже веков, к 1910 году зашло настолько далеко, что музыканты уже не могли не ощущать нового качества музыки. Эту музыку, однако, еще не называли джазом, а по прежнему говорили о ней «регтайм» или «горячее исполнение» (playing hot). Ранний джаз основывался преимущественно на трех музыкальных формах: регтайме, марше и блюзе. В 1890 1910 годах три направления слились воедино.
Вот  ТАКОЙ  дисксиленд.
«Диксиленд (англ. Dixieland) — название джазовых ансамблей, состоящих преимущественно из белых исполнителей, подражающих традиционным темнокожим джазовым коллективам и играющих джаз в новоорлеанском стиле».
Семейство Тио.
Три Tios помогли привнести  элементы классической музыки в рэгтайм, блюз и обучали джазовых музыкантов Нового Орлеана. Младший Тио в конечном итоге играл джаз сам.
Лоренцо Тио-младший  (1893-1933) был мастером-кларнетистом из Нового Орлеана, а также играл на гобое. Он присоединился к группе Мануэль Перес в Чикаго в 1916 году и Арманд J. Piron с 1918 по 1928 год, и записан с Piron, Bechet, Jelly Roll Мортон и Кларенсом Уильямсом.
Его отец Лоренцо Тио-старший (1867-1908), а также  и дядя Луи "папа" Тио (1862-1922) внесли огромный вклад в развитие джазового соло в результате особой игры на особых инструментах.
Отец и сын вклад в развитие джаза внесли также за счет обучающей работы. Тио-младший научил Бигарда тому, что станет главной темой знаменитой мелодии Эллингтона "настроение Индиго". У младшего Тио учились Сидни Бечет, Барни Бигард, Джонни Доддс, Омер Симеон, Луис Котрелл, младший, Джимми Noone и Альберт Николас. Лоренцо-старший учил "Big Eye" Луис Нельсон Делисле (1885 – 1949) . Это американский музыкант -  джазовый кларнетист в Новом Орлеане, штат Луизиана. Он также играл струнный бас, на банджо и аккордеоне.
Текст этот я написала на основе Википедии, англоязычного варианта. Перевела, как смогла.

Nick LaRocca
The Original Dixieland Jazz Band
Tiger Rag
Ник ЛаРокка - один из первых джазовых корнетистов и трубачей, лидер группы Original Dixieland Jass Band. Он является композитором - автором одной из самых записываемых композиций, джаз-классики всех времен - "Tiger Rag". Он входил в состав первого записанного джаз-оркестра, группы, которая записала и выпустила первые записи джаза, "Livery Stable Blues " в 1917 году.
Композиция Ника ЛаРокка "Tiger Rag" является одним из самых важных и влиятельных джазовых стандартов двадцатого века. Существует 136 защищенных авторским правом кавер-версий "Tiger Rag", записанных после 1942 году в одиночку.
Среди музыкантов, которые записали "Tiger Rag" - Луи Армстронг, Чарли Паркер, Бенни Гудмен, Фрэнк Синатра, Дюк Эллингтон, Кид Ори и его креольский джаз-оркестр, Бикс Байдербек, Лес Пол, Арт Тэйтум, Mills Brothers и Боб Кросби.
Композиция Ника ЛаРокка "Tiger Rag" (1917) исполнялась и записывалась Луи Армстронгом в нескольких различных версиях на протяжении всей его карьеры, в то время как Дюк Эллингтон, Арт Тэйтум, а также Mills Brothers записали известные кавер-версии джазового стандарта.
Как это начиналось?
В 1917 году пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку.
 Они называли свой оркестр «Original Dixieland Jass Band» (сейчас принято употреблять современное написание — jazz).
Центральной фигурой в нем был корнетист Ник ЛаРокка, который не только задавал тон как исполнитель, но и руководил всеми делами группы.
С 1910 по 1916 он был постоянным членом группы Папа Джек Лэйна (Papa Jack Laine) . Группа дала LaRocca прозвище "Джо Блэйд" и записала песню под названием " Joe Blade, Sharp as a Tack".
В 1950-е годы Ник ЛаРокка написал множество яростных писем в газеты, на радио и телевизионные шоу, заявив, что он был истинным и единственным изобретателем джаза. Это навредило его авторитету и спровоцировало негативную реакцию против него, его репутации и карьеры. Он явно преувеличивал, заявляя, что он "Создатель джаза", "Христофор Колумб музыки" и "Самый оболганный человек в истории после Иисуса Христа". Историки джаза использовали это в качестве предлога, чтобы обесценить его вклад в джаз.
