Случайный попутчик

Александр Щербаков 5
Я не раз слышала, что незнакомые попутчики в купе вагона или в кресле самолета рядом делятся с незнакомыми людьми, с которыми они никогда не встретятся более, своими сокровенными мыслями или рассказывают истории, которые хранили как зеницу ока. Но я думала, что это просто разговоры, а на самом деле так не бывает. И вот это случилось со мной.  А как это произошло, я сейчас расскажу.

Я коренная хабаровчанка, мне уже за сорок, юрист по профессии. Личная жизнь не сложилась.  Иногда по делам моих клиентов мне приходится ездить в разные города России. Вот и на этот раз мне пришлось съездить в арбитражный суд в город Томск.  Непростое дело мне удалось выиграть, и я  в хорошем настроении  вошла в вагон поезда, который должен доставить меня до Новосибирска, откуда я на самолете прямым рейсом долечу до Хабаровска.  Вставать пришлось рано, но это не доставило мне неудобства, так как разница во времени между Хабаровском и Томском 4 часа.  Билеты мной были куплены заранее, и на поезд, и на самолет.

Зайдя в свое купе, я увидела мужчину, весьма аккуратно одетого, что удивительно для поезда, где обычно мужчины ездят в трико с вытянутыми коленками. Мужчине было явно за шестьдесят, хотя  выглядел моложаво.  Он приветливо пригласил меня занять место напротив себя на нижней полке.  Сказал, что его сосед ехал до Томска, и теперь эта полка свободна. Я посмотрела на свой билет и убедилась, что это мое место.  Вагон был полупустой, так что мы с этим мужчиной оказались вдвоем в купе.  Я собиралась почитать интересный роман, который начала читать еще в гостинице.  Но события развернулись так, что мне оказалось не до чтения.

