Дневник 1990

Ольга Андрианова 001
18 марта

В будущие выходные я с папой пойду в парк.

Мои друзья тоже собираются.

Мы обязательно покатаемся на колесе обозрения. Оттуда будет видно море. Наверное Я поспорил с Деяном об этом. На одного моего голубка . И я уверен, что не проиграю . Ни за что, несмотря на то, что Деян – мой лучший друг. С самого первого класса . Даже в школе мы заступаемся друг за друга. Его бумажный шарик ,которым от выстрелил из ручки, пролетел к самой доске. Я взял вину на себя. Пусть. Папа будет меня ругать. Мне придется делать уборку на школьном дворе. Зато меня увидит Сребрянка. Будет смеяться надо мной. Очень хорошо. Я бы смог отдать всех своих голубков за ее серебряный смех.

Вообще – то я хочу стать космонавтом. Папа говорит, что для этого надо хорошо учиться и потом поехать в Китай или в США. Или в Россию.

Я вырасту. И обязательно полечу к звездам. К Веге. Или , по крайней мере, к Марсу.

Мама пришла. Говорит, что пора спать. Я иду.

19 марта

Сегодня у меня день рождения. В школе меня все поздравили, а я раздавал в классе конфеты . Каждому по две штуки- карамельку и шоколадную. Сребрянке я дал три конфеты. Она смотрела такими глазами, будто я подарил ей букет цветов. Даже покраснела. Она очень красивая.

Дома мама с папой подарили мне нового голубка. Я назвал его Юрга , как Юрия Гагарина. На голове голубка белые короткие перышки с черной окантовочкой. Как космический шлем.

Юрга- мой любимый. Взлетает выше всех и первым возвращается в мои руки . Его скорость – сто километров за один час. Он может долететь из нашего Мостара до моря за час, даже меньше. Сам он аккуратненький. Люблю , как он воркует и клюет зернышки с ладони.

Мама зовет. Она на улице накрывает угощение на столе с вышитой бабушкой скатертью. Наверное, все пришли.

20 марта . воскресенье.

Хорошо вчера прошел день рождения . Приходили Ангелар,

Небойша, Драган, Обрад, Димириан. И Боян, и мой друг Деян. Даже девочки были приглашены. Девочек приглашала мама, и только отличниц. Хорошо, что не было Сребрянки. Рядом с ней я чувствую, что на мои ноги и руги повесли тяжелые гири.

И говорить не могу. И тоже краснею. Деян заметил вчера это, дразнил.

Папа нас всех аккуратно рассадил и поставил на лужайке .

И сфотографировал. А я записал на фото, на обороте, как кого зовут .

Приходили соседи. Мы все дружим. Наши папы собрались и пели песни. Очень красиво. Даже стекла звенели, когда папа Деяна пел. Такой у него голос. Крыша может упасть, если он в доме будет петь.

Только албанцы не пришли, ни Бербьюк, ни Эрджон с Фатмайрой. Они закрыто живут. Не поют никогда. Всегда двери у них закрыты. И калитки тоже.

Продолжу потом. Мне еще модель космической ракеты доделать. Завтра в школу принесу.

Потом в парк поедем. Я так ждал этого дня!

20 марта вечером.

11 часов ночи

В парке было здорово. Я выиграл у Деяна пари. Как же иначе. Мы с папой рассчитали . Папа умный, он знает физику и математику. Деян расстроился, но я ему подарю маленького голубка, когда родятся новые.

В городе мы пошли в храм. ЦРКВА Святого Андрея. Он мученик и воин. Мы слушали, как поет Дивна Любоевич. Она лучше всех поет молитвы. Наверное, иконы тоже пели.

Такой чистый голос у Дивны.

Я тоже хочу научиться петь. И свистеть, как папа.

Пока что у меня болит горло. Мама лечит меня. Пойду дышать над кастрюлей с горячей картошкой.

