Малоизвестные татарские разности - 311

Альтаф Гюльахмедов
Малоизвестные татарские разности – 311



Преподобный Пафнутий Боровский (Боровской)

***

День памяти: 1 мая
 
Преподобный Пафнутий, игумен Боровский
Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением.

Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния, 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла.

Много лет подвизался инок Пафнутий в обители.

Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом.

Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником.

На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келлия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину.
Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Преподобный Пафнутий был последователем Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

https://days.pravoslavie.ru/Life/life964.htm



Жития святых Димитрия Ростовского. Месяц май (1-10)

***






Пафнутий Боровский

***


Рождение 1394
Боровск, Россия
Смерть 1 мая 1477
Боровск, Россия
В лике чудотворец
День памяти 1 мая

Пафнутий Боровский (в миру Парфений; 1394—1477) — православный святой и монах.

Парфений родился в селе Кудинове, около Боровска, был внуком крестившегося татарского баскака Мартина. Родители мальчика, Иоанн и Фотиния, были людьми благочестивыми.

Клейма с гробницы Пафнутия

В 1414 году Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком и впоследствии находился в послушании у Никиты Серпуховского — ученика преподобного Сергия Радонежского. Сам Пафнутий впоследствии стал учителем и наставником для другого известного церковного деятеля — Иосифа Волоцкого.

В 1444 году Пафнутием был основан монастырь у Боровска, при впадении реки Истерьмы в Протву[1].

Более 63 лет длился монашеский подвиг Пафнутия. О его жизни сохранилось два литературных документа, написанных его учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского» Вассиана Санина, епископа Ростовского, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского» старца Иннокентия.

Канонизирован Макарьевским собором в 1547 году. Память святого Пафнутия Боровского совершается в православной церкви 1 (14) мая[2].

13 октября 2016 г. в Боровске, недалеко от храма Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, Пафнутию Боровскому установлен бронзовый памятник[3].

Примечания

‡Савельева Н. В. Память преподобного игумена Пафнутия // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, ИРЛИ РАН, 2003. — Т. 12: XVI век. — 624 с. — ISBN 5-02-028406-8.
‡Православный календарь
‡На Высоком установлен памятник преподобному Пафнутию Боровскому. Боровское благочиние (24 ноября 2016). Проверено 8 марта 2017.

Ссылки

Рассказ о смерти Пафнутия Боровского (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ).

https://ru.wikipedia.org/wiki/








Мученица Платонида

***

В том же 19 веке в России жила в одной татарской семье другая девушка.

Узнав от миссионеров о Православии и всем сердцем возлюбив Христа, она решила принять Крещение.

Родители же задумали выдать ее замуж за татарина-односельчанина, не спрашивая ее согласия. Но любовь ее ко Христу оказалась выше любви к родителям, и накануне свадьбы она сбежала из дома. Приют она нашла в женском монастыре.

Здесь она крестилась и воцерковилась, здесь со временем приняла постриг с именем Платонида. Через несколько лет она получила благословение на отшельническую жизнь.

Уйдя в безлюдные места Екатеринбургской губернии, в глухих лесах близ городка Ревда поставила матушка Платонида себе келейку, и рядом по молитвам ее открылся источник.

Тут и подвизалась она, проводя жизнь в духовных подвигах. Фанатичные родственники Платониды искали случая убить ее, но ради святости жизни подвижницы ее охранял медведь.

Тогда они убили медведя и затем смогли застрелить ее из ружья, поскольку близко они подходить боялись.

Так подвижница приняла мученический венец за исповедание Христа, спострадав своему Господу.

Погребена она была на месте своих подвигов.

Почитатели ее соорудили над могилкой матушки часовню, которая сохранялась до самой революции.

Источник ее, названный именем Платониды, прославился как чудотворный, и многие паломники и до революции, и в советское время приходили почтить мученицу.

И даже до наших дней известны случаи удивительных чудес от него. Например, в прошлом году местная газета сообщала, как заблудившийся в лесу маленький мальчик был найден две недели спустя живым и здоровым у источника Платониды. Так прославил Господь Свою ученицу. И в наше время многие девушки и женщины-мусульманки обращаются ко Христу и находят в Православии ту же сладость, ту же отраду, покрывающую все земные тяготы, какой дорожили в Провославии и названные Святые.

http://pravoslavtatarlar.narod.ru/platonida_te.html

https://rus-luck.livejournal.com/tag/







Серапион Кожеозерский

***

Преподобный Серапион Кожеозерский

(Память - 27 июня / 10 июля)

Как и святые Петр и Стефан, татарин Турсас (будущий монах Серапион) жил в Казанском ханстве.

