Ч. 54 Конвой QP-15. Трагедия советских кораблей

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/03/24/460

Отечественные военные историки пишут, что « в сложившейся обстановке по предложению советского правительства были организованы переходы одиночных транспортов без охранения».

На самом деле, на посылке транспортов настоял президент Рузвельт, который предложил посылать одиночные быстроходные транспорты.

Если называть вещи своими именами, то на этих торговых судах, следовавших без охранения, шли смертники. Можно только восхищаться мужеством этих гражданских моряков.

Из Исландии  вышли в Мурманск 13 до предела загруженных транспортов, 10 судов союзников и 3 советских судна. Они выходили друг за другом с промежутком в двадцать четыре часа.

Вдоль маршрута движения транспортов были расставлены семь траулеров в качестве судов спасения. На этих судёнышках тоже  служили отчаянные моряки.

3 транспорта по разным причинам вернулись, 2 транспорта потопили вражеские подводные лодки, 2 –потопили совместными действиями самолёты и подводные лодки, а 1 транспорт, повреждённый в результате атаки самолёта, выбросился на берег Шпицбергена. Пришли в Мурманск только 5 транспортов.

В ноябре, когда началась полярная ночь, конвои возобновились. В Исландию отправили  конвой QP-15 из 28 судов.
 
О выходе конвоя немцы узнали из перехваченных советских радиопереговоров. Нападению на конвой, впрочем, как и охранению конвоя, мешала штормовая погода, перешедшая в ураган, отсутствие видимости, льдины.

Для усиления британского конвоя в советской зоне ответственности выделили лидер «Баку» и эсминец «Сокрушительный». Шторм перешёл 20 ноября в ураган. Советские корабли оказались в бедственном положении.

Видя это, командир конвоя кэптен У. Мик передал прожектором по азбуке Морзе разрешение вернуться в базу.
 
Эскорт конвоя остался из четырёх британских эсминцев, четырёх корветов и тральщика. К западу от острова Медвежий к нему присоединились два крейсера и три эсминца. Четыре английские подводные лодки стерегли у Альтен-фьорда надводные немецкие рейдеры.

Подводная лодка U-601, которой командовал 27-летний капитан-лейтенант Петер-Оттомар Грау, потопила советский транспорт «Кузнец Лесов». Транспорт в шторм отстал от конвоя и следовал самостоятельно. Весь экипаж транспорта, 41 человек, погиб.

Судьба U-601: 25 февраля 1944 года подводную лодку в Норвежском море потопил британский самолёт «Каталина».  Весь экипаж, 51 человек, погиб.

Подводная лодка U-625 под командой 25-летнего лейтенанта цур зее Ханса Бенкера потопила британский транспорт «Goolistan». Экипаж горящего судна успел спустить шлюпки, но в шторм ни одна из них не уцелела, все 52 человека погибли.

Судьба U-625:  10 марта  1944 года в Северной Атлантике подводную лодку U-625 потопил глубинными бомбами британский самолёт «Sunderland». Из экипажа, 53 человека, не спасся никто.
 
Лидер «Баку», герметичность корпуса которого была нарушена, а носовые помещения заполнены водой, с огромным трудом вернулся в базу. У эсминца «Сокрушительного» кормовая часть оторвалась и пошла ко дну.

Эсминец потерял ход. Командующий Северным флотом адмирал Головко направил корабли на помощь терпящему бедствие эсминцу.

К «Сокрушительному» подошли эсминцы «Куйбышев», «Урицкий» и «Разумный». Попытки взять на буксир пострадавший эсминец не удались, буксирный трос не выдерживал, лопался. Разными способами пробовали снимать людей при семи-восьми балльном море, в темноте, при снежных зарядах.

При спасении экипажа эсминца погибли 18 человек. На «Сокрушительном» ещё оставались 15 моряков. Их снять не удалось: «Сокрушительный» затонул вместе с этими моряками.

Спасшихся офицеров корабля отдали под  суд военного трибунала. Командира эсминца капитана 3 ранга Курилеха и командира БЧ-2 капитан-лейтенанта Исаенко расстреляли. Военкома осудили на 10 лет исправительно-трудовых лагерей, командиров БЧ-1 Григорьева, БЧ-5 Сухарева и БЧ-4 Анисимова отправили в штрафную роту.
 
Приговор помощнику командира эсминца капитан-лейтенанту Рудакову – «расстрелять» по ходатайству командующего Северным флотом заменили лишением воинского звания капитан-лейтенанта и 10-летним заключением в исправительно-трудовых лагерях с отсрочкой исполнения приговора и отправкой на фронт. В 1943 году его перевели в штрафную роту.

Олимпий Иванович Рудаков воевал рядовым, был ранен, с него сняли судимость, восстановили в воинском звании, окончил службу контр-адмиралом. Он запечатлён в бронзе скульптуры безымянного матроса, украшающей станцию метро «Площадь Революции».

Дело в том, что Рудаков курсантом позировал скульптору Матвею Генриховичу Манизеру для этой скульптуры. Для второй скульптуры матроса позировал другой курсант, которому Манизер подарил гипсовую копию головы.

Я был по службе знаком со вторым «натурщиком», капитаном 1 ранга в отставке А.Д. Никитенко. Он приезжал к нам на завод из Киева в командировку. То, что оба моряка позировали скульптору, подтвердил мне тогда и отец, который учился с Рудаковым и Никитенко на одном курсе в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе. Даже в возрасте Алексей Диомидович был вылитой копией бронзового матроса, такой же скуластый.

Жестокий шторм, во время которого конвой QP-15 проследовал в Исландию, показал слабость конструкции лидера «Баку» и эсминца «Сокрушительный», из-за чего советские моряки не смогли выполнить боевую задачу.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/26/786