Авгиевы конюшни естествознания. Часть 1

Олег Алексеевич Шарышев
                Авгиевы  конюшни  естествознания.


                Братьям  по  разуму  посвящается...


                Часть  1.


                «Математика  и  диалектика».

                1.

   Повстречалась  мне  как-то  недавно  тут  статья  давнишняя  акад.  А.Д. Александрова  «Математика  и  диалектика»,  написанная  аж  в  конце  60-х  годов  прошедшего  века,  и  так  мне  захотелось  пнуть  больно,  не  физически  конечно,  нет,  и  высказать  академику  всё,  что  я  о  нём  думаю… да  нет  его  уже  давно  на  этом  свете,  а  мёртвых  пинать  негоже,  как  известно… да  и  бессмысленно  как-то  это.
  – А  в  чём  дело-то? – спросит  недоуменно  читатель.
…В  чём  дело… если  кратко,  то  в  той  ахинее  псевдофилософского  склада,  что  изрекал  в  данной  статье  наш  геометр-академик,  в  частности  касательно  противоречий,  которых  немало  поднакопилось  в  современной  математике  и  которые  РЕАЛЬНО  мешают  ей  и  дальше  органично  развиваться.

                *  *  *

   Рассмотрим  подробно  и  разберём  по  порядку  вышеназванную  статью.

   В  первом  параграфе,  «Математика  в  её  развитии»,  автор  выдаёт: «Однако нет ничего абсолютно абсолютного, всякое абсолютное также и относительно»,  но  чуть  ниже  вдруг  оказывается,  что  в  математике  всё-таки  есть  «абсолютно  абсолютное»,  с  которым  она,  ничтоже  сумняшеся,  ничего  поделать,  увы,  не  может: «Однако этот проект  <…Гильберт выдвинул свой проект подвести под здание математики прочный фундамент формализации… >  оказался неосуществимым; его собственное развитие привело к доказательству того, что никакая сколько-нибудь содержательная часть [мат.] не может быть полностью формализована, а для той, которая формализована, непротиворечивость не может быть доказана в рамках формализовавшей ее системы. Так не на философ., а на математическом уровне было установлено,  - бесконечность не может быть полностью включена в конечное и анализ и упрочнение оснований математики не имеет пределов, не может быть завершено. Оно оказывается столь же нескончаемым процессом, как воздвижение на этих основаниях новых теорий».  (Сокращения  мои).

…То  есть,  покусившись  на  «бесконечность»,  –  а  что  это,  как  не  вариант  абсолютного? –  математики,  как  оказалось,  «попали  впросак»,  причём  в  этот  раз  всерьёз  и  надолго…
А  чему,  собственно,  удивляться? – Являясь  одной  из  немногих  областей  знания,  которая  оперирует  с  ВОЗМОЖНЫМ  (как  с  действительным! – о  чём  многие  математики  часто  забывают),  математика  закономерно  выходит  на  необходимость  полагания  пределов  этому  возможному… но  сие  действо  по  сути  уже  не  входит  в  её  компетенцию  как  науки  о  количественно-пространственных  преобразованиях,  являясь  прерогативой  философии.  Подвести  же  под  философию  «прочный  фундамент  формализации»  в  стиле  незабвенного  Гильберта  пока  никому  из  смертных  не  удалось…  всё  впереди,  похоже.
А  посему…  а  посему  продолжим  наше  путешествие  по  опусу  Александрова  дальше.

