Невелички из архива - части 2я и 3я

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация на Проза ру 2019 03 25   


Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".




  Лидия Кузьмина-Сапогова


       «НЕВЕЛИЧКИ» из архива –
                части 2я и 3я


   Предисловие из 1й части – для тех, кто не читал.


*** Просматривая свой архив,
всегда обнаруживаю «позабытое-позаброшенное» -
когда-то записанное, да так и не взятое в тексты (по разным причинам).
Понимаю, что львиная доля и не будет взята... Не доберусь.

Есть удивившее, страшное, грустное, смешное, «на раздумье», просто интересное – всякое (по истокам, объёму, значимости - далее).

На пробу опубликую пока несколько – из мелочей,
потому назову «невеличками». На миниатюры не тянут (а рубрику эту ставить придётся).

Хотелось бы иначе… чтобы стали органичными частями  большого… Если по старой формуле, сказать можно так:

                Хорошо – романом бы в тысячу листов!
                Можно «невеличками», но уже не то.

Ну – хоть так, а то будет никак.



Из личного,
из услышанного,
из прочитанного. ***


Сегодня подготовила десяток, потом увидела, что в 1й части пять пунктов.
Делить не хочется.
Тогда пусть это дважды пять – условно 2я и 3я части вместе.



1 - Была у родителей знакомая. Дама «на серьёзной работе».
Сильный характер, руководящий стиль.
Муж – любя - иногда называл её «Татьян Петрович». 


2 – Не знаю – правда ли? – когда-то эти строки услыхала как
«пример стихотворчества» душевнобольного.  Может – откуда-то? Не встречала больше.

«Ни кустика, ни листика,
А акустика - не эквилибристика».


3 - Ещё в прошлом веке - большое интервью в журнале. Известный артист преклонного возраста – незадолго до…
Там я впервые прочла «уходящая натура» (теперь-то часто встречается). Он себя так назвал, объяснив «киношное» происхождение выражения и обоснованно повышенный к себе интерес (в то время – с этим в связи).

Запомнилось особенно:
в конце - «как бы шутя» - его спросили о «личном». Что вот – говорят, в молодости была репутация «победителя дам», так чем же брали, есть ли секреты, что нам посоветуете?
Артист сдержанно ответил, что не хотел бы распространяться на эту деликатную тему – скажет лишь,
что предусмотрительно учитывал пылкое желание дам «быть современными».
А тогда, пояснил он,  это означало: любить лошадей и Пастернака…
«Я этим немного пользовался, каюсь…»

Интересно, что означает «быть современной» сейчас… ?


4 – Как добавление к подборке
«Сила слова во благо и на гибель» - часть 73я «Заговори»
О «местных словах и выражениях.
«Жалиться» - кое-где на юге России говорят в смысле «жаловаться».
Первый раз, услышав:
«Заходила она вчера к нам, уж так жалилась, так жалилась, бедная» -
я просто не знала, ч т о    предположить.


5 –
Есть люди, почему-то желающие скрыть, что некие достижения стоят им сил и времени, вообще «вложений».
Вроде как «само собой». Не обивал пороги – позвали. Не просил – пришли и предложили. Не пытался завоевать – сама на шею. Не корпел – а сладкий плод сорвал. И т.д.
Про «не учил – а знаю».
Однокурсница. «Хорошистка», как тогда говорили. Было достоверно известно, что учёбе она уделяет и время, и час. Строго!
Но - перед семинаром, зачётом, экзаменом бессменно и многократно:
ой, я совсем-совсем не учила, вот посмотрела выборочно перед сном (в ванной, утром, по дороге и др).
И как-то на очередное «в метро только полистала конспект» ей сказали:
- А я в лифте.


6 -
«Омен» («Предзнаменование» - фильм первый),
снят в 76, а я увидела в 90х.
Не рвалась – ужасы не люблю. Хоть и с Грегори Пеком.
Но до того пришли знакомые - под сильным впечатлением. Такое ж внове было…
Рекомендовали: надо!
Жена, вздрагивая и ёжась, говорила о некоторых подробностях: там этого сатанёнка тааакой    с о б а к    охранял! Жжжуть!
(Кажется, это серьёзно повлияло на массовое увлечение породой ротвейлеров.)
- Отец-то понятно кто, а родила его, этого… приёмыша адского… на самом деле – м а т ь     и ш а к а!
- ???
- Да! Представляешь?!
- То есть… что, начала ишака родила, а потом…? – не могла я уразуметь.
- Нет, - сказал её муж.
- Да! Я помню! – горячилась жена.
- Нет.
- А кто?!
- Самка шакала.