Пока, мой дневник! Не скучай! Перечитывай мои строчки.



21 марта.

Хорошо, что учительница Любинка классно и быстро ведет уроки. Я совсем не замечаю , как пролетают часы. Переменка всего пять минут, но я рад. Зато большая перемена 20 минут .

Мы обычно выходим на улицу поиграть в мяч. Его дает нам старый сторож Михаило . Он старенький . Всегда крестит нас.

Албанцы обходят его стороной. А нам он родной. Он брат моего дедушки Ненада.

Во дворе школы зацветает киселы руй. Рыже- красные цветы скоро усыплют всю крону. Я жду, когда зацветут яблони.

Будут петь соловьи. Наш пес Каго будет сидеть около дома и подскуливать птицам и смешно наклонять голову и ставить уши.

Сейчас я пообедаю и пойду к дедушке и папе в мастерскую. . Дедушка делает красивые кувшины и тарелочки. Потом разрисовывает их и обжигает в специальной печи. Работы много. Я помогаю дедушке дотемна. Уроки я уже сделал.

Мама держит в таких кувшинах молоко. И оно долго остается свежим.

22 марта.

День огорчения. Я стараюсь не плакать. Мне нельзя. Никто из моих друзей ни за что не будет этого делать. Мы уже взрослые, почти мужчины. Нам по 11 лет.

Была драка после школы. Я так и не нашел две пуговицы от рубашки. Противный Буджейр сломал мой велосипед. Погнул спицы и отломал звонок. А Теута и Джехона смеялись и показывали ладонью . как режут горло.

Я разозлился .Пришлось подойти к Буджейру и дать в глаз. Но он высокий, и я попал только в шею .Через часик встану и пойду к Деяну. Его тоже побили, потому что он вступился за меня.

ПИШУ ЛЕЖА . Буквы и строчки кривые. Потому что меня побили. Мама плакала. Дедушка плакал. Кто то на кладбище сломал памятники наших предков. Албанское кладбище целое. Приезжала милиция. Будут искать, кто это сделал.

23 марта.

Вчера я дошел до Деяна. Колено болит, но ничего. Мы задумали, как отомстить .Пусть не думают, что нас можно просто так бить.

24 марта. 00 часов 00 минут.

У меня температура . И голова перевязана. И болит. Очень высокая. Мама плачет и собирает вещи. Я не понимаю, но мама не отвечает.

Вчера вечером албанцы громили нашу мастерскую. Когда я вернулся от Деяна , они пришли с битами в руках.

Оттолкнули дедушку в угол, на дрова. И убили наши кувшины.

Папы не было дома. Он работает сутками, чтобы заботиться о нас.

Дедушка тоже лежит. На диване. У него больное сердце .На весь дом пахнет лекарством.

Дедушка тогда кричал

- что вы делаете, фашисты проклятые? Что вам здесь надо? Что мы вам сделали?

А албанцы не отвечали. Пригрозили битами и ушли. Я только успел схватить в руки двух глиняных голубков. Один золотой был , другой серебряный. Албанец вырвал одного и разбил. За это я укусил его за руку. Пусть запомнит.

А второй голубок ожил и улетел. Я не знаю, как так получилось. Я не понял. Только почувствовал, как он стал трепыхаться в руке. И отпустил. А на пальцах осталось немного света.

У меня температура.

И я слышу гром. Гром гремит так, что прыгает все в доме и сыплется посуда из буфета. Как громко.

« Мама, закрой окна. Сейчас будет ливень, твои вышитые шторки на окнах зальет водой . Мамочка, почему ты не закрываешь окно????»

24 марта 00 часов 00 минут

- Дедушка, кто такие фашисты?

-внучек, милый, лучше бы нам не знать опять и не видеть их.Это люди такие… нет, Нелюди . Они отнимают свет Божий у мирных людей.

- как это – отобрать свет ?

