Вход из поликлиники

Анатолий Марасов
Вход из поликлиники

(Фразы  2)

Абсурд объявления над дверью поликлиники (!) не вызывает сомнения: отчего подобное объявление не вызвало немедленного протеста здравого ума, а, м.б., объявление висит и до сих пор? И как оно вообще могло родиться у  полностью оторванного от языковой среды индивидуума? Думаю, что М. Задорнов на этом «объявлении» выстроил бы целый юмористический каскад… Вот кого лечить надо в нашем обществе?

…в 2010 г я выпустил небольшим тиражом книжку о фразах на студенческих уроках в УГПУ (Ульяновск, 2010,  171 с). Эта небольшая книжка имела несомненный успех, на её выход в свет откликнулась городская газета «Симбирский курьер», по 1-ому  каналу телевидения в новостях прошёл небольшой сюжет, на многих сайтах безбрежного интернета, может быть, и до сих пор живут её электронные копии, правда, с указанием авторства на книгу. Наконец, в 2016 г на «Прозе.ру» вывесил эту книгу и я под названием «Из филологической коллекции»…//proza.ru/2016/05/20/1459
Жизнь всегда богаче, и пришлось возвращаться к теме, итак, перед Вами всего лишь несколько фраз:

*
Из практики преподавания:
Эта книга читается легко, но понять её трудно
У меня работают мышцы, которыми я на вас ору
Книга, которую я как бы читала
Можно показать кость для наглядности
Вполне двояко
Здесь начинается речь
Вся работа начинается с титульного листа
Днём кончины считается 15 февраля
Л.С.Берг – международный учёный
Человек – теплокровный, нагреваться ему не надо
Земля не круглая, и даже не шар
Книга написана шедеврально
 На этом зацикливаться не будем
Было сформулировано путешествие
Пересмыкающиеся
Потомство мух – это черви
У насекомых клюв длинный
Биология на этом основана, кто что сделал – не знаю когда
Книжки закрыли, приступаем к биологии
Человек – это вещество
Говорите молча
Как Ч. Дарвин, древнегреческий учёный, не свихнулся?
Человек, понимающий, что он дурак, уже не дурак
Лицо, по крайней мере, порядочное
*
На виду (на слуху):
Акция (?), объявление о ней растиражировано всюду, где только можно: Роди патриота! (интересно, на какой стадии онтогенеза или даже эмбриогенеза дифференцируется именно патриот? – А.М.)
Магазин: Империя тапок
Плакат на зданиях, повторяющийся: Ульяновская область – опора души и державы
Местное радио: 1.теперь есть разрешение рожать женщинам до 35 лет и позднее. 2...стоит задача превращения нашего района из середняка в передовые.3…теперь наша область ушла из депрессивных районов.
Объявление в гараже:  если не горит прожектор на первом столбе, то надо ударить по столбу!
Плакат в метро: Семья – один из шедевров природы
Цитата из книги Юлова «Мышление в контексте сознания»(2005г, с.78): «Всё живое от амёбы до Эйнштейна»
Салон красоты на улице Федерации: Жучка (по российской расхлябанности первая буква горит неоновым светом наполовину.
Угадайте, какой половиной? – А.М.)
Ульяновская телепередача от 15.03.13 г: Международный день сельских женщин
Объявление: Не калечьте наши трамваи!
Из книги «Поэзия Симбирска»: намотайте мне нерв на палец
Объявление: Вход из поликлиники (гениальное объявление, только не могу сообразить, то ли вылечишься после его прочтения, то ли мгновенно с ума сойдёшь – А.М.);
ещё объявление, на киоске у реч.порта: вход в дверь (!? интересно, до объявления посетители входили через окно, что ли?)
Стенд в школе: Мир детей в пространстве мира взрослых
*
Из диалогов:
 Я до сих пор похожа на еврейку? Ты ещё шапочку надень: одно лицо.
Ты хотя бы меня сфотографировала! Ты всегда одинаково получаешься!
 У меня дети маленькие. Сколько лет? 2 и 2,5 года.
 Как ты себя чувствуешь? Я работаю, мне некогда себя чувствовать
Я не хочу больше есть. Ну и ходи худой.

Разное:
Я знаю, что делают, когда не знают, что делать
Я дружу со всем тамбуром
Мастер по педикюру: У меня что ни девочка, то Жванецкий
Из контрольной работы: Михаил Викторович -  успешный семьянин
Лежу на маленькой койке и жду ребёнка
Со мной никто не хочет быть счастливым
Молчать-то и я одна могу!

*
Язык как таковой, конечно же, претерпевает эволюцию, но, как биолог, я не хотел бы, чтобы он претерпевал инволюцию, т.е., упрощение, а жёстче сказать, даже опрощение… Наверное, в советское время в целом (в массах?) он испытывал явную «редукцию  своей организации», но в 60-70 гг и позднее на государственном уровне предпринимали  усилия по сохранению его богатства, вспомним рубрику в средствах массовой коммуникации: «Как говорим, как пишем» и др.
Но вот наступило время новое, российское: на каких каналах телевидения или  иных средствах массовой коммуникации ведут подобную работу? Да, на «Радио России» данную работу ведут специалисты, но им дают микроскопическое время, и радио России, видимо, слушают только таксисты…
Язык хиреет. Мало того, что он засорён англицизмами, т.е., извне, но он и теряет собственные внутренние характеристики – пластику (явное укорачивание самих слов), приобретает грубость (замену одних слов другими, уже мало подходящими по смыслу или даже абсурдными, противоречащими ожидаемому), односложность  (укороченность  целых фраз, отчего они становятся телеграфными), наконец, (не будем приводить, да и не сможем, весь букет достоинств русского языка)  в итоге впадает в какую-то семантическую кому. Иллюстрирую лично слышанной фразой одного руководителя (персона, день, месяц, год зафиксированы): «в прошлом году мы с вами родили порядка 14,5 тысяч детей» (!!). Но открываю газету и читаю заголовок: «Новый способ повышения рождаемости нашли в Татарстане» (! Молодцы! Надо же,  вопреки нашему областному опыту, всё-таки нашли! – А.М.). Приведённая иллюстрация, думаю, большинством оценивается юмористично, т.е., иначе сказать,  здоровый язык выводит подобные высказывания в сферу юмора, также, как оцениваются все студенческие фразы в первой указанной книжке автора…
Дай Бог! Юмор в данном случае – отражение (ещё) здорового языка…
Но, наверное, большинство, как листья на деревьях осенью, исчезает…
…а ведь если потеряем язык, потеряем не только поэзию и вообще всю культуру: мы потеряем свою идентичность