Корни русского социализма

Олег Шахназаров
Теория смены общественно-экономических формаций нигде не реализовалась, но это не означает отсутствие закономерностей. Они существуют и реально отслеживаются, принципиально отличаясь от постулатов марксизма.

Если способы жизнеобеспечения, известные человечеству, классифицировать в самом общем плане, то можно выделить гомеоцентризм (от греч. homios - подобный, одинаковый) - удовлетворение потребностей за счет симбиоза со средой обитания без ее преобразования; эктоцентризм (от греч. ektos – вне, снаружи) - преобразование среды обитания без нарушения экологического баланса за счет возобновляющихся природных ресурсов; геоцентризм (от греч. ge - земля) - преобразование среды обитания с нарушением экологического баланса за счет не возобновляющихся природных ресурсов и антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) - сокращение использования не возобновляемых природных ресурсов, сохранения/восстановления экологического баланса за счет интеллектуальных способностей человека.

Все четыре способа жизнеобеспечения присутствуют в деятельности человека с момента его появления на Земле, но не в одинаковой степени на различных этапах эволюции. В силу определенных условий один из них становился преобладающим. Он давал начало одноименному способу общественного воспроизводства - формации. Остальные имели второстепенное значение. Второстепенность не означала малозначимость. Они были и остаются резервом дальнейшего развития с перспективой стать системообразующими. Их отсутствие в деятельности человека является серьез¬ным тормозом общественного прогресса. В настоящее время сосуществуют общества, стоящие на стадии гомеоцентризма несколько десятков тысяч лет, эктоцентризма - несколько тысячелетий, геоцентризма - несколько столетий и антропоцентризма, формирующегося с середины XX в.

История земной цивилизации начиналась с гомеоцентризма, который был единственным способом общественного воспроизводства на планете. Глобальные катаклизмы, сопровождавшиеся резким похолоданием, а затем термическим максимумом. разрушили гомеоцентричную гармонию. Изменения в окружающей среде превысили адаптивные способности людей, подвергшихся природному воздействию, вынудили их мигрировать в поисках новых природных ниш, переходить от присваивающего к производящему образу жизни. Великие эктоцентричные общества возникали в климатически наиболее благоприятной полосе между 30 и 45 параллелью, предпочтительно в приморских долинах. Их сменяли геоцентричные, где близко к поверхности и в больших количествах обнаруживались запасы угля, железа, а затем и углеводородного сырья. Замыкают череду антропоцентричные общества, которым полученные знания создали предпосылки для восстановления изначальной гармонии между человеком и природной средой, но на качественно новом уровне. В гомеоцентризме это были врожденные способности, в антропоцентризме - благоприобретенные. В перспективе, истощение ресурсов планеты или катаклизм способны вновь сделать эктоцентризм (в данном случае переселение на другие планеты) господствующим способом жизнеобеспечения.

Парадигмой геоцентричного развития является удовлетворение растущих общественных потребностей за счет опережающей эксплуатации природных ископаемых - изначально угля и железа, потом еще и углеводородного сырья. Энергетическая и материальная затратность этой формации, разрушительные последствия для среды обитания не давали возможности ее повсеместного распространения, ограничивают ее существование во времени. Если возможны исторические вехи в эволюционной цепи, то к таковым следовало бы отнести лето 1999 г., когда казначейство Великобритании приступило к распродаже своего золотого запаса - символа уходящего в прошлое способа общественного воспроизводства. Происходящий демонтаж громадного геоцентричного механизма в северном полушарии стал очевиден, но только не в России.

Парадигмой антропоцентризма стало удовлетворение растущих общественных потребностей и восстановления экологического баланса за счет роста интеллектуального содержания производимых товаров и услуг. Условной точкой отсчета но¬вой формации может служить заказ правительства США на создание компьютеризированной системы ПВО в конце 1940-х гг.

Последовательности смены формаций в смысле прохождения отдельно взятого общества по всем ступенькам от одной формации к другой не существует. Эволюция - не просто процесс проявления свойств и возможностей, изначально присущих человеку и обществу, а также приобретенных ими в предшествующей практической деятельности. Это еще и результат влияния природной среды. Во взаимосвязи среды обитания, общества и экономики среда обитания постоянно оставалась определяющим фактором, а общество и экономика - производными. Конкурируют на мировой арене не экономики, а среды обитания с привязанными к ним экономиками. Климат, поверхность и недра земли способны ускорять и замедлять переход от одного способа воспроизводства к другому. Все движутся в одном направлении, но с разной скоростью. Максимальный разрыв в цивилизационном развитии между обществами, занявшими наиболее благоприятные ниши между 35 и 40 параллелями в прибрежных долинах х и теми, кто оказался в приэкваториальных и приполярных зонах, а также внутри континентов и в горах исчисляется от столетий до тысячелетий.

"Капитализмы" и "социализмы" - варианты геоцентричного способа воспроизводства. "Капитализмы" - естественного, в котором товарно-денежные отношения сначала стимулируют, а по мере разрушения среды обитания сдерживают эксплуатацию недр и энергетическую затратность производства. В первую очередь самого доступного, но и самого дорогого вида энергии - биомеханической энергии человека. Ни деньги, ни торговля, ни достигнутый уровень цивилизационного развития никогда не были системообразующими факторами "капитализма". Он зарождался не там, где проходили торговые пути, скажем "великий шелковый путь", где скапливались несметные богатства, как в Индии, где появились первые банки, как в Генуе и Венеции, где процветали науки, искусства, ремесла, как в Риме и Афинах, Париже и Амстердаме, а там, где близко к поверхности обнаруживались большие запасы железа и угля в ничем до этого не выдающихся местностях вроде Намюра, Льежа, Ньюкасла, Эльзаса, Лотарингии. Только в этом случае деньги становились необходимым ресурсом развития.

"Социализмы" вообще и, в особенности, советский социализм - это гипертрофированный геоцентризм, в котором естественные регуляторы затратности, формирующиеся в процессе товарообмена, были заменены на суррогатные, позволившие обществу развиваться, не считаясь с людскими, энергетическими и материальными издержка¬ми. Краеугольным камнем подобного способа воспроизводства стала государственная монополия на средства производства.

Предтеча
Советские отношения собственности в ярко выраженном виде начали формироваться в России еще до революции в недрах старообрядчества, как отношения внутриобщинные. Их воздействие на национальную экономику можно оценить с учетом того, что к 1917 г. численность староверов составляла около 37 млн. человек3, староверы-предприниматели контролировали от 60% до 75% капиталов дореволюционной России. Они "стали вершителем судеб многих наиболее современных и технологичных отраслей русской промышленности, "верхушка староверия была одним из самых энергичных и деятельных отрядов российского капитализма"7.