И все же нельзя не признать, что Ник ЛаРокка был важной фигурой в приведении джаза из регионального стиля к международной популярности, лидера самой влиятельной джаз-группы в период с 1917 по 1921 год, и хорошего музыканта в очень ранних джазовых записях, таких как "Clarinet Marmalade". Игра и записи  LaRocca оказали влияние на более поздних джазовых трубачей, таких как Рэд Николс, Бикс Байдербек и Фил Наполеон.
Original Dixieland Jass Band в настоящее время рассматривается как одна из основополагающих групп в формировании и развитии современного джаза. Композициями ODJB были охвачены все: от Луи Армстронга до Дюка Эллингтона и Джо Джексона. Влияние и продолжительное воздействие ODJB на историю и развитие современного джаза неоспоримы.
Текст составлен на основе книги:Джеймс Линкольн Коллиер. Становление джаза. «Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984

Джозеф Оливер
Один из плеяды новоорлеанских королей корнета. И звали его Джозеф Оливер.
Подлинный джаз начинается примерно в 1923 году.
С этого года джаз стали широко записывать на пластинки. Владельцы фирм грамзаписи плохо представляли себе, что такое джаз, но они знали, что в негритянской среде существует большой спрос на такую музыку. Поэтому фирмы грамзаписи записывали все, что попадалось под руку, и хотя бы немного напоминало джаз. Поэтому для армии музыкантов было что купить и что изучать, повторять, копировать. Учиться.
Оливер родился в Новом Орлеане в 1885 году. Когда ему было пятнадцать лет, Оливер начал играть в одном из местных духовых оркестров. В период формирования раннего джаза Оливер копировал стиль Банка Джонсона, выступал в известных негритянских и креольских ансамблях Нового Орлеана — в частности, в «Henry Allen Jrazz Band» и в «Original Superior Orchestra». К 1915 году его уже считали одним из ведущих джазменов города.
В начале 1918 года, вскоре после появления первых пластинок группы «Original Dixieland Jazz Band», новоорлеанского контрабасиста Билла Джонсона попросили собрать джаз оркестр для чикагского кабаре «Ройал Гарденс». Джонсон пригласил Оливера. Следующие два года Оливер играл в Чикаго в составе разнообразных, часто меняющихся ансамблей. В 1922 году в кабаре «Линкольн Гарденс» стала выступать группа под названием «King Oliver's Creole Jazz Band». Кроме Оливера, в состав группы входили кларнетист Джонни Доддс, его брат, барабанщик Уоррен „Беби" Доддс, тромбонист Оноре Дютре, пианистка Лил Хардин и контрабасист Билл Джонсон. По неясным причинам Оливер решил ввести в оркестр второй корнет. То ли ему не хотелось играть самому, то ли он уставал к концу вечера, а может быть, ему просто нравилось сочетание двух корнетов — как бы то ни было, но он пригласил в свою группу двадцатидвухлетнего Луи Армстронга. И в 1923 году оркестр приступил к записи серии грампластинок, которым суждено было оставить значительный след в истории джаза.
«Creole Jazz Band»
Блестящее соло Армстронга — кульминационный момент пьесы. Слушая двадцатитрехлетнего Армстронга, удивляешься, что уже тогда он демонстрировал игру, которая через несколько лет принесет ему мировую славу.
«Froggie Moore»
Пьеса «Riverside blues»
Из «Creole Jazz Band» Кинга Оливера в 1924 году ушел Армстронг, были и другие изменения состава. Некоторое время Оливер почти не выступал, а в 1926 году вновь возобновил записи на пластинки, но уже с оркестром «Dixie Syncopators».
 «Sugar Foot Stomp». Это новая версия «Dippermouth Blues», известного по записи оркестра «Creole Jazz Band», в которой звучит знаменитое, часто копируемое соло Оливера на корнете. В этом соло отражены самые существенные особенности джаза. Исполняется всего несколько звуков, но вся прелесть заключена в окраске, которую им придает Оливер.
Неудивительно, что среди джазменов 20 30 х годов соло Оливера считалось образцовым — ведь в нем сконцентрировано многое из того, что определяет джаз как самостоятельный музыкальный жанр.
