Царская невеста любовь искупает все?

Мари Козлова
 "Царская невеста": любовь искупает все?
Опера Римского-Корсакова, 24 марта 2019 года, 14 часов, новая сцена Мариинского театра

Потрясающая опера Римского-Корсакова! Такая яркая музыкальная история! Для меня - лучшая у этого композитора.  Проникновенные мелодии, полные русского национального колорита, развернутые музыкальные картины жизни времен Ивана Грозного, где каждый день мог таить непредвиденные опасности и испытания, чарующие и тревожащие арии и песни героев оперы, в них смешиваются безмятежная радость, неизбывная печаль, безоглядная ревность, слепая ярость и злоба. Какие эмоции вырываются наружу! Маститые исполнители доносят до зрителей этот "громокипящий кубок неба", заставляя их искренне плакать в конце спектакля! Еще бы! Первоклассные солисты:
Владислав Сулимский - Григорий Грязной, Анна Денисова - Марфа, Евгений Ахмедов - Иван Лыков, Екатерина Сергеева  - Любаша, Михаил Кит - Василий Собакин.
Я впервые тоже как-то просветленно плакала в финале оперы, поражаясь и своей реакции, и неземной красоте мелодии арии Марфы, завершающей душераздирающую сцену сумасшествия несостоявшийся невесты царя и покаяния видавшего виды опричника Григория Грязного. Я плакала,  сочувствуя именно ему, его отчаянному горю,  сжигающему душу, его муке от загубленной им    единственной своей отраде. Мне стало интересно понять,  почему именно Григорий Грязной вызывал у меня это сопереживание, а не сошедшая с ума Марфа, не убитая Грязным Любаша, не оговоренный и зарезанный им же Иван Лыков. Хотя и спеты, и сыграны эти роли были прекрасно. 
Может, все зависит от исполнителя этой роли? Владислав Сулимский поразительно хорош в роли Грязного. Голос, экспрессия, стать, взгдяд - все работает на образ. Когда он поет, красота и мощь голоса, тончайшие оттенки его модуляции, фразировка и интонации, рождают не просто злодея, а противоречивого человека, которого поразил Бог любовью, от которой никуда не деться. Только жить с этим, как можешь, и искать путь к любимому человеку, как подсказывает опыт и сердце. А опыт страшен. Но сердце ведет правильным путем. Когда герой Владислава Сулимского не поет, работает мимика, жесты, позы. С близкого расстояния это захватывает, как игра киноактера. Взгляд,  который светлеет, тяжелеет, мрачнеет, в нем может проступать тревога, почти паника, когда становится понятно, что царь выбрал Марфу своей невестой. И мука, ярость, просветленное отчаяние и покорность страшной судьбе - все отражается на лице артиста так явственно,что это вызывает невольный отклик в душе. Но и создатели оперы постарались наделить Григория Грязного непростой натурой. Конечно, он опьяневший от вседозволенности опричник, он пролил немало невинной крови, он дитя своего времени и своего сословия. И девиц умыкал, и непокорных усмирял, и скорый суд чинил. Но Бог ему дал сердце,  которому, как известно, не прикажешь: полюбил сердцем  Марфу, "как ветер любит волю",  и все остальное не в радость. И любящая Любаша, и привычные игрища, и друзья-товарищи. Без нее и жизнь не мила. А когда Марфа потеряла рассудок, и Грязной был тому виной, когда он понял, что никогда она его не полюбит, его душа потребовала признания-покаяния,  прощания-прощения и воздаяния-наказания. И самой страшной муки в виде кары.  В Грязном столько искренних чувств и переживаний, любви, заставляющей забыть все, в том числе и себя, раскаяния и справедливого гнева по отношению к подлой отравительнице! Это триумф любви, хоть и в несколько необычный. Это волнует, это вызывает сочувствие, просветленную печаль, которая проливается светлыми слезами искупления под уже нездешние звуки улетающей ввысь мелодии финальной части арии Марфы. Как мольба за "всех усталых в чужом краю"...
Мастерство исполнителей великой оперы и сама опера - вот, что рождает потрясение у зрителя.
И тут у меня естественно возникает вопрос,  кто же главный герой в опере  "Царская невеста"? Логично предположить,  что Марфа,  невеста Ивана Лыкова, которую, несмотря на это, выбрал себе в жены царь Иван Грозный. Но она пассивная фигура, хотя все страсти кипят вокруг нее, она до последней минуты  остается в блаженном неведении. Она словно парит  надо всем. Невинно, немного по-детски, но сильно, любит своего Ванюшу.  Пружина же всей истории - боярин Грязной, царский опричник, гроза всего и вся. Его охватила всепожирающая страсть, которая и вызвала к жизни все роковые события, фатальные поступки, приведшие к трагической развязке. Я бы сказала,  что эмоционально - он главная фигура оперы. Хотя, конечно, в опере важен ансамбль исполнителей, и он в спектакле был!