Когда поезд тронулся, и в наше купе зашла проводница, чтобы взять мой билет, попутчик попросил принести ему чаю, да и я была не против этого же.  Мужчина сказал, что он всего шесть часов провел в вагоне, и едет до Новосибирска.  Я ответила:
- Вот как. Выходит, мы вместе с вами выйдем в Новосибирске.
- А вы там живете? Я первый раз еду в Новосибирск. Раньше только проездом бывал в этом городе, - заинтересовался мужчина.
- Нет, я там не живу, тоже только проездом бываю. Вот и сейчас тоже на несколько часов заеду, чтобы дальше на самолете полететь.
- И далеко вам лететь? – спросил мужчина.- Если это не секрет, конечно?
- Да какой может быть секрет? – улыбнулась я. – Лечу в Хабаровск.
- В Хабаровск? – переспросил мужчина. – Вот мне повезло иметь попутчицу из родного города, - явно повеселел он.  И добавил:
- Вы мне хоть расскажете о городе, а то я давно оттуда уехал.
- Хорошо, расскажу – мне тоже были приятно увидеть земляка.  Подумала:
- Может, у нас есть общие знакомые?
Видимо, та же мысль пришла в голову и мужчине,  он хотел задать мне вопрос, но тут проводница принесла в купе два стакана чая в подстаканниках, и мы прервали разговор.  Мужчина достал колбасы, зелени, булочки, шоколад и предложил мне составить ему компанию.  У меня кроме пачки печенья,  купленной в буфете гостиницы, ничего не было, а ужинала я давно, так что проголодалась, и не отказалась от угощения.  Мужчина оживился, и мне вспомнился эпизод из фильма «Я объявляю вам войну», где главный герой, которого играл Николай Еременко, втянул живот, когда мимо проходили молодые девчата, и одна сказала другой:
- Ишь как петух крылья распушил.
Но в данном случае мой попутчик не старался выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Просто он, видимо, вообще радушный человек, и угостить даму у него в порядке вещей. Я с аппетитом поела немудрённый завтрак,  и когда мы выпили по стакану чая, мужчина спросил:
- Не хотите по второму стакану. Я так не против, меня так и называли «амурский водохлеб».
И он улыбнулся, и улыбка была такой искренней, какую я давно не видела у мужчин, особенно в солидном возрасте.  И когда он добавил:
- Не волнуйтесь, водичка дырочку найдет, это я вам как врач говорю, - я согласилась на второй стакан чая, предложив:
- У меня как раз печенье есть к чаю.
Мужчина взял пустые стаканы и пошел к проводнице. Вернулся пустой и сказал:
- Сейчас чай вскипятят и проводница сама принесет.
- Так вы давно уехали из Хабаровска? – спросила я своего попутчика.
- Уже больше десяти лет назад, - ответил он. После некоторого раздумья добавил:
- Всё собирался навестить родню, да  никак не получалось. То одно, то другое. А теперь вообще неизвестно, останусь ли жить.
- Что так? Откуда такой пессимизм? – поинтересовалась я. Мне на самом деле стало интересно, почему еще совсем не старый человек собрался умирать. И выглядит вполне сохранным.
- Еду в Новосибирск на операцию на сердце. Операция рискованная, каждый десятый с операционного стола не встает. Такие операции делают только в Москве и в Новосибирске.
- А что за операция? Расскажите!
- Да я хоть и врач, только приблизительно знаю, как она должна быть сделана. Их недавно в России стали делать. Так что давайте на этом на эту тему не будем продолжать, - погрустнел мужчина, у него какая-то тень на лицо упала.  И я решили отвлечь его от грустных мыслей. Сказала:
- Не будем, так не будем.  Так вы десять лет назад Хабаровск покинули? Ну, сейчас вы его не узнаете, особенно центр города. Там столько высотных домов понастроили. Многим не нравится, исторический вид города утрачен, да и жить в этих домах с дворами-колодцами неудобно, но со стороны Амура он точно соответствует словам песни о нашем городе. Помните «Вдоль Амура белым парусом высятся дома Хабаровска. А увидишь город издали, словно не дома, а корабли».
- Эту песню помню, конечно. Да её все хабаровчане знают. И её исполнителя Матвея Журавлева. Ему приписывали и авторство, но слова к песне написал Федотов, малоизвестный поэт и очень скромный человек.
- Вы и автора стихов знаете, видимо, точно хабаровчанин.
- Да что мне на старости лет вас обманывать?  Мне наш город всегда нравился. Амур придает городу особый колорит. Только вот ветер часто дует вдоль Амура, особенно зимой. Буквально до костей продувает.
- Это точно, ветер очень часто дует.  Мне тоже не нравится этим наша погода. И еще духотой в июле.
- Вы правы, душно бывает. Я иногда в такие дни старался перебраться на дачу, в деревянном доме не так душно спать.
- Видите, вам было, куда уехать в душные дни. А дача далеко?
- На Втором Воронеже. Небольшой участок и домик. Многие на соседних участках стали  хоромы строить, а у меня это не получилось. Да и зачем мне огромный домина?
- Выходит, вы не видели, какую огромную спортивную арену для хоккея с мячом построили? «Ерофей» называется.
- Только на фотографии видел. Так что в Хабаровске для хоккея много что построили. Для шайбы «Платинум-арену», для мяча – «Ерофей».
- Так наш СКА сразу выиграл чемпионат страны по хоккею с мячом.
- Я знаю об этом.  Читал и даже отдельные фрагменты финального матча видел.
- А как вам пруды в Хабаровске нравятся?
- Я узнал, что сейчас там струи воды бьют, и вечерами подстветка. При мне такого не было. Пруды и пруды.
- Да, и на стадионе Ленина тоже появились фонтаны, прямо из асфальта бьют. Тоже с подсветкой.

Мы проговорили про наш с ним родной город до обеда. Оказалось, что жили мы недалеко друг от друга, но не встречались. И несколько общих знакомых у нас тоже оказалось. Так что поговорить было о чем. Мне совсем не хотелось прерывать разговор с этим ранее незнакомым человеком, читать книгу. Еще в самолете 5 часов лететь, успею почитать. А тут такой интересный собеседник, много переживший, много увидевший и очень интересно рассказывающий обо всем, где был и что видел. И мой попутчик явно повеселел, охотно отвечал на мои расспросы,  и на исторические темы, и на медицинские вопросы.  Человек прожил в городе на двадцать лет дольше меня и естественно, видел, как хорошел город, как расстраивался, появлялись новые микрорайоны на месте пустырей и огородов.  Время в пути пролетело незаметно. Я была благодарна своему попутчику и за это, и что многое узнала от него,  получила урок житейской мудрости. 