Джазовые музыканты многим обязаны Оливеру, но его слава была недолгой. В 1928 году у него разладились отношения с музыкантами оркестра, а в 1930 году он потерял работу и остался без средств к существованию. Джозеф „Кинг" Оливер умер в нищете 8 апреля 1938 года.
Сегодня  пластинки Оливера известны во всем мире, особенно в Европе, где его помнят лучше, чем в США. Новоорлеанский стиль, виднейшим представителем которого был Оливер, лег в основу так называемого традиционного (traditional) джаза, одного из самых популярных в мире джазовых течений. «Creole Jazz Band» Кинга Оливера была первой джазовой группой, музыка которой систематически записывалась на пластинки. Когда прошла мода на «Original Dixieland Jazz Band», те, кто всерьез интересовались новой музыкой, поняли, что подлинное искусство связано именно с оркестром Оливера.
Текст составлен на основе книги:Джеймс Линкольн Коллиер. Становление джаза. «Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984

ЗА ПРЕДЕЛЫ НОВОГО ОРЛЕАНА
26 февраля 1917 года в нью йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку.
 После выхода пластинки (7 марта) «джаз» в течение нескольких недель ошеломил всю Америку, а пятеро белых музыкантов стали знаменитостями. Они назвали свой оркестр «Original Dixieland Jass Band» (сейчас принято употреблять современное написание — jazz). На первой пластинке были записаны пьесы: «Livery Stable Blues», в которой корнет имитировал тихое ржание лошади, а тромбон — мычание коровы, и «Dixieland Jazz Band One Step», ныне известный как «Original Dixieland One Step».
Центральной фигурой в нем был корнетист Ник Ла Рокка, который не только задавал тон как исполнитель, но и руководил всеми делами группы.
Среди его друзей были Ларри Шилдс, впоследствии кларнетист ансамбля «Original Dixieland Jazz Band», Леон Рапполо, известный кларнетист, который записывался на пластинки с оркестром «New Orleans Rhythm Kings», и братья Брунис, тоже имевшие грамзаписи в ранний период развития джаза.
Тираж первой пластинки«Original Dixieland Jazz Band» превысил миллион экземпляров — цифра по тем временам неслыханная. Такой успех отчасти можно объяснить тем, что в записи «Livery Stable Blues» музыкантам удалась точная имитация звуков скотного двора. В последующие годы ансамбль записал около дюжины пластинок и совершил гастрольную поездку по Англии. Со временем он приобретал все более коммерческий характер и в середине 20 х годов распался. В 1936 году ансамбль вновь попытались возродить, но, поскольку он не имел успеха у публики, из этой затеи ничего не вышло.
В наши дни ансамбль «Original Dixieland Jazz Band» представляет интерес главным образом для историков джаза. Большинство современных слушателей находит их музыку скучной и даже нелепой.
 Нельзя отрицать джазовый характер ансамбля. Состав его был классическим для оркестров Нового Орлеана — корнет, кларнет, тромбон и ритм группа. Несмотря на то, что члены ансамбля, особенно Ла Рокка, претендовали на авторство исполняемых пьес, в действительности они играли музыкальную «смесь» из маршей, регтаймов и популярных мелодий новоорлеанского репертуара, значительная часть которого родилась в негритянской среде. И хотя оркестр еще не свинговал в истинно джазовой манере, временами он был весьма близок к этому. Музыка группы «Original Dixieland Jazz Band» находилась  где то посередине между джазом и его предшественниками,  и более типична для «горячей» музыки 10 х годов, чем для джаза Оливера, Мортона и Беше 20 х годов.
Художественные достоинства этой музыки спорны, но ее влияние на современников несомненно. Джаз быстро обрел популярность, стал выгодным коммерческим товаром. За пять лет после выпуска пластинки «Livery Stable Blues» тысячи молодых честолюбивых исполнителей, захваченных новой музыкой, создали сотни ансамблей — в большинстве своем слабых, не имевших никакого отношения к джазу. Все они играли в дансингах, ночных клубах и т. п. Иногда некоторые из них приглашались для записи на пластинки.