Он происходил из знатного рода, к моменту взятия Казани был достаточно молод. Судя по немногим дошедшим до нас упоминаниям об этом периоде его жизни, можно сделать вывод, что он принимал участие в обороне родного города и сражался против русских.

Оказавшись в плену, Турсас, в числе многих прочих пленных, доставленных в Москву, изъявляет просьбу сподобить его таинства Крещения.

О причинах, побудивших его к тому, нам доподлинно ничего не известно. В особо стеснённых обстоятельствах человеку бывает проще принять решение, переворачивающее всю его жизнь... (Можно вспомнить в этой связи причисленного к лику святых еретичествующей Римо-католической церковью мученика Иеронима, который, будучи мусульманином-арабом, попав (кстати, в то же время, что и Турсас) в плен к испанцам, добровольно принял христианство и получил при крещении имя Херонимо (Иероним).

Когда в 1569 году он снова был пленен, на этот раз пиратами-берберами, и вывезен в Алжир, то отказался вернуться в ислам и был приговорён к смерти. Связанного по рукам и ногам, его швырнули внутрь опалубки, залив сверху жидким бетоном. Бетонный блок, внутри которого находилось тело юноши, впоследствии был использован при строительстве форта Двадцати четырех часов в городе Алжир.
В 1853 году форт был снесен французскими саперами, которые в месте, точно указанном летописцем, обнаружили бетонный блок, внутри которого находился человеческий скелет.

Останки Иеронима Католическая церковь признала нетленными мощами, а сам он был канонизирован как мученик за веру. Мощи святого Иеронима были перезахоронены в соборе Св. Филиппа в Париже. С полости внутри бетонного блока специалисты сняли гипсовый слепок, с которого скульпторы изваяли статую для надгробия, изображающую агонизирующую фигуру связанного юноши. Гипсовый слепок сейчас выставлен в алжирском историческом музее).

В крещении Туртас получает имя Сергий и, обретя свободу, около четырёх лет живёт в доме боярина Плещеева, жене которого (крещёной татарской царевне Ильякше (Иулиании)) приходится дальним родственником. Именно здесь и происходит его воцерковление, в результате коего Сергий так искренно, так глубоко, так чисто полюбил Господа нашего Иисуса Христа, что решился расстаться с миром, чтобы выполнить самые высокие правила новой веры.

Это не единственный случай подобного рода. Можно, например, вспомнить схимонаха Николая, прожившего немногим более двух лет в скиту Оптиной пустыни.

“Из представленного им свидетельства Херсонской духовной консистории известно, что ранее он был магометанского вероисповедания, имя ему было Юсуф-Абдул-Оглы. Турок, родом из Малой Азии, служил в турецкой армии офицером. Видя мужество русских пленных воинов, их стойкость в вере, он почувствовал желание переменить ислам на Православие.

Сородичи возненавидели его, не давали ему пищи, как “гяуру”, мучили его, вырезая целые куски из тела. Но Юсуф остался непреклонным в желании принять Православие. С Божьей помощью ему удалось бежать в Россию. В г. Одессе в октябре 1874 года он был просвещен святым Крещением и наречен Николаем. Долгие годы он проживал на Кавказе. В 1891 году, 18 июля, когда ему исполнилось 63 года, он поступил в Оптинский скит в число братии.

По принятии святого Крещения, за его лютые страдания и твердое исповедание истинности Православия, Господь сподобил его духовных утешений. Подобно Андрею, Христа ради юродивому, он при земной жизни во плоти был восхищен на некое время в Царствие Небесное, где наслаждался видом райских красот. В скиту Николай отличался кротостью, смирением, братолюбием.

Незадолго пред кончиною принял келейно постриг в схиму и, напутствованный всеми христианскими таинствами, мирно скончался 18 августа 1893 года, 65 лет от роду”. Обратившиеся из ислама нередко становились иноками Афонских монастырей, были такие среди братии прп. Паисия Величковского, наконец, можно вспомнить татар, оказавшихся в плену после неудачного похода хана Нуреддина на Почаевскую обитель в 1675 году, принявших христианство, и, впоследствии, монашество. Но в лике преподобных, насколько нам известно, пока прославлен только герой нашего рассказа.