Очень небольшая часть староверов осталась на плодородных землях после раскола. Большинство проживало на землях удельных и казенных лесистых, гористых, заболоченных, студеных. Они туда или сами бежали, или их ссылали. Эти оброчные крестьяне жили самоуправляющимися общинами с выборными советами и старостами, подкармливая становых и приходских священников господствующей церкви за то, что они "ничего не видят и не слышат". Помимо сел и деревень старообрядческими скитами – мужскими, женскими и смешанными монастырями - были наводнены леса. Они возникали как убежища, с течением времени превращаясь в рабочие общины.

Источником существования было кустарничество, артельный труд, мелкое и среднее предпринимательство. Всем занимались староверы слаженно, организованно, подавляя конкурентов, завоевывая местные рынки. Рано или поздно многие в округе становились староверами, потому что легко можно было получить протекцию и кредит, на ярмарках поддержку, а отправляясь по делам по городам и весям, - приют у местных староверов. Общинное начало усиливалось по мере продвижения на Север и на Восток вглубь материка с резко континентальным климатом. Антропологи выявили связь эгалитаризма с экстремальностью среды обитания. Иерархичность развивается в благоприятных условиях.

К примеру, Выгорецкий поморский монастырь, раскинувшийся на берегах Онежского озера при впадении в него реки Выги, просуществовал 150 лет до Николая I. Это поселение "с матушками и детками, с коровушками и люлечками", образовавшимися вокруг расколоучительного центра с общим для всех Советом. Насельники монастыря-общежительства жили устойчивыми семейными парами (некоторые невенчанными), все члены распределялись по рабочим и промышленным артелям. Рабочие - выполняли коммунальные и сельскохозяйственные работы. Промышленные - уходили на заработки в города. Артели имели выборных старост и "нарядников", назначав¬ших объемы работ и контролировавших их исполнение. Дети выделялись в отдельную артель. У них тоже был староста, который следил за тем, чтобы они прилежно учились, а также контролировал деятельность учителей. Недвижимость и орудия труда принадлежали всему трудовому коллективу, движимое имущество могло быть или общим, или келейным (семейным). Последнее - переходило по наследству или завещалось общине. Имущественного неравенства не возникало. Такая же хозяйственная деятельность была свойственна сотням и тысячам меньших по размаху мирских общин. По сути это были коммуны.

Разгром Выгорецкого общежительства ничего дому Романовых не дал, разве что ускорил рост зародившегося во второй половине XIX в. "странничества". "Странники" и их разновидность - "бегуны" к 1917 г. насчитывали свыше 17 млн. человек. Они принципиально не желали платить подати "антихристовой" власти, не имели постоян-ного места жительства, не были привязаны к земле, не обзавелись ею после 1861 г., рождение детей и браки нигде не фиксировали, не имели недвижимости8. Их в России как бы и не существовало. Они не имели права иметь собственность и все свое имущество должны были отдавать общине. На появившиеся после 1861 г. разномыслия в отношении того, следует ли осесть на земле, видный идеолог движения Никита Семенов отреагировал словами "глагол мое, свое - проклятый и скверный"10. В этом крыле старообрядчества во второй половине XIX в. все-таки вызрело стремление "лучше устроить земные дела, укрепить согласие, превратить его в богатую и влиятельную организацию". Тем не менее, идеология нестяжательства поколеблена не была - деньги-де иметь позволительно, но в общей кассе и как неизбежное зло.

Общины менее радикальных старообрядческих согласий (конфедераций) создавали самодовлеющие хозяйства. Объединившись, соседствующие селения могли существовать автономно. Они занимались хлебопашеством и скотоводством, изготавливали и ремонтировали орудия труда, имели собственные кирпичные заводики и мастерские по изготовлению домашней утвари. Труд был строго детализирован, дисциплина соблюдалась беспрекословно, каждый знал свои обязанности. Руководство пользовалось уважением и авторитетом. Их назвали «большаками». Раньше это слово было известно всем православным, но сохранилось оно только у староверов. В некоторых поселениях имелся колокол, по ударам которого "люди сверяли время и регулировали выполнение своих хозяйственных работ". Современные исследователи уральского старообрядчества, солидаризируясь с А.К. Гейнсом, описывавшим его в 1898 г. (за 19 лет до "Октябрьской революции"), отмечают, что Уральское казачье войско до 1917 г. представляло собой самую большую великорусскую общину в мире, что общинное начало в ней было доведено до край¬ностей, что она была "коммунистической"12.

"Беспоповские" и "беглопоповские" староверы усматривали бесовский характер не только в частной коммерческой деятельности, но и в кредитных, торговых товариществах. Даже в среде наиболее предрасположенных к частному предпринимательству "белокриницких поповцев", составлявших от силы 5% от общего числа староверов России, бытовало отрицательное отношение к сельским богатеям. За 9 лет до 1917 г. они призывали к борьбе против "лавочников" и кулаков - этих "гнойных прыщей на народном теле".

Из сугубо конфессиональной в конфессионально-экономическую общность старообрядчество начало превращаться на рубеже XVIII-XIX вв. Процесс этот не вписывается в хрестоматийные примеры развития "капитализма". Предпринимателями становились не состоятельные люди, а, наоборот, те, у кого средств на это не должно было бы быть. Массовое предпринимательство зарождалось не в городе, а в деревне. Разворачивался процесс не на благодатных землях, где было больше возможностей для первоначального накопления, а на скудных и/или холодных, где их было меньше.

Подобные странности должны были бы вызвать исследовательский интерес, но дальше констатации этих явно не хрестоматийных фактов дело не шло. Ранее появившиеся и достаточно крупные даже по европейским меркам предприятия бояр и дворян приходили в упадок. В начале XX в. частные предприятия старше ста лет можно было по пальцам счесть, и ни одно не занимало лидирующих позиций.

Процесс создания средних и крупных предприятий в XIX в. начинался "с нуля" - с мелкого сельского предпринимательства. Для их появления нужны были инициатива и стартовый капитал. Инициативность, понятное дело, в деревне была качеством не очень распространенным, а капитал - явлением совсем уж редким. В деревне начала XIX в. 5 рублей в год были очень неплохим доходом, а претенденту на купеческое сословие низшего уровня нужно было объявить капитал в 1000 рублей. Тем не менее, мелких предприятий возникало много. Если их деятельность была успешна, они вырастали до средних размеров, перебирались в город, становились крупными, которые в свою очередь способствовали созданию мелких.

Ключ к разгадке - в различиях между общенациональными и конфессиональными особенностями хозяйствования. В России "явной" еще не было ни кредитной, ни вексельной систем, которыми могли бы воспользоваться люди предприимчивые. Иначе обстояло дело в России тайной". В ней шел активный процесс “первоначального накопления капитала", "купеческий род стал структурной единицей старообрядческой общины", "раскольничьи монастыри выпускали легионы сборщиков, и эти сборщики возвращались назад с полными кисами денег"15, "состоятельные" члены общин вносили значительные средства в кассу обществ (...). Руководство общин прямо разверстывало своеобразные налоги среди предпринимателей"16 . Община имела права на прибыль от предприятий единоверцев. Материальные ресурсы они с готовностью предоставляли для удовлетворения различных потребностей, включая выкуп из крепостной зависимости. Центральной же задачей оставалось укрепление экономической основы, в которую на равных входили общинные хозяйства и формально частные предприятия.