Когда поезд уже подходил к Новосибирску, мой собеседник, чуть смущаясь, попросил об одной услуге:
- Я вас попрошу позвонить одной моей знакомой, мы одно время вместе работали. Но только после того, как я позвоню вам, если вы не возражаете? Сообщу, как прошла операция. Ну, а если не позвоню, то никуда звонить не надо. Видно, не судьба.
Он протянул мне бумажку, на которой было два номера телефона –домашний и мобильный, а также  имя-отчество.  Отказать в такой малости я не могла. Почему не сделать приятное хорошему человеку. Но по тому, как потеплели его глаза, когда он просил об услуге, я поняла, что там не только служебные отношения. Мы обменялись номерами сотовых телефонов.

У вагона его встречал мужчина, такой же солидный. Оказался друг моего попутчика со студенческих лет, который собирался отвезти его в пансионат при НИИ кардиологии имени Мешалкина.  Когда мы стали прощаться с моим попутчиком и его другом, который любезно донес с перрона мою сумку до железнодорожного вокзала, и я протянула ему руку, мой попутчик сказал:
- Спасибо вам большое, что вы сняли с меня хандру. Встретить земляка из Хабаровска в Сибири такая редкость. Теперь я уверен, что операция пройдет успешно, и я еще побываю в Хабаровске. И мы с вами еще посетим мои любимые места, и ваши. Разрешите, я вас поцелую на прощанье.

Он поцеловал меня в щечку, мы еще пожали друг другу руки и расстались. 
- Навсегда или еще увидимся? - мелькнула в голове мысль.  Честно скажу, мне хотелось бы встретить его в Хабаровске.

Прошло три недели.  Мой попутчик не звонил, и мне стало тревожно.  Неужели он вошел в те 10%, что умирают на операционном столе? Не хотелось в это верить. За заботами на работе, домашними делами, я не часто вспоминала о своем попутчике в купе, но тревожные мысли нет и нет, но посещали меня. Поэтому когда он позвонил, я не могла скрыть своей радости. Он рассказал, что операция прошла успешно, но потом развились осложнения, но в этом не вина оперирующего хирурга, а его организма. Но сейчас все нормально, он идет на поправку. И когда я спросила его, звонить ли мне по тому телефону его знакомой, он однозначно ответил «Да».

На следующий день я набрала номер телефона, который мне дал мой попутчик. Мне ответил приятный женский голос. Я объяснила, что звоню по просьбе её знакомого,  с которым вместе ехала в поезде. Сообщила, что операция в Новосибирске прошла удачно, были осложнения, но сейчас все хорошо, он идет на поправку.  Женщина встревоженным голосом ответила:
- А я уже волноваться стала. Он обычно мне звонил раз в полгода, а тут звонка не было. Я сама позвонила, телефон вне зоны доступа.  Вот поросенок, не сообщил, что у него проблемы с сердцем. Видимо, не хотел волновать.
Выслушав абонента, я сказала:
- Извините,  что я вмешиваюсь не в свое дело, но вам повезло с таким другом. Если бы я была на вашем месте, я бы в него влюбилась.
- А вы думаете, я не влюбилась? Еще как! Но мы не стали разрушать наши семьи, но до сих пор поддерживаем связь на расстоянии. Уже скоро 25 лет будет.  Извините за это признание незнакомой женщине, думаю, вы сохраните мой секрет в тайне?
Я пообещала  хранить тайну её и того попутчика, с которым судьба свела меня в поезде. А на душе после этого разговора стало  теплее. Ведь еще на свете чувства, которые люди проносят через годы, но не разрушают свои семьи, не делают больно своим детям.