Итак, обойдя многие монастыри и иноческие пустыни, Сергий на пустынном острове озера Кожа встречает отшельника Нифонта и, пленившись его житием, остаётся с ним. Это было в 1560 г. Пищей для отшельников служила трава и ягоды, Сергий со всей точностью выполнял наставления Нифонта, совершенствуясь в послушании. После испытания, данного самому себе, Сергий испрашивает старца постричь его в иночество, и Нифонт постригает его с именем Серапион.

"Но недолго они оставались в уединении, приходили другие, такие же, как и они, ищущие спасения, просили принять, и любовь не позволяла отказывать". Со временем молва о высокой духовной жизни отшельников стала привлекать к ним многих ревнителей иноческого подвига. Когда собралось достаточное число иноков, Нифонт отправился в Москву, просить земли для обители, но скончался в Москве, не успев начать дела. Между тем среди братии случился голод, и Серапион не раз выходил к жителям села Прилуки (существует до сего дня) и других мест по берегам Онеги за сбором подаяний. Жители полюбили старца и охотно помогали ему кто чем мог. Как-то раз дали много хлеба в зерне, и жернова; по мхам и хворосту он принёс всё это на себе в обитель и спас братию от голодной смерти.

Узнав о кончине Нифонта, святой сам отправляется в Москву. Здесь он получил от Феодора Иоанновича царскую грамоту (от 30 сентября 1584 г.), которою предоставлялась земля для новой обители по 4 версты во все стороны, а митрополитом Дионисием была дана грамота с благословением на устроение монастыря. Возвратясь на Кожозеро, Серапион с иноками расчистил для пашни лес, оградил обитель оградой и построил храм в честь Богоявления Господня. Затем, в 1599 году вновь отправился в Москву, чтобы получить у патриарха Иова антиминс. Вскоре после этого был построен тёплый (зимний) храм во имя святителя Николая Чудотворца. Прп. Серапион Кожеозерский.

Сохранилось послание прп. Серапиона к царю Феодору Иоанновичу от 1595 г., в котором он просит освободить Богоявленский монастырь от податей и повинностей в виде содержания опальных людей, поскольку "им старцам и самим питаться нечем и беречь тех людей некому, а царской милостыни ни деньгами, ни хлебом не выдаётся, и они сами, приезжая, пашут пашню, а крестьян у них нет; сами же варят соль в Пияле для монастырского расхода". Впрочем, желание преподобного не было удовлетворено: при Борисе Годунове в Кожеозерский монастырь заточили князя Иоанна Сицкого, позднее – князя Бориса Львова, при Феодоре Алексеевиче решением собора был сослан в Кожеозерский монастырь духовник царя Алексея Михайловича Андрей Саввинов, есть упоминания, что позднее сюда ссылали раскольников-старообрядцев.

В 1608 г. по собственной просьбе Серапион уходит в затвор, а игуменом был поставлен его ученик Авраамий. Скончался преподобный 27 июня 1611 года, оставив после себя монастырь с 40 иноками.

Целый букет святых взрастил преподобный Серапион Русской Православной Церкви – прп. Авраамий (в схиме Антоний) Кожеозерский стал ещё при жизни и по благословению отца-основателя игуменом Богоявленской обители, прп. Лонгин Кожеозерский – игуменом древнего и славного Спасо-Каменного монастыря, известный своей учёностью прп. Боголеп Кожеозерский составил историю строительства обители и стал житописателем своего наставника, прп. Леонид Устьнедумский основал под Устюгом собственный монастырь и явился одним из просветителей диких пермяков, прп. Корнилий Кожеозерский освятил своими подвижническими трудами Мангазею – первый русский заполярный город, основав здесь Кожеозерский Спасский Верхотурский монастырь; с ним же подвизался и прп. Герман Кожеозерский… Пребывал под началом прп. Серапиона в монастыре и ныне особенно почитаемый святой этих мест – прп. Никодим, Хузьюгский чудотворец, по его же благословению ушёл он на отшельничество, устроив келейку в пяти верстах от Кожозера… Кожеозерский Богоявленский монастырь.

В настоящее время мощи преподобного Серапиона почивают под спудом в возрождённом после 80 лет запустения Богоявленском Кожеозерском монастыре. На месте, где некогда стояла часовня, возведённая над святыми мощами отца-основателя, ныне, выделяясь точно по периметру фундамента, синеет иван-чай, да возвышается, отражаясь в тихой озёрной воде, огромный поклонный крест…

Преподобный отче Серапионе, моли Бога о нас!

http://pravoslavtatarlar.narod.ru/serapkozh_te.html