Распад православной общины зашел настолько далеко, что у постоянно нуждающейся паствы РПЦ, в среде которой социальные отношения складывались по иным законам, зародилось представление, что для бедных "староверничество" не по карману17. На самом деле, православные путали причину со следствием. Стартовый капитал, который у православных крепостных появиться мог лишь при каком-то непостижимом стечении обстоятельств, всегда имелся у инициативных крестьян-староверов. Старообрядческая община была готова прийти на помощь и бедняку, и предпринимателю, предоставляя ему беспроцентные и безвозвратные ссуды.

Верховодили купцы -"миллионщики", сфера влияния которых простиралась на тысячи километров. Каждый действовал в интересах своего согласия (конфедерация об¬щин определенного толка), но перед лицом общего для всех противника они учились ладить. Внутри этих радиусов возникали разраставшиеся анклавы территориально бо¬лее ограниченных, но и одновременно более интенсивных сфер влияния "тысячников" - предпринимателей средней руки. Они определяли ассортимент изготавливаемой в деревнях продукции, оплачивали единоверцам места на ярмарках, гордились тем, что их усилиями, умением, заботами кормятся десятки, сотни, тысячи, а то и десятки тысяч единоверных братии. В укор им личное богатство не ставилось. Все видели, что они трудятся, что у них лучше получается, что заработанным делятся с общинниками.

Когда в России "явной" стала появляться кредитно-денежная система, в России "тайной" уже имелась не только конфессионально-замкнутая система финансирования. ставшая прототипом бюджетного финансирования советской экономики, но и уже сложились общественные фонды потребления, включая денежные средства, товары и услуги. Тогда сформировались конфессиональные товаропроводящие системы, позволявшие влиять на ценообразование в масштабах всей страны.
Собраниями общин избирались подотчетные им Советы попечителей. Им делегировались права распорядителей кредитами и собственностью общины. Они могли сдавать в аренду, продавать, закладывать формально частные земли, заводы, фабрики, торговые заведения и дома. Под их надзором запускался в оборот капитал общины, выдавался в рост достойным доверия иноверным купцам. Из числа опытных членов общин назначались "поставленные" старообрядцы или, говоря современным языком, директора направлений. В функцию Советов входило выделение ссуд на завод предприятий общинников. Так появлялись тысячи мелких торговцев, мастерских и фабрик. Советы принимали инвестиционные решения для расширения общинных предприятий. Общины обменивались информацией о конъюнктуре местных рынков. Это позволяло им своевременно оценивать ситуацию, формулировать хозяйственную политику. Конкуренции не было. Состоявшиеся фабриканты считали своим долгом помогать начинающим собратьям сырьем и оборотным капиталом по заниженным против ры¬ночных расценкам, не взимая процентов, с долговременной рассрочкой платежа.
С тех пор как Кельсиев вывез секретные документы МВД в Лондон и опубликовал их с помощью Герцена в 1861-1862 гг., стало известно, что денежные средства старообрядческих общин представляют собой анклавы "социализма в капитализме", что вла¬дельцы капитала в действительности не более как экономы, кассиры и приказчики, приставленные к общинной собственности.

Облицованная мрамором больница для рабочих, 9-часовой рабочий день еще с 1900 г. и многие другие достижения предпринимателя-старовера Коновалова, ставшего министром Временного правительства, не "потемкинская деревня". Гораздо менее известный читателю старовер-предприниматель А.Я. Балин построил для рабочих 3-4-этажные благоустроенные общежития с бесплатными яслями. Для несемейных имелись отдельные общежития. Для кадровых рабочих - 7-8-квартирные дома. Проживание было бесплатным. Для постройки собственных домов выдавались беспроцентные ссуды с погашением в течение нескольких лет. Медицинское обслуживание - бесплатно. Имелась каменная больница на 50 коек с мужским и женским отделениями, обору¬дованной операционной, амбулаторией, аптекой и отдельным родильным домом. В лесу располагался противотуберкулезный санаторий. Инвалиды и престарелые бы¬ли на содержании Товарищества для престарелых - богадельни. В поселке пятилетнее профтехучилище с вечерними классами для рабочей молодежи. Обучение и пользование библиотекой - бесплатное. К 1910 г. появился Народный дом с театральным залом для профессиональных и самодеятельных артистов. Один процент прибылей отчислялся в пенсионный фонд. Право на пенсию имели проработавшие на заводе не менее 25 лет, а также потерявшие трудоспособность, вдовы с малолетними детьми, бездетные вдовы и круглые сироты. Пенсия назначалась в размере 25-50 процентов средней заработной платы. Рабочим предоставлялась возможность участвовать в при¬былях предприятия.

Это - типичный пример из множества. Там, где появлялись старообрядческие предприятия, земства утрачивали свою значимость. К примеру, по Богородскому уезду Московской губернии - центру старообрядческого ткачества - жандармские чины в последние десятилетия XIX доносили, что "фабрики имеют подавляющее влияние на отправление всех функций городского и земского самоуправления"19. Неудивительно, если учесть, что из 42% прибылей на вложенный капитал более 75% шло в развитие производства и социальной сферы20.

С середины XIX в. в России "явной" появляются банки. Ответом староверов стал Московский Ссудный банк. Банковское дело было для них тогда terra incognita. В 1875 г. банк, естественно, разорился. Урок пошел впрок. Староверы стали отправлять своих детей в университеты Москвы и Казани21, но ситуация все равно менялась не в их пользу. Начавшее развиваться капиталоемкое геоцентричное производство требовало крупные медленно оборачивающиеся капиталовложения в добывающую и обрабатывающую промышленность, что, естественно, подстегивало инфляцию и цены. Компенсаторных возможностей общинных фондов не хватало. Паевые товарищества, которые стали развиваться в старообрядческой среде ранее, чем у других, какое-то время позволяли воздерживаться от обращения к более дорогому ссудному капиталу. Однако жить только своими законами, как это удавалось ранее, было уже невозможно. Появившиеся в паевых товариществах иноверцы не хотели оплачивать дорогостоящую социальную инфраструктуру. Необходимость обращаться за кредитом, а значит, выплачивать ссудный процент, вынуждала староверов снижать себестоимость продукции за счет социальных расходов. Многоразовые н продолжительные богослужения стали превращаться в дорогостоящую обузу. Получалось, что даже при одинаковой продолжительности рабочего дня рабочий-старовер меньше стоял у станка, чем рабочий на православном предприятии.Идиллия общинных отношений собственно¬сти к концу XIX в. стала испытываться на прочность.