                *   *

   Во  втором  параграфе  («Что  такое  математика»)  автор,  поддавшись  модному  в  то  время  технократическому  экстремизму,  договаривается  до  «…снятия вопроса об истине в математике»,  поскольку  математика  настолько  уже  оторвалась  от  обычной  реальности,  превратившись  в  «идеальную  технику,  аппарат…»,  что  «вопрос о ее основаниях или обосновании имеет особый характер и трудности»,  гм…

   Впрочем,  подобное  утверждение  вполне  в  духе  автора,  закономерно  вытекая  из  ранее  занятой  им  позиции  математического  релятивизма:  «К тому же мы понимаем, что всякое существование в математике условно, так как оно есть существование идеализированного объекта»  – представляю  себе  кислые  мины  марксистко-ленинских  хфилософов  при  сих  откровениях  автора-академика.  Вообще,  всё  субъективное,  говоря  строго,  есть  «идеализированный  объект»,  разнятся  только  степени  идеализации;  в  математике  эта  идеализация  может  доходить  до  пределов  НЕВОЗМОЖНОГО,  только-то  и  всего.  Но  в  целом,  он  по-своему  прав,  абсолютизировав  «…нет  ничего  абсолютно  абсолютного…»,  уж  простите  за  невольный  каламбур,  и  последовательно  развивая  эту  односторонне-убогую  как  противный  нудный  флюс  свою  позицию  и  точку  зрения.

   Лично  мне  с  высоты  прожитых  лет  и  имеющегося  личного  опыта  ещё  при  самом  первом  чтении  данной  статьи  бросилась  в  глаза  явная  непоследовательность  будто  бы  последовательного  автора,  отстаивающего  материализм  и  диалектику  в  современной  ему  математике  этакими  полуидеалистическими  по  сути  методами… –  типичный  пример  той  раздвоенности  общественного  (и  личного)  сознания,  что  пришла  в  советское  общество  вместе  с  демагогией  Хрущёва  и  Ко.  Пришла …да  так  и  осталась,  поныне  правя  бал  среди  многочисленной  образованческой  братии,  относимой  по  инерции  предрассудка  к  интеллигентам.
                *   *

   В  третьей  части  («Некоторые  существенные  аспекты  развития  математики»)  идёт  рассмотрение  «некоторых  моментов  в  развитии  математики…»  и  начинается  она  слегка  провокационно:  «Утверждение типа «через всякие две точки проходит прямая» выражает в первоначальном смысле закон природы»,  – а,  каков  пострел?!
Вообще-то,  как  любят  свои  мысли  выражать  те  же  математики,  строго  говоря  «законы  природы»  для  Природы  таковыми  не  являются,  будучи  изобретением  человеческого  разума,  что  прекрасно  доказывается  их  ограниченностью  и  достаточной  условностью…  ибо  как  выше  сказал  наш  автор  «нет  ничего  абсолютно  абсолютного»  (к  вопросу  о  его  последовательности).  Приведите  хоть  один  Абсолютный  Закон  Природы,  руку  на  отсечение  за  абсолютность  которого  вы  готовы  отдать  …есть  смелые  такие?
Подозреваю,  немного  таковых,  ибо  ограниченность  нашего  земного  бытия  не  позволяет,  в  отличие  от  самоуверенных  академиков,  экстраполировать  своё  ограниченное  мнение  на  ВИДИМУЮ  беспредельность  окружающего  нас  мира…
   Из  всего  сказанного  в  этой  части  больше  всего  позабавил  пассаж  о  «гениальности  Кантора»,  который  «имел  интеллектуальную  смелость»  а  я  бы  сказал  «наглость»  помыслить  бесконечность  как  «целое – завершённое».  М-да… много  надо  ума,  чтобы  бесконечное  втиснуть  в  прокрустово  ложе  конечного,  искажая  и  уродуя  его  там  до  неузнаваемости.  Выдать  желаемое  за  действительное…  –  воистину,  научный  «подвиг»!

                *   *

   Наконец,  четвёртый  параграф  опуса,  «Диалектика  и  математика». В  свете  изложенного  выше  ожидать  в  нём  обещанной  «диалектики»  по  меньшей  мере  наивно  …но  мы  всё  же  попробуем.