Но джазовый бум десятилетия, которому предстояло войти в историю под именем «века джаза», был обусловлен не только коммерческими причинами. Увлечению джазом способствовали и различные социальные факторы. В искусстве наступил период экспериментирования и отказа от старых форм. Джаз точно соответствовал поискам как в сфере жизни, так и в сфере искусства. Он был веселым и достаточно фривольным, а также совершенно новаторским по форме.
Википедия: Ник Ла Рокка - один из первых джазовых корнетистов и трубачей, лидер группы Original Dixieland Jass Band. Он является композитором - автором одной из самых записываемых композиций, джаз-классики всех времен - "Tiger Rag". Он входил в состав первого записанного джаз-оркестра, группы, которая записала и выпустила первые записи джаза, "Livery Stable Blues " в 1917 году.
При написании текста использована книга:
Джеймс Линкольн Коллиер «Становление джаза»
 «Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984

Пионеры джаза. Барабанщики.
Два самых знаменитых барабанщика периода  формирования джаза -  Уоррен „Беби" Доддс и Затти Синглтон.
Уоррен «Бэйби» Доддс (1898 -1959).
 «Бэйби» Доддс был младшим братом кларнетиста Джонни Доддса. Он известен как один из самых лучших джазовых барабанщиков того времени, когда только наступала эра биг-бэндов, и он сделал большой вклад в зарождающийся джаз. Доддс был среди барабанщиков-пионеров, которые импровизировали на выступлениях и записях. Он вносил разнообразие в своё исполнение путём акцентов и выразительных движений руками в время своих джазовых соло на рабочем барабане, тем не менее продолжая держать ритм на бас-барабане.
Доддс имел репутацию молодого одаренного барабанщика из Нового Орлеана, работал в музыкальных коллективах вместе с молодым Луи Армстронгом на пароходах, курсировавших по Миссисипи. Он переехал в Калифорнию в 1921 для работы с Джо «Кингом» Оливером и далее вместе с ним переехал в Чикаго, где у того было основное место работы.
Доддс записывался с Луи Армстронгом, Джелли Ролл Мортоном и своим братом Джонни Доддсом. В поздние годы жизни искусной игрой Доддса продолжали восхищаться. Он считал важным играть разнообразно в зависимости от того, с кем и что исполняется. Также Доддс, возможно, первый джазовый барабанщик, который был записан вне коллектива: в 1945 он записал 2 соло для Circle Records и в следующем году записал серию соло и реминисценций для Folkways Records.
Доддс играл в оркестре Оливера «Creole Jazz Band. На некоторых пластинках с записями оркестра Оливера игра Доддса слышна  довольно хорошо. В знаменитом «Dippermouth Blues» он играет, временами прибегая к так называемому «шаркающему ритму» (shuffle beat).

Джазовый барабанщик Zutty Singleton. Артур Джеймс «Затти» Синглтон (1898 - 1975). Один из новаторов, первооткрывателей всего того, что мы имеем сейчас.
Будучи современником Бэби Доддса, он постоянно улучшал свою технику и адаптировал ее под постоянно меняющиеся музыкальные течения джаза. С легкостью играл традиционный джаз, свинг. Важно отметить, что хотя он аккомпанировал всем известным джазовым  музыкантам, его техника игры корнями уходила в традиционный новоорлеанский джаз. Он был более предсказуем в акцентировании, его игра была менее красочной, чем у Доддса и вследствие своей простоты она легче воспринималась. Начинающим барабанщикам из Чикаго – было проще копировать стиль Затти, чем Доддса.
Как и Доддс, Затти начинал в местных новоорлеанских бэндах.
Синглтон лучше всех предшественников следовал мелодической линии произведений. Также он использовал более скромную установку, чем многие его современники. Вместе с Бэби Доддсом, Затти является одним из важнейших новаторов техники игры и проектирования установки.
При написании этого текста использовалась Википедия и информация от  John Petters.

Плохая погода
Многие люди говорят, что  плохая погода портит им настроение. Они даже могут впасть в депрессию. Это не про меня. Я люблю плохую погоду. Когда дождь, ветер, сыро и холодно/зябко/неуютно. И я не весельчак какой-то. Наоборот, я склонна к депрессиям, хандре и апатии. Но у них нет связи с плохой погодой.
Есть музыкальное произведение с названием «Плохая погода». Stormy Weather.
Это мелодия, которую я слушаю, слушаю, слушаю и не могу наслушаться. Она - мои «джазовые страдания». Это композиция Дюка Эллингтона «Плохая погода».