Староверы-предприниматели вынуждены были все чаще и на все более продолжительное время покидать ареал дружественной деловой среды, уделять все больше внимания конкурентоспособности своего производства. У управленцев-староверов третьего-четвертого поколений стало развиваться чувство собственников: да, конечно, община помогала их предкам стать на ноги и десятилетиями существовать, но ситуация изменилась. Теперь без их талантов и способностей предприятия существовать не смо¬гут. Они должны иметь больше прав в отношении общины. Они должны не только де-юре, но и де-факто владеть и распоряжаться своей собственностью, определять по¬рядки на своих предприятиях.

Тяжелые условия труда, длительность рабочего дня конца XIX - начала XX вв. православные рабочие воспринимали как неизбежность: "Христос терпел и нам велел". Рабочие-староверы отнеслись к "новинам" иначе. Они помнили иные времена. На старообрядческих предприятиях начались волнения. Один из первых историков КПСС, кстати, выходец из старообрядцев А.С. Бубнов, толковал внутриобщинные разбирательства как развитие революционного рабочего движения. Возможно и так, но очень специфического. Староверы-рабочие убеждались, что социальная справедливость не вечна, если зависит от воли иноверных частных собственников, и даже единоверных предпринимателей, вынужденных играть по правилам падшего мира.

Разразилась "первая русская революция", которая, в действительности, если вскрывать ее конфессиональные и экономические корни, была одним из последних эпизодов борьбы старообрядчества за свои права. В православном Петербурге каждый рабочий в среднем бастовал четыре раза в 1905 г.. а в Москве - 1 раз. На этом основании делается вывод, что город, в котором сформировалась самая крупная организация РСДРП, стал центром притяжения всех революционных элементов. Все было как раз наоборот. Православные выдвигали требования экономические и конфликтовали с предпринимателями, а московские рабочие-староверы с единоверными владельцами фабрик не конфликтовали. Их противником была антихристова власть, мешавшая по-христиански распоряжаться фабриками и заводами. Эта задача забастовками не решалась. Руководство эсдеков, как они сами признавали, решения о вооруженном восстании не принимало. В начале декабря 1905 г. в Москве было в общей сложности 6000 дружинников. Из них 250-300 - у большевиков, 200-250 - у меньшевиков. 150 - у эсеров. Итого, около 700 человек. Откуда же взялись еще 5300. т.е. 88% боевиков?

Баррикады отделили Пресню, Миусский. Бутырский, Сокольнический и Рогожско-Симоновский районы от центра. Из них определенно старообрядческими были Сокольнический и Рогожско-Симоновский. находившиеся в зоне влияния Преображенских и Рогожской общин. Большие дружины выделили фабрика старовера Мамонтова, мебельная фабрика Шмита, который имел сначала финансовый, потом родственный альянс со староверами и. наконец, принял старообрядчество. На подмогу прибыла дружина рабочих из старообрядческой Шуи. Группировались повстанцы у ныне Белорусского вокзала, где староверы-купцы выстроили дом для староверов-рабочих железнодорожных мастерских. А неподалеку на Бутырском валу, где он вытекает из Тверской улицы, разместилась Рахмановская старообрядческая община, чье влияние простиралось до Миусской площади.

На Пресне баррикады защищали 150 федосеевцев Прохоровской мануфактуры. Формально православные Прохоровы были связаны родством с несколькими старообрядческими кланами. Н.И. Прохоров позже рассказывал, что в течение всех дней осады с 9-го до 17-го декабря он оставался на фабрике с рабочими, не стал сотрудничать с "освободившими" фабрику карателями, а потом принимал на работу повстанцев, временно нашедших убежище в родных деревнях. Бастовавшие рабочие не только не тронули фабричной кассы и других ценностей, но и покидали баррикады, чтобы тушить пожар на складе, когда он занялся из-за артиллерийского обстрела баррикад27.

До 1905 г. идеи марксизма не находили особого отклика в старообрядческой рабочей среде. Определенный вклад в их распространение внесли появившиеся в 1897 г. "Пречистинские курсы". Созданные в общеобразовательных целях, они быстро превратились в рассадник социалистических теорий в рабочем Замоскворечье, заселенном в основном староверами. С лета 1905 г. они существовали на средства староверов или полученные из городской казны с помощью староверов, вопреки протестам паствы РПЦ: "Они всяких социалистов читают, и за что им деньги будем давать?" Увлечен¬ные противоборством с вековечным противником староверы-предприниматели были готовы взять в союзники любого, кто своими действиями способствовал их целям, не подозревая, к каким последствиям это, в конце концов, приведет.

Любопытство староверов в отношении социал-демократических воззрений было вызвано переплетением ряда взаимосвязанных причин. Традиционно преподавателями сменявших друг друга поколений староверов были родители или другие грамотные единоверцы. Отмена обязательности посещения в земских школах уроков Закона Божьего, преподаваемого служителями РПЦ, а также усилия самих преподавателей избе-гать изложения темы в не приемлемой для староверов форме привели во второй половине XIX в. к постепенному увеличению численности детей из старообрядческих семей среди учащихся земских школ. Это позволило, к примеру, будущему главе Советов М.И. Калинину пойти в обычную школу после "домовой школы".
 
Светская и духовная власти рассчитывали, что молодое поколение "раскольников", по общему признанию, более грамотных, склонных к серьезному чтению, станет приближаться к официальной церкви. В какой-то мере замысел, вероятно, удался, но политически более значимым оказался побочный эффект. Молодые староверы, действительно, стали меньше читать святоотеческие тексты, но взамен заинтересовались не синодальной, а светской литературой, созвучной с верованиями отцов. К таковым, в частности, относился и инициатор «большого террора» Н.И. Ежов, получивший прозвище "Колька-книжник" и ставший в 1936 г. главой НКВД.

Это происходило на общем фоне распространявшейся в христианской среде тенденции найти научное обоснование веры. Кроме того, во второй половине XIX в. в центре идейной борьбы различных общественных течений в России была проблема русской общины, что представляло для сильных общинным началом староверов особое значение.
"Может ли русская община... непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения?" - задавались вопросом К. Маркс и Ф. Энгельс в предисловии ко второму русскому изданию "Манифеста Коммунистической партии" и скло¬нялись к мысли, что для спасения "русской общины нужна русская революция (...) Свободное развитие сельской общины (...) станет элементом возрождения русского общества и элементом превосходства над странами, которые находятся под ярмом капиталистического строя"28. Поэтому, отвечая на письмо В.И. Засулич. Маркс писал: "На западе частная собственность, основанная на личном труде, вытесняется частной собственностью, основанной на эксплуатации чужого труда (...) у русских же крестьян пришлось бы, наоборот, превратить их общинную собственность в частную (...) Специальные изыскания (...) убедили меня, что эта община является точкой опоры соци-ального возрождения России". В обширном эпистолярном наследии этого пролетарского идеолога переписка с русскими занимает более чем скромное место, но то. что он им успелтаки написать, нашло читателя. Для многих молодых старообрядцев взгляды Маркса выглядели переложением святоотеческих писаний на язык века прогресса и рационализма. Марксизм для них стал научным оправданием идеи, что русским предначертан особый путь. В любом религиозном течении доказательность основана не на личном опыте, а на признании авторитета, чьи утверждения принимаются в качестве доказательства истины.