Итак.
…По  установившейся  традиции,  автор  начинает  с  перла:  «Ничто» противоположно «чему-то», но в форме отсутствия данного разряда оно изображается как «нечто» — нуль; оно есть «определенное ничто» и именно поэтому есть также нечто определенное. Отношение, не выразимое никаким числом, определяется как число. Нематематические функции превращаются в математические. Невозможная геометрия осознается как возможная. Бесконечность, не мыслимая как завершенная, мыслится как завершенная. Это и есть диалектика, переход в противоположность, изменение понятия вплоть до отождествления противоположностей…»  М-да… а  по-моему,  это  не  диалектика,  а  вид  скрытого  надувательства  или  мошенничества,  когда  все  законы  человеческого  мышления  просто  посылаются  подальше  –  как  истеричная  реакция  обыденного  человеческого  сознания  на  запредельные  для  его  постижения  и  понимания  явления  и  факты,  –  и  подобным  образом  данный  истерический  субъект  пытается  убедить  себя  и  окружающих  в  своей  «бесспорной  и  несомненной  правоте»  и  адекватности.  …Вы  ему  верите?  Я – нет!

   А  существует  ли  вообще  это  чудо,  названное  (и  с  тех  пор  именуемое)  некими  хфилософами  «тождеством  (единством)  противоположностей»?
Если  подумать  самому  и  рассудить  здраво,  то…  то  любой  разум  придёт  к  одинаковым  выводам:  любые  противоположности,  если  их  рассматривать  НА  ПРЕДЕЛЕ  их  бытия – существования  (за  которым  они  уже  теряют  всякий  смысл), только  СОПРИКАСАЮТСЯ,
но  никак  не  накладываются,  ибо  в  противном  случае  это  было  бы  полным  бесцельным  их  ОБЕССМЫСЛИВАНИЕМ,  когда  разделение  и  различение  чего/кого-либо  делается  невозможным!  Противоположности  сходятся  к  одной  –  абсолютной  и  единой  для  них!  –  мере - пределу,  но  и  всё,  дальше  их  взаимодвижение  прекращается,  пересечения  и  наложения  их  сутей-смыслов-самостей-содержаний  нет!!
Чёрное  остаётся  везде  и  всегда  отсутствием  излучения,  света,  «абсолютно  чёрное  тело»  способно  излучать  только  в  виде  «абсолютно  чёрной  дыры»,  в  головах  тяжело  больных  «хокингов»;   белое  всегда  и  везде  будет  излучаемой  энергией,  светом-сиянием,  и  нигде  и  никогда  им  не  быть  подобными  и  тождественными,  ибо  это  противоестественно  и  богопротивно.
…То,  что  «изображается,  определяется,  превращается-осознаётся,  мыслится…»  есть  лишь  игра  человеческого  разума,  и  может  посему  «мыслиться – изображаться»  как  ему  угодно,  что  вовсе  не  означает  соответствия  данной  аберрации  нашего  ума  истиной  реальности  хоть  в  какой-то  степени… ужели  непонятно?!?


   В  целом  же,  смешно  и  глупо  в  одном  месте  опуса  рассуждать  на  полном  серьёзе  об  «идеальной  технике»  и  «аппарате»,  имея  в  виду  математику,  «в  которой  вопрос  истины  снят…»,  а  в  другом  месте  также  серьёзно  размусоливать  о  некоем  тождестве  «против  положенного»,  напирая  при  этом  на  якобы  его  реальность  и  объективность…  –  нет,  вы  только  вдумайтесь  в  обозначенную  картину:  говорить  о  мнимости  и  идеальности  матем.  объектов,  а  затем  обосновывать  этой  мнимой  идеальностью  якобы  «тождественность»  реальных  противоположностей!  –  И  это  зовётся  «диалектикой»!??