7 –
К вопросу «чего хотят женщины».
Разные – разного, вот что.
(И мужчины, впрочем – разного.)
У моего папы был сложный характер. Это мягко сказано, но не «примерить» же.
Маме с ним… порой очень трудно было. О ч е н ь.
(Брак долгий и у обоих единственный.)
После его ухода (уж немало лет прошло) я, набравшись храбрости, спросила её тихонько:
- Как, ну как ты это выносила? Я ведь помню. Что тебя удерживало от…? Столько времени!
Она улыбнулась и сказала:
- Лида… Он был    т а к о й    умный…


8 – Класс 7й, наверное.
«Проходили» Жуковского.
Вызвали к доске, прочла я «Светлану», ответила на вопросы учительницы, а она предложила (обычно так и делала) одноклассникам тоже спросить что-то по теме.
С камчатки, под хихиканье, донеслось:
- А вот там написано!
«Белоснежный голубок
     С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
     Обнял их крылами».

      А что такое персиии?
- Пальцы, - ответила я незамедлительно.
- Ты уверена?!
- Уверена, - фыркнула я, – таких простых слов не знать!
(Вот правда так думала! Персты – перси… перепутала.)
- Садись, садись, хватит, потом объясню, а то не успеем новую тему, - учительница начала свой монолог, класс пролонгированно отхихикался, протестующая камчатка вынужденно утихла.
Дошло до меня позже…


9 –
Конец 80-х, большооой областной город N.
Заседают районные депутататы – комиссия по здравоохранению.
Рутина. Поздно. Все в усталом полуоцепенении.
Берёт слово директор большого завода.
И – без вступлений - гаркает:
- Кто у нас в N будет наконец заниматься СПИДом?!!!
… Сцена в духе финала «Ревизора».
Председатель комиссии, ошарашенно:
- У   н а с   нет! Откуда? К нам эти источники не ездят!
- Зато наши туда ездят! – горько-сурово возражает директор.
Замяли…
О ч е н ь   скоро заняться пришлось…


10 - В юности.
Авиарейс – очень ранний, взлетели мы до 5 утра.
Так получилось, что я была знакома кое с кем из стюардесс и, зацепившись языком, в салон не пошла, осталась в их компании.
Но болтать бортпроводницам особо некогда – рейс предполагал «кормление», ну и конфеты-напитки, то да сё. Только успевай поворачиваться.
Обычно меня мутило в самолёте, а в тот раз ничего – и я предложила помощь.
- Мы сами приготовим, тебе объяснять дольше, иди воду отнеси, - решили они.
- Я ж не в форме.
- Да в такую рань… Там освещение слабое. Рубашка почти белая, накинь пиджачок и вперёд.
И вот я с подносом в салоне.
Пассажиры в объятьях Морфея. Не все –а почти. Малочисленные неспящие в облаках делают приветственные жесты.
Но – по очереди же.
Иду, наклоняясь над спящими, и тихонько:
- Проснитесь, пожалуйста. Может быть, вы хотите пить?
На меня хлопают глазами, благодарят и разбирают питьё - или сонно отказываются, или просто, помычав, закрывают глаза. Некоторые зависают в раздумье, чего ж им в 5 утра хочется – лимонада али минералки?
Салон большой – надо идти за следующим подносом.
Ныряю к своим - а они…
Кто-то сдавленно хохочет, а старшая смотрит на меня
глазами, повторяющими форму и размер пиал на подносе.
- Да ты что, подруга? Эдак до посадки не управимся. Что там шепчешь? Ты их чего будишь по одному?
- А что… А как.. Надо же им…
Стою в недоумении.
- Учись!
Стюардесса, ловко прихватив поднос, отодвигает занавеску, шагает в салон и радостно вопит:
- В о д и ч к у     п и т ь    б у д е т е?!
Ну не вопит, это мне показалось в первый момент.
Просто… громко спрашивает.
Возвращается быстро и теперь – снова я.
Да. Проснулись процентов 95. Пиалы разбирают в момент.
Всех напоили, накормили и т.д.
А надо мной хихикали до расставания в аэропорту.



================================================= 2019 03 25