Конфликт, обозначившийся в старообрядческом ареале российской экономики 1880-1890 гг., тлел до лета 1917 г., пока не была решена центральная для подавляющего большинства староверов проблема - ниспровержение "антихриста", т.е. дома Романовых и его церкви. "1905-й" расчистил для этого дорогу, "февраль 1917-го" привел к ее концу. Представитель "белокриницких" принял отречение Николая II. Ключевые посты во Временном правительстве достались староверам-предпринимателям и их союзникам из числа православного дворянства.

Но "русские манчестеры", как их с уважением тогда называли, слишком далеко вышли за пределы мира старообрядчества. Они не могли по-прежнему играть по правилам двух систем одновременно. Равновесие было нарушено. Лозунг "Фабрики рабочим!" был лаконично сформулированным отражением мировоззрения рабочих-староверов – они, в отличие от паствы РПЦ, в самом деле, непосредственно участвовали в формировании старообрядческой экономики и имели моральное право выдвинуть этот лозунг.

Тем не менее, в сознании большинства староверов представления об отношениях собственности вплоть до лета 1917 г. не были связаны с марксистскими понятиями "эксплуататорских" или "неэксплуататорских". Соединение марксистской теории с практикой старообрядческих общин шло явочным порядком. Летопись "Первой рабочей фабрики в Советской России" (1922 г.)30 показывает, как это происходило. В истории предприятия, как в капле воды, отражается пройденный староверами путь от гармонии общинных отношений собственности к конфликту и через него к принятию государственной собственности на средства производства.

Основал предприятие в начале 1840-х гг. крестьянин деревни Бутиково близ села Ликино (оба поселения старообрядческие) B.C. Смирнов. Сначала был кустарем, "работавшим со своим семейством карусет, сарпинку". Сырье предоставляла Морозов-ская фабрика в Орехово-Зуево. Она же гарантированно потребляла Смирновскую продукцию. Лет через 25 появились наемные работники. "Хозяин был близок к свои рабочим, он нередко входил в их нужды и по мере сил помогал им" - свидетельствует летопись. В 1869 г. число работников увеличилось до 75-ти. В 1871 г. была построена каменная двухэтажная фабрика. А.В. Смирнов и в особенности его жена Татьяна Яковлевна строили в округе храмы, оказывали помощь нуждающимся рабочим, входя в их нужды. Это вносило в жизнь примиряющее начало, гасило возникавшие недоразумения между фабрикой и рабочими - продолжает автор летописи. Как видим, царил общинный мир.

В 1880-е гг. на фабриках-гигантах Морозова и Хлудова произошли крупные волнения. Размеры Ликинской мануфактуры были еще достаточно малы, чтобы оставаться в плаценте конфессионального инкубатора. К 1900 г. объем продукции в стоимостном выражении достиг 6 млн. руб. в год. Строились школы, больницы, жилье для рабочих. Общинный мир начал давать сбои с 1911 г., когда число занятых достигло 3750 человек. Продукции стало выпускаться на 8.5 млн. руб. в год. Фабрика превратилась в акционерное предприятие. Инкубатор стал тесен. Покинув его, предприятие столкнулось с жестоким миром конкуренции. Хотя акционерный капитал и дешевле заемного, общинная традиция распределения прибыли стала уходить в прошлое. На заводе появились неумолимые управленцы. Смирновы переехали в Москву. Этот поступок отмечен в летописи как свидетельство утраты предпринимателем связи со своими рабочими. Он уже не был первым среди равных. Он стал чужим. Началась война. Повышение заработной платы стало отставать от стремительного роста стоимости жизни. Военные заказы за два с половиной года принесли свыше трех миллионов прибылей, но владельцы и управляющие "для своих рабочих почти ничего не сделали". Традиции солидарности трещали по швам, но община терпела.

В марте 1917 г. администрация переуступила 3 тыс. пудов нефти дулевско-ликинской фарфорофаянсовой Кузнецовской мануфактуре (тоже старообрядческой). Из-за отсутствия топлива с 24 марта рабочим был объявлен расчет. Казалось бы, технический вопрос с нефтью, в действительности, означал качественно новую ситуацию. Раньше конфессиональная солидарность пронизывала общины вертикально. Теперь она стала развиваться по разделенным конфликтом горизонталям. С одной стороны, староверы-предприниматели, с другой - староверы-рабочие. Характерно, что самыми несговорчивыми на переговорах с рабочими оказались не столько собственники, сколько их прагматичные управленцы, для которых все, что выходило за рамки экономической целесообразности, было несущественным. На защиту выступил Московский Совет. Среди имен немало выходцев из староверов, наиболее известными из которых были  А.И. Рыков. С.М. Киров, В.П. Ногин, И.И. Скворцов-Степанов. Помогли деньгами орехово-зуевские единоверцы, но удовлетворительного решения найти так и не удалось. 17/30 ноября 1917 г. Ликинская мануфактура Товарищества А.В. Смирнова декретом Совета народных комиссаров была объявлена собственностью Российской республики и передана в управление рабочих. Рассказать все обо всем, не злоупотребляя временем читателя, невозможно, поэтому ограничусь информацией, что первое советское предприятие, назвавшее себя именем Ленина (вопреки его протестам, не очень, правда, решительным), также было старообрядческим. Попутно: предки бывшей жены В.В. Путина именно из тех мест.

Летопись передает настроения общинников. Община хотела сохранения своего мирка с детским садом, больницей, школой, гарантированной занятостью и зарплата¬ми. гарантированными ценами, сбытом, поставками сырья. Все шло прахом из-за событий в чуждом внешнем мире. Предводитель покинул их. Нет больше доверия ему. Нужен другой гарант - надежный, сильный. Выход подсказали единоверные братья: тоже когда-то темные, а теперь "ученые". Они объяснили, что десятилетия, когда фабрика росла, давая возможность поколениям ликинцев зарабатывать себе на жизнь, когда строились больницы, школы и жилье для рабочих - все эти годы их обманывали. Разве мог Смирнов в одиночку заработать столько денег, чтобы покупать новое оборудование, строить цеха?! Нет, это их трудом все было заработано, а "благодетель" вовсе не благодетель, а эксплуататор. Разве Смирновы не покинули их в тяжелую минуту, разве не возобладал их частный интерес над общинным? Им открылась истина. Что может быть сильнее и надежнее государства, в котором повержена власть антихриста? Тем более, что новый покровитель фабрику им оставляет: кормитесь ею, управляйте в интересах трудящихся. Как встарь, даже лучше! В благодарность общинники ужесточили производственную дисциплину и наказания за ее нарушение...