   Единственно  заслуживающей  внимания  мыслью  в  этой  части  опуса  является  вопрос  о  соотношении – сосуществовании  дискретно-прерывного,  предельного  и  ограниченного,  и  непрерывно-континуального,  бесконечного  и  при  этом  вовсе  не  небезначального,  сиречь  имеющего  начало,  «точку  отсчёта»,  «начало  координат».
По  сути  же  «тождества  противоположностей»,  то  фактически  это  банальное  выражение  и  обозначение  пресловутого  боровского  «принципа  дополнительности»,  по  крайней  мере,  в  данной  работе  это  выглядит  именно  так.

                *  *  *

   Каковы  же  будут  наши  выводы  по  сути  рассматриваемой  работы?

Ну,  во-первых,  её  название  вводит  читателя  в  умышленное  или  случайное,  уж  не  знаю,  но  явное  заблуждение.
   То,  что  в  работе  автор  относит  к  диалектике,  таковым  на  самом  деле  не  является.
Диалектика  –  наука  о  развитии,  всеобщем  и  едино-взаимосвязанном,  а  у  автора  на  эту  тему  практически  собственных  мыслей  не  встречается,  прискорбно.  И  вряд  ли  можно  показанное  автором  развитие  математики  охарактеризовать  как  диалектическое,  нет  –  это  больше  напоминает  бессистемно-хаотическое,  чисто  стихийное,  на  потребу  текущим  нуждам,  прежде  всего  хозяйственным,  развитие,  где  ни  о  каких  «программах»   или  там  «проектах»  речи  никакой  не  идёт,  согласись,  читатель.  Это  уже  потом,  «задним  умом»  и  задним  числом,  доморощенные  философы-геометры  домысливают  и  дописывают  так,  как  им  хотелось  бы,  «развитие  математики  как  науки…».

   Во-вторых,  работа  грешит  большой  ментальной  неряшливостью  и  неразборчивостью  в  средствах  философского  экскурса  и  анализа,  увы.  В  то  время,  как  математические  вопросы  рассматриваются  всесторонне  и  вполне  адекватно,  про  собственно  диалектико-философские  этого  сказать  нельзя.  Собственно,  вся  диалектика  свелась  к  одному:  «тождеству  и  борьбе  противоположностей»,  которое  на  самом  деле  оказалось  только  провозглашённым,  но  мало  чем  доказанным,  увы  во  второй  раз…  Кстати,  пользуясь  моментом,  замечу:  «борьба  противоположностей»  в  природе  –  явление  казуистическое  больше,  нежели  всамделишное,  поскольку,  говоря  строго,  это  очередной  неприкрытый  глупый  антропоморфизм,  переносящий  без  веских  на  то  оснований  понятия  из  чисто  человеческого  быта  на  всю  сферу  Природы…  –  ведь  понятно,  что  «тождественно-противоположных,  подобных»  систем,  явлений  не  существует  и  «бороться»  по  сути  им  не  за  что:  сосуществование,  сопряжение  противных  процессов,  совокупное  действие  в  природе  играет  главенствующую,  основополагающую  роль.  Именно  объединение  в  одно  целое  неподобных  и  подобных  элементов  создаёт  системы  и  весь  наш  мир;  борьба  в  нём  имеет  характер  вторичный  и  необязательный,  –  там,  где  имеется  возможность  выбора,  любая  система  –  подчёркиваю:  ЛЮБАЯ!  –  выбирает  не  борьбу,  а  СО - бытиё,  сосуществование,  не  обязательно  объединение  и  единение,  нет,  просто  не - антагонизм,  ибо  вражда-антагонизм  энергетически  (а  следовательно,  и  бытийно)  невыгодны,  Есть  конкурентные  отношения  между  ПОДОБНЫМИ  системами  (процессами,  явлениями  и т.п.),  подобными  –  но  не  противоположными,  почувствуйте  разницу,  как  говорится.  И  называть  их  «борьбой»  неправильно  в  любом  значении  этого  слова  и  в  любом  смысле:  это  выбор  лучшего  или  наиболее  оптимального  варианта  развития,  одной  возможности  –  из  многих… где  здесь  борьба?!