«Джаз — не только особый, специфический род музыки, но и особая, неповторимая среда, и люди, создающие эту музыку. Широчайшая панорама личностей джазового мира не может не впечатлять. В этом мире есть свое обаяние, притягательность, но чем глубже погружаешься в него, тем больше понимаешь, как далек он от безмятежности, сколько скрыто в нем горя и трагедий. Пожалуй, только два великих джазовых музыканта прожили отпущенную им жизнь сполна — это Луи Армстронг и Дюк Эллингтон». (Цитата из «Становление джаза. Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984).
Итак, Дюк. Эдвард Кеннеди Эллингтон. Duke Ellington.
За элегантный костюм, вежливые манеры и изящную походку получил прозвище Дюк. Что означает «герцог».
Японский писатель Харуки Мураками, знаток джаза и коллекционер (собрал 40 тысяч грампластинок с джазовыми мелодиями), сравнил музыку Эллингтона с подземным ручьем, питающим бесплодную долину. (Информация из книги: А.Г.Кузнецов. Из истории американской музыки: классика, джаз. Учебник для вузов, 2018 год.)
Можно часами смотреть ролики в Ютубе: Дюк просто красавец. Картинка. И все его оркестранты ему под стать. Прически, костюмы – просто шик.
В ролике «Плохая погода»  есть еще певица. Ivie Anderson. 
Айви Андерсон. Само очарование.
Вывод: Я очень люблю плохую погоду. И просто погоду, и музыку Дюка.

Чиппи Хилл
Берта «Чиппи» Хилл (Bertha ‘Chippie’ Hill) 1905 г. - 1950 г.
Берта родилась в Северной Каролине в 1905 году и изначально была танцовщицей. Затем жизнь ее свела с Ма Рейни и другими блюзовыми певицами.
Берта Хилл пришла в шоу-бизнес, когда ей было всего 14 лет, и, согласно легенде, уже в этом возрасте сумела затмить тогдашнюю звезду Этел Уотерс (Ethel Waters). Свое прозвище «Чиппи» («малолетка» - или «бурундучок») она получила тогда же за юность и невысокий рост.
В 20-е гг. Хилл поселилась в Чикаго и стала сотрудничать с лейблом Okeh. В 1926 вышла запись Pratt City Blues, в которой Луи Армстронг играет на кларнете. Она записывала и другие треки с Сэчмо, а еще с гитаристом Лонни Джонсоном и Тампом Red.
Ее печальный, сильный голос особенно подходил для исполнения блюзов. Лучшие ее записи сделаны в сопровождении Джо «Кинга (Короля)» Оливера (Joe ‘King’ Oliver) и Луи Армстронга (Louis Armstrong).
В конце 20-х гг.  Чиппи вышла замуж и оставила сцену.
Через 20 лет она вернулась на сцену и стала сенсацией для любителей блюза. В 1948 году она выступала во время джазового фестиваля в Париже.
Карьера Чиппи оборвалась трагически через два года после фестиваля. Она погибла на автомобильной дороге.
Текст написан на основе сведений из Википедии.

Ethel Waters.
Этел Уотерс.
Американская джазовая певица и актриса, ставшая второй афроамериканкой, номинированной на премию «Оскар».
Активно записывала песни, а также много выступала в бродвейских постановках. Сотрудничала с Флетчером Хендерсоном (аккомпаниатор). Также коллегами были музыканты  Уилл Мэрион Кук и Лови Остин.
В кино она впервые появилась в 1929 году, сыграв саму себя в музыкальном фильме. Её последующими знаменитыми киноролями стали Эстер в «Сказках Манхеттена» (1942), Петуния в «Хижине на небесах» (1943), а также бабушка Пинки в фильме «Пинки» (1949), за роль которой она была номинирована на премию «Оскар», как лучшая актриса второго плана.
В 1950 году она стала обладательницей Драматической премии критиков Нью-Йорка за роль в пьесе «Гость на свадьбе». Спустя два года она сыграла ту же роль в одноимённом фильме.
 Этель в 1951 году написала честную и откровенную автобиографию.
Прожила всего 80 лет (1896 -1977).
Умерла от сердечного приступа.
Текст написан на основе сведений из Википедии.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ДНЕВНИКА СЛЕДУЕТ