О том, как "социализм" утверждался в деревне, написано предостаточно. Вот, к примеру, события 1918 г. в Хвалынском уезде Саратовской губернии в изложении оте¬чественного историка. Острая борьба развернулась между крестьянами и волостными земствами. На сходе Черно-затонской волости "кулаки" отказались поддерживать Со¬веты. Вскоре был создан альтернативный Алексеевский волостной Совет, "который сразу же взял власть в свои руки и установил контроль над торговлей и распределением продовольствия". Ничего примечательного, если не найти путевые заметки пра¬вославного миссионера К. Попова, побывавшего в тех местах в 1902 г.: "В 20 верстах от Хвалынска лежит небольшое село Алексеевка, иначе говоря, Алексеевский затон по случаю зимовки здесь пароходов различных обществ. Село окружено лесом, горами и садами. Такое положение способствовало укреплению и численному росту старообрядчества за счет беглых крестьян и начетчиков". Это они взяли власть в свои руки.

Становление "социалистических" отношений собственности в деревне связывается с "ленинской программой" национализации земли. Сам же он утверждал, что "нет ничего ошибочнее того мнения, будто национализация земли имеет что-либо общее с социализмом или даже с уравнительностью землепользования (...) Земля становится свободной для хозяина, для того, кто действительно хочет и может обрабатывать ее так, как этого требуют современные условия хозяйства вообще и мирового рынка в частности (...) У нас думают нередко, что н а ц и о н а л и з а ц и я земли означает изъятие земли из торгового оборота. На этой точке зрения, безусловно, стоит большинство передовых крестьян и идеологов крестьянства. Но такой взгляд в корне ошибочен. Как раз наоборот. Частная собственность на землю является помехой свободному приложению капитала к земле. Поэтому при свободной аренде земли у государства (...) земля сильнее втягивается в торговый оборот, чем при господстве частной поземельной собственности. Свобода приложения к а п и т а л а к земле, свобода конкуренции в земледелии гораздо больше при свободной аренде, чем при частной собственности" . Ленину очень нравился американский фермерский путь, но к советской аграрной политике это никакого отношения не имело, а то, что имело, я выделил курсивом. Староверы - "большинство передовых крестьян и идеологов крестьянства" - знали, что Бог создал землю для всех, она не может быть частной собственностью по определению, и вполне разделяли ленинскую идею ее обобществления (национализации, огосударствления), но 260 лет подсечного земледелия на малоплодородных северных, заволжских и зауральских землях приучили их к коллективному, а не к фермерскому хозяйству. Пострадали от этого те, кто могли бы превратиться в фермеров на плодородных землях и в благоприятных климатических условиях. Северо-восток такой возможности Юго-западу не дал.

Предложив себя мощному религиозному движению в качестве экономистов и политологов, эсдеки проявили себя как оппортунисты, но все-таки нужно отдать Ленину должное: просто так он позиции не сдавал. 19 марта 1919 г. на VIII съезде РКП(б) он заявил, что "коммуны мы поощряем", но тут же поставил сказанное под вопрос фразой, что превосходство "коммунии" еще надо доказать, прежде чем навязывать его крестьянству. Выступление последствий не имело. 9 апреля за подписью В. Ленина и Наркома земледелия С. Середы в губернские исполкомы поступила циркулярная телеграмма. Привожу ее полностью, потому что усилиями цензуры она, как и все, что не соответствовало старообрядческой идеологии, не вошла ни в одно из изданий собраний сочинений Ленина: "В Наркомзем поступили сведения, что в целях организации советских хозяйств, коммун и других коллективных объединений, земотделы и совнархозы отбирают поступившие в пользование крестьян земли "нетрудовых владений" вопреки смыслу статьи 9 Положения о Социалистическом Землеустройстве. Подтверждаем недопустимость подобных явлений. Все земли, находящиеся до времени опубликования Положения о Социалистическом Землеустройстве в трудовом пользовании крестьян и предоставленные им на основании постановлений или инструкций уезд¬ных или губернских земотделов, никоим образом не могут быть отчуждаемы принуди¬тельным путем для организации советских хозяйств, коммун и прочих коллективных объединений. Изъятие земель из пользования крестьян для указанных организаций допустимо лишь при добровольном согласии в порядке землеустройства. Недопустимы меры принуждения для перехода крестьян к общественной обработке в коммуны и другие виды коллективного хозяйства. Переход к коллективным формам осуществляется лишь при точном соблюдении требований положения без всяких принуждений со стороны властей. Неисполнение настоящего распоряжения карается по закону революционного времени. Возможно шире оповестите население о настоящем распоряжении"34.

В "старообрядческих" губерниях обращение "вождя революции" проигнорировали. Перетягивание каната продолжалось какое-то время. В конце концов, на телеграмме Ленина-Середы был поставлен жирный крест. СП. Середа из Наркомзема был переведен на другую работу, где никаких решений принимать не мог. Ленин сделал послед¬нюю в своей жизни попытку повернуть ход преобразований. В 1921 г. под его давлением на X съезде РКП(б) была принята "новая экономическая политика", предполагавшая элементы аренды и частного предпринимательства. В какой-то момент эсдекам казалось, что все еще может измениться, но староверы с пути не свернули и других принудили следовать за собой.

"Колхозный строй" приписывается Сталину - тому самому, который на 6-м съезде РСДРП отстаивал частное землепользование против ленинской национализации и масловско-плехановской муниципализации. На XIV съезде он заявлял, что "... партия больше подготовлена к лозунгу: бей кулака. Дай только - и мигом разденут кулака" и призывал "сосредоточить огонь на борьбе" с этим "уклоном". Статистические данные того времени свидетельствуют, что коммуны для староверов были предпочтительными. Если бы процесс их количественного роста не был остановлен, то государство ожидало банкротство из-за катастрофического сужения налогооблагаемой базы. В Уставах преобразованных в производственные единицы старообрядческих общин указывалось, что они не имеют своей целью получение прибыли. Ее отсутствие освобождало от налогообложения со всеми вытекающими последствиями для существования государственных институтов. Лишь под давлением еще не истребленных в компартии дореволюционных эсдеков, воспротивившихся обобществлению всего, что только под руку попадалось, коммуны в начале 30-х стали преобразовываться в колхозы36. Переломом послужило выступление Сталина 2 марта 1930 г. со статьей в "Правде" под названием "Головокружение от успехов". Под давлением обстоятельств он предложил компромиссный вариант, по сути копирующий организацию сельскохозяйственных артелей старообрядческих монастырей, "как наиболее правильную и понятную крестьянам форму, дающую возможность сочетать личные интересы колхозников с их общественными интересами" . Ему пришлось выбирать не между близкой ему лично и ленинской аграрной программой, а между "общежительным" и "келиотским" (семейным) вариантами.