   В-третьих,  большинство  поднятых  тем  и  вопросов  оказались  рассмотренными  крайне  поверхностно,  односторонне  и  плоско,  с  минимумом  собственных  оригинальных  и  небанальных  мыслей,  что,  учитывая  заявленную  тему  и  круг  рассматриваемых  вопросов  крайне  непрофессионально.  Заявлено  на  рубль – куплено  и  произведено  на  копейку.
Несолидно!
   Ну  и,  наконец,  имеется  явный  методологический  сбой,  а  вернее  уклон,  автора,  в  сторону  идеализма  («вопрос  истины  в  математике  оказался  снят»,  «имеет  дело  [матем.]  с  идеализированными  объектами»  и  т.д.  и  т.п.  перлы…)  при  видимости  изложения  с  материалистических,  даже  «марксистко-ленинских»,  позиций…  – нонсенс,  однако!  Впрочем,  достаточно  сам  по  себе  говорящий  и  красноречивый,  учитывая  всё  вышеизложенное  мной.

                2.

   Откуда  взялись  упомянутые  выше  ошибки  у,  вроде  бы,  вполне  грамотного  и  неплохо  философски  подготовленного  автора?
Мне  кажется,  ответ  надо  искать  прежде  всего  в  сердцевине,  в  мировоззрении,  а  точнее  в  мироощущении  и  мировосприятии  покойного.
«Нет  ничего  абсолютно  абсолютного…»  –  мог  ли  сказать  такое  тот  же  Ньютон,  или  Ломоносов,  например?
 – Я  думаю,  ответ  для  любого  очевиден,  и  это  ответ  отрицательный.

Учёному-материалисту  изрекать  подобное  возможно  …и  простительно,  –  но  не  следует,  если  он  хочет  до  конца  оставаться  на  материалистических  позициях:  кто  способен  доказать  (а  раз  ты  математик,  то  математически!)  прозвучавшую  глупость?  Кто??
Ни  это  утверждение,  ни  обратное  ему  ничем  и  никем  не  доказуемы…  –  раз  ты  имеешь  наглость  позиционировать  себя  как  «философ»,  то  такие  элементарные  вещи  следует  знать  и  понимать.

…Я,  естественно,  здесь  немного  утрирую  и  слегка  сгущаю  краски,  ибо  сам-то  как  раз  всю  жизнь  занимаюсь  противоположным:  попыткой  абсолютно  полно  и  строго  доказать  бытие-наличие  Абсолюта  (как  «абсолютно  абсолютного»),  но  это  чисто  в  дидактических  и  методологических  целях  здесь  мною  делается,  учитывая  важность  поднятых  вопросов  и  тем  в  сём  опусе,  плюс  нерядовой  научный  статус  автора,  достаточно  авторитетного  в  своей  области  науки.


   Таким  образом,  ответ  будет  определяться  сердцевиной  данного  индивида  –  и  только  ею.  Что  есть  у  тебя,  академик,  за  душой,  –  то  и  определит  твоё  существование,  как  в  мире  этом  бренном,  так  и  в  мире  ином…  пересмотрел  ли  он  свои  взгляды  спустя  три  десятка  лет,  перед  самой  своей  смертью?  –  я  не  говорю  «уходом»,  ибо  для  подобных  нет  подобного  слова-понятия  и  явления,  нет…
Впрочем,  какое  нам  до  этого  дело,  а,  читатель?  Каждый  сам  в  ответе  за  собственную  жизнь  и  смерть,  если  он  не  грудной  младенец,  конечно.
 – А  что  это  меняет? – спросит  меня  некто.  – Есть  ли  оно,  «абсолютно  абсолютное»,  нет  ли  его… ну  что  это  меняет?!?
 – Всё  зависит  от  человека:  для  кого-то –  многое,  для  кого-то –  ничего.  Но  это  уже  совсем  другая  тема,  читатель,  а  мы  возвращаемся  в  наши  научные  конюшни…



                продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/25/1863