Мама собрала чемодан . Зачем? Сидит на стуле и смотрит в стену. Но на стене ничего нет . Зачем она туда смотрит?

Гром продолжает греметь. Он то приближается, то удаляется. Иногда бухает над головой. Но на улице нет дождя . На подоконнике лежит лед. Почему то не тает. Это стекла . Наших окон. Я чувствую холодный ночной ветер. Меня знобит. Мама

Укрывает меня одеялом. Скоро подействует аспирин, и мне станет лучше.

- сыночек, что возьмешь с собой? Только самое необходимое.

Самое- самое.

-зачем, мама? Мы едем на море?

- мы должны уходить отсюда. В Белград. Нам нельзя здесь оставаться . Папа придет, и мы уходим.

24 марта. Утром.

Я вышел на улицу. Кажется, я понял, в чем дело. Нет дома напротив. И рядом – тоже нет. Вместо домов- черные воронки .

Черный дым. Едкий . Горло щиплет и дерет .Но я не плачу .

Я кашляю .Дым стелется вдоль улицы .

Идут люди с чемоданами и сумками. Неужели это наши соседи? Мне трудно их узнать…Лица стали серые . Никто не улыбается .

Сребрянка в платке . Не видно ее кос. Где они? Вместо кос до пояса- короткие черные хвостики. Она была светловолосая, русая. Она покрасила волосы???

Война.

Мы – беженцы .

25 апреля.

Мы в Белграде . Работаем в госпитале . Я помогаю готовить еду и слежу, чтобы у всех была чистая вода для питья .Мама – медсестра. Она делает уколы и дает лекарства раненым и больным .

Со мной мой дневник . Я не мог открыть его целый месяц .

Потому что погиб папа. И папа Деяна тоже .Мы даже не знаем, где их похоронили . НО Я НАЙДУ ИХ ПОСЛЕ ВОЙНЫ.

Мои голубки их найдут . ТОГДА я их всех отпустил на волю .Они умные , не пропадут . Спрячутся в лесу .

А еще я видел фашистов .Они ходят около танков или сидят в джипах . ФОРМА КРАСИВАЯ . Рукава закатаны до локтей . Нашивки « NATO «. Я не знаю, что это значит. Я много думал и спрашивал у взрослых . Они становятся сразу хмурые .

Фашисты давали детям печенье и шоколадки . Но я не взял .Даже для самой хорошей медсестры Милены . Нечего зубы портить. А у фашистов зубы белые, как бумага .

Но мне от них ничего не надо .

Верните моего папу!!!!!

Уйдите из моего города и из моей страны!!!

25 мая .

Црнотравска улица.

Госпиталь.

Палата в реанимации.

Я лежу на специальной кровати. Если покрутить специальные рычаги и ручки, можно приподнять разные части кровати , чтобы было удобнее . Но мне и так хорошо. Я смотрю в окно.

За стеклом мои голубки . И серебряный среди них. Тот, что был глиняный . Красота . Они воркуют. Поют. Весна . Почти лето.

Занятия в школе закончились. Как ТАМ мои друзья?

Я не знаю. Мне трудно думать . И дышать тяжело.

Попробую написать. Маме. Я так давно ее не видел. Она уехала собрать раненых и почему- то не возвращается до сих пор.

Я кашляю. Падает кислородная трубочка из носа. Идет кровь.

Но я напишу. Где мой дневник? Вот он. Под подушкой .

« Мама, я люблю тебя. Возвращайся . Захвати дедушку с собой . Я скучаю .Скажи мне , что с Деяном? Где моя Сребрянка?

Про них я не знаю ничего.

Про….»

Как тихо. Воркует серебряный голубок. На золотом луче солнца.

- Радмила! Позови скорее врача!

Адриан не дышит!

- Что это за тетрадь?

Божена поднимает тетрадь с пола . Бедный Адриан .

Мама не вернется. В микроавтобус с ранеными попала бомба .

В БОМБАХ Был УРАН.