На первом Всесоюзном съезде колхозников-ударников в феврале 1933 г. Сталин выступил с призывом сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными. Это была последняя попытка бывшего эсдека-большевика, а теперь советского вождя, переломить ход развития колхозного строя. Права купаться в лучах славы добиваются те, у кого жажда власти сочетается с покорностью обстоятельствам. Как видим, советское видение колхозов явно не сходилось не только с дореволюционным большевистским, но и с требованиями уже переродившегося руководства ВКП(б). Последнее всячески воздерживалось от создания государственных сельскохозяйственных предприятий, предпочитая использовать их лишь в качестве школ сельскохозяйственного производства. Так продолжалось до тех пор, пока над страной не нависла угроза войны.

Мотивация
Советские отношения собственности были обязательным, но недостаточным условием возникновения советского социализма. Людьми, ощутившими свою богоизбран¬ность, движет вера. В России этим движителем была вера в "Москву - третий Рим". Если бы родоначальники староверия получили возможность определять судьбу Рос¬сии в эпоху эктоцентризма, то она оставалась бы страной с патриархальным укладом жизни, бытом и производством. Это был бы народ тружеников и боголюбов, часами стоявших в церкви и с чувством морального превосходства взиравших на зарождавшийся жестокий, несправедливый индустриальный мир. Сколько могла бы такая Россия существовать, не привлекая волков, жаждущих крови мирного овечьего стада - вопрос риторический. В XX в., когда староверы завоевали, наконец, право осуществить свои вековые чаяния, мир изменился. Сохи, трудолюбия и морального превосходства для величавости в нем уже не хватало.

Географический центр России находится на 65-й параллели северной широты в Эвенкии с длинной, холодной зимой (-40°С) и коротким прохладным летом (+20°С). 60-70% территории России в настоящее время приравниваются к северным по признакам различным, но одинаково означающим недостаточную приспособленность к проживанию человека. Существование среднестатистического русского на этой параллели в глубине евразийского материка в среднем требует 4 т условного топлива в год на каждого. Помноженные на 140 миллионов жителей России они дают 560 млн. т нефтяного эквивалента на всех в год. Эту величину надо умножить еще на 43 Гдж. Получается 3 491 600 000 000 гигаджоулей  -  во столько в настоящее время ежегодно обходится существование россиян в среде обитания, в которую их далекие предки были вытеснены с территории нынешней Дании и Германии тысячи лет назад народами. развивавшимися в более благоприятных условиях. Среднестатистическому европейцу с 48-й параллели требуется в 4-5 раз меньше энергии для самосохранения. Средне-статистическому американцу с 35-й параллели требуется еще меньше. Если он и тратит ее, то для комфорта, а не для выживания.

Для создания совместимых с жизнью условий в жилищах и больницах, в школах и учреждениях, на фабриках и заводах в большинстве богатых ископаемыми регионов нужно поднимать температуру воздуха на 40-60°С, в среднем, по 6 месяцев в году. В европейских странах-конкурентах - в среднем на 13-23°С в течение 2-3-х месяцев. В средней полосе России доля отопления в объеме общих энергозатрат составляет три четверти. Из-за большой амплитуды перепада температур, свойственного для резко континентального климата на большей части территории - все должно быть материалоемким, чтобы выдерживать деформации. Расход первичных энергоресурсов в расчете на единицу национального дохода был в 2-3 раза больше, чем у конкурентов.

Оставаясь в рамках мирового рыночного хозяйства, Россия не имела ни малейшего шанса на лидерство. Ни отечественные, ни зарубежные банки не стали бы инвестировать добычу никеля и нефти, бокситов и угля в вечной мерзлоте или в холодной и необжитой азиатской части страны. Они и сейчас это делают без особого рвения, несмотря на новые технологии и уже созданную инфраструктуру. Для того чтобы создать тяжелую промышленность - основу геоцентричной экономики, необходимо было не только разорвать контакты с мировым рынком, но и свести на нет товарно-денежные отношения внутри страны. Отстать навсегда? Для установившей свое господство части русского народа выбор был сделан пятнадцатью поколениями предков. Их вера в "Москву - третий Рим", обретшая конфигурацию "социализма в отдельной стране", стала национальной идеей. Остальным пришлось проникнуться ею, подчиниться ей или оказаться вне Закона.

Заключение
Русский социализм - следствие раскола в русском православии. В старообрядческом ареале хозяйствования сформировались условия и вызрели противоречия, которых не было в остальной части русской экономики, поскольку у инославных рабочих не было оснований считать себя совладельцами предприятий, претендовать на владение чужой собственностью. "Советское" разрешение возникшего внутри старообрядчества социально-экономического конфликта вылилось в монополизацию средств производства теократическим государством. Внеэкономическая сущность собственника стала главной причиной отказа от естественных социальных, экономических и политических регуляторов роста, что многократно ускорило переход России от эктоцентричности к геоцентризму. Падение нравов, продолжительности, качества и уровня жизни большинства населения стало расплатой за форсированные темпы и масштабы эксплуатации человеческих и природных ресурсов. Особенности размещения и характер гипертрофированно геоцентричных производительных сил, особенностью которых стало полное совмещение производственной и социальной инфраструктур, превратились в трудно преодолимое препятствие для перехода к антропоцентризму.

Каков был бы ход русской и мировой истории, если бы этого не произошло? Утверждать наверняка невозможно, но Вторая мировая война всё равно бы началась и определенно имела бы иной исход, поскольку не появилось бы Магнитки для войны с Руром. Реализовалась бы не русская вера в 1000-летнее царство справедливости, а германская - в 1000-летний рейх (в переводе – тоже царство), в котором русских и не только их ждала судьба незавидная. Политическая карта Европы и Азии стала бы иной. Возник бы все тот же двухполярный мир, но более жестокий.На память приходит изречение великого Гегеля: "Все действительное - разумно, всё разумное - действительно"

Примечания
1 Подробнее см.: Шахназаров ОЛ. О классовой борьбе      Международная жизнь. Ноябрь 19S9. С. 91-102; Шахназаров О.Л. Эволюция человека и человечества // Общество и экономика №2 C.8-23; Шахназаров О.Л. Смена формаций: ситуация в России // Общество и экономика. №6/ 1999 C. 262-229: Шахназаров О.Л. Жизнь взаймы бесперспективна или Апология артефакта // Человек и труд,  №7,  2001. С. 70-76.

2 Используемый мною термин "антропоцентризм ' не имеет никакого отношения к философскому течению, видящему в человеке высшую цель мироздания.

3 Шахназаров ОЛ. Старообрядчество и большевизм //" Вопросы истории // 2003
 
4 Михаилов Генрих. Старообрядческая Церковь: падчерица государства? //Духовные ответы. РПСЦ. Вып. 15. 2001. С. 105: Старцев А.В. Хозяйственная атака старообрядчества // Старообрядчество: Исто¬рия и культура. Вып. 1. 1999. С. 80.

5 Седов А. Политические пристрастия Н.А. Бугрова // Старообрядец. Н. Новгород  №23, дек. 2001 С. 11.

6 Поздеева ИВ. Личность и община в истории русского старообрядчества // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5 /Отв. ред. И.В. Поздеева. М.: Изд-во МГУ. 1999. С. 7.

7 Покровский Н.Н.,. Зольникова H.Д. Староверы часовенные на Востоке России в XV1I1-XX вв.: про¬блемы творчества и общественного сознания. М.: Памятники исторической мысли. 2002. С. Юл.

8 Бегунов можно найти среди предков К.Е. Ворошилова. Г.К. Жукова, других государственных и партийных деятелей советского периода.

9 Их численность мне удалось выявить посредством сопоставления кривых среднегодового прироста российского населения 1795-1917 гг.. рассчитанных на данных переписей и мобилизационных отчетов военного ведомства, а затем пересчитанных с помощью применяемой в статистике стандартной процедуры математического анализа. Если бы это было сделано своевременно, то, вероятно, статистикам 1930-х удалось сохранить свои жизни. А так. они были расстреляны из-за того, что не смогли обнаружить про¬должения аномально высоких показателей роста населения в интервале 1897-1917 гг., когда царские манифесты 1905-1906 гг. даровали основы веротерпимости и до той поры "не существовавшие" староверы появились в статистике. Результаты начавшихся с 1897 г. всеобщих переписей населения ставились под сомнение и дореволюционными, и советскими специалистами, считавшими их завышенными. Однако никто из-за высказывавших на этот счет предположений не смог представить доказательств своей правоты.

10"Православное собрание". № 8. 1864. С. 315.

11 Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX в. Новосибирск, Сибирский хронограф. 1996. С. 208.

12 Изюмов А.И. К вопросу об областной идеологии казаков-старообрядцев Урала // Старообрядчест¬во. История, культура, современность. С. 58. 61; Се.тщев II.Ю. Старообрядцы в Уральском казачьем вой¬ске в 18 - первой половине 19 в.//Вестник МГУ. Серия 8. История. 1994. № 5. С. 42.

13 Семенова А.В. Национально-православные традиции в менталитете купечества в период становления российского предпринимательства // Старообрядчество. История, культура, современность. Тезисы. М. 1997. С. 54.

14 Стадников А.В. Купеческий род как структурная единица старообрядческой общины (на примере рода Романовых и московской Рогожской общины). Старообрядчество. История, культура, современность. Тезисы. М. 1997. С. 64.

15 Протоирей Вл. Фармаковский. Замечания об организации и сношениях раскольничьих общин // Вятские епархиальные ведомости. 1867. № 16. С. 492.

16 Керов ВВ. Община и хозяин // Старообрядец. Н. Новгород. Декабрь 2001. № 23. С. 6,

17 Мельников ПИ. В лесах. М.. 1989. С. 212.

18 Бенедиктова Т. Балины // Былое. № 8. 1996. С. 8.

19 ГА РФ. Ф.102. З-делопротводство. 1885 г. Д. 59. Ч. 45. Д. 15.

20  Дроздов М. Морозовский шедевр // Былое. № 5. 1997. С. 6.

21 Особой популярностью пользовался юридический факультет Московского университета, особенно с тех пор, как его деканом стал А.С. Алексеев - выходец из семьи староверов-предпринимателей Алексеевых-Станиславских. ныне более известных в связи с Художественным театром. Старообрядческие кредитно-вексельные учреждения и банки стали в ряд крупнейших. Они потеснили выполнившие свою миссию "общаки", придав новый импульс территориальной и отраслевой пролиферации старообрядческого капитала.

22 Влиятельные старообрядческие общины в Петербурге, конечно же. существовали. В спровоцированной народовольцами так называемой Обуховской обороне 1901 г.. которую эсдеки называли пред-вестницей 1905-го и 1917-го гг.". рабочие-староверы сыграли решающую роль. Тем не менее влияние старообрядчества на политическую ситуацию в городе "антихриста" была слабее, чем в "благочестивой Москве, где органы городского самоуправления в течение четырех десятков лет до 1917 г. возглавлялись или купцами-старообрядцами, или их доверенными из православного дворянства.

23 История Коммунистической партии Советского Союза. ИМЛ. В 6 томах. Т. 2. М.. 1966. С. 134.

24 Известно, что 1905 г. начался в Москве забастовкой на заводе Гужона (в советское время, по инициативе рабочих, он был переименован в "Серп и Молот"). Этот завод находился в расположении Рогож¬ской старообрядческой общины на улице Старообрядческой (в 1950-е она была переименована в УЛ. Войтовича, в 2005 г. ей вернули прежнее название - Старообрядческая), и рабочие завода также были старообрядцами. Вот они экономические требования выдвигали, но завод-то принадлежал иностранному капиталу, а это было совсем другое дело.

25 Первая конференция военных и боевых организаций РСДРП. Протоколы. М.. 1932. С. 58: Декабрьское восстание в Москве 1905 г. М.. 1919. С. 2.3.

26   История Коммунистической партии Советского Союза. ИМЛ. В 6 томах. Т. 2. М.. 1966  С. 1 3й.

27   Интервью Н.И. Прохорова // Народная газета. М.. № 4. 19 января. 1906 г. С. 3.

2S К. Маркс. Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. М„ 1967. Т. 19. С. 400. 401. 406. 408.

29 К. Маркс. Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. М.. 1967. Т. 19. С. 250-251.

30 Максимович Ч.Д. Первая рабочая фабрика в Советской России. М.. Издание автора. И22.

31 Герасименко Г.А. Возникновение советской власти в волостях Саратовской губернии Приволжский край. Вып. 1. Изд-во Саратовского университета. 1972. С. 72-73.

32 Попов К. Раскол и его путеводители. Изд. 2-е. доп. СПб. С. 38.

33 Ленин В.И. ПСС. Т. 16. С. 249-253. 271-304: Т. 17. С. 127. 128. 130.

34 Цит. по: Кириллов И.А Очерки землеустройства зa три года революции. 1918. 1919. 1920. Пг.: Наркомзем, 1922. С. 43.

35 Сталин ИВ. Сочинения. XIV съезд BKП(б). Политический отчет. Т. 7. С. 261-352. С. 337. 344.
 
36 АОН при ЦК КПСС. Конкретные исследования современных религиозных верований / Под редакцией А.И. Клибанова и др. М.: Мысль. 1967. 244 с. С. 152-154.

37 История ВКП(б). Краткий курс. С. 295.

38 Шахназаров О.Л. Цена тарифов на энергию в стоимости системных преобразований // Человек и труд. 2001. № 4. С. 13-20: Шахназаров ОЛ. О некоторых исторических истоках современных социальных проблем // Социальная сфера: проблемы и суждения. Государственный университет - Высшая школа экономики. М.. 2002. С. 335-344.