Моя первая взятка

Владимир Кречетов
      Я сижу за столом перед  женщиной-чиновником Смольного. Она доходчиво  мне объясняет,  как можно  получить  юридический адрес для малого предприятия по  своей коммунальной квартире. Проблем с юридическим адресом нет – он  у меня есть, но  за него надо  платить. А платить  не хочется. И поэтому возникла мысль  сделать  его по  своей коммуналке. По объяснению  чиновника, я понимаю, что  этот вопрос решить  можно, но  для этого я должен её отблагодарить. Я умею  быть благодарным, когда мне люди что-то делают, и при этом до  начала сделки ничего не обещаю. Но сейчас ситуация другая. Мне как бы говорят «дай, а мы тебе попробуем решить  этот вопрос», а это уже в моём понимании будет  называться взяткой, а их  мне ещё не доводилось  никому давать. Я задумался. Как говорят  девушки, «когда-то надо  начинать. И лучше раньше, чем позже». Решение принято. Но  тут  я посмотрел  в окно  и увидел  памятник Ленину, который направил  свою  правую  руку в мою  сторону, словно  говоря, «как ты можешь об  этом даже думать,  ведь  ты воспитанник Ленинского  комсомола!». Мне стало  не по  себе, и я вышел  из  комнаты.

      От того, что  мне не хватило храбрости дать  взятку, сильно  переживал, не мог  даже нормально  спать. И решил, как это  делают  американцы, пойти к психологу и снять  с себя проблему. В девяностые годы психологическая помощь  не была так широко  распространена  как теперь. Нашел эту помощь  в фирме «Глобус» на Народной улице. В кабинете сидел  парень  лет тридцати, ему рассказал  суть  проблемы. Он долго, молча, смотрел  на меня и,  наконец, спросил:
     - Ты Кафку читал?
     - Нет, не читал, - не хотелось  сознаваться, что  пробовал  прочитать  его «Замок», но  он показался таким нудным, что до конца не осилил, а сейчас не хотелось  даже касаться его творчества.
     - Если ты не читал Кафку, о чём можно с тобой говорить?
     - Говори о моей   проблеме, а не о Кафке. Зубы не заговаривай.
     - Я с помощью  Кафки хотел объяснить, как решить  твой вопрос. Но, если ты его не читал, как я могу это сделать?
     - А ты что, за всю жизнь  только  одного автора читал? А учебник по  психологии не пытался прочесть?
     - Как ты упрощенно  рассуждаешь. Думаешь, прочитал  учебник психологии и на все жизненные вопросы можно  дать  ответ?
     - Раз я этого твоего Кафку не читал, так, значит, не способен ничего понимать?
     - А если бы ты его прочитал, я бы тебе очень  популярно смог  объяснить, как решить  твою  проблему. А так, что я могу сказать, чтобы ты меня понял? Давай, приходи завтра, в это же время и попытайся  лучше сформулировать  свой вопрос. Подумай, что  в нём главное, а что  второстепенное.

      На другой день я пришёл в назначенное время. Психолог  опять  долго  смотрел  на меня и снова спросил:
     - Ты Кафку читал?
     - Задолбал  ты меня со  своим Кафкой! Я не знаю,  кого  в будущем буду читать, но  точно  не его! Если ты ещё раз  спросишь  про  Кафку, я, ведь, могу не сдержаться и набить тебе морду. Я тебе деньги платил  не за твои словоблудия, давай выжимку, не серди клиента!
     - Ну, хорошо. Допустим, если бармен что-то захочет получить, он даст  взятку не задумываясь и переживать  по  этому поводу не будет. А если ты не можешь  дать взятку, так и не желай тех  материальных  ценностей, о  которых  мечтал. Живи спокойно, без  них.
     - С тобой всё ясно. А  в вашей фирме можно  поправить пошатнувшееся в этих  стенах  моё здоровье?
     - Дверь - напротив, там специалист  занимается китайским иглоука-лыванием.

     В комнате меня встретил  парень  в голубом халате, такого  же возраста, как и психолог. Широко  улыбаясь всеми двадцатью  семью  зубами, пообещал, что  за десять  сеансов приведёт  мой организм в полный порядок. За время сеансов я пришёл  к мнению, что «специалист» не намного больше знает об  иглоукалывании, чем я сам. После четвертого сеанса дома  я почувствовал какой-то дискомфорт в районе позвоночника. Провел  рукой и вытащил  из  шеи портновскую  булавку. Только  теперь я понял, почему «доктор» всегда укладывал меня на кушетку животом вниз. Лёжа на спине, я бы увидел, ЧТО  именно он вкалывает в мой организм.

      Пройдёт  ещё несколько десятков лет, прежде чем Россия от социализма с человеческим лицом перейдёт  к волчьему капитализму в человеческом обличье.
Первая взятка в жизни человека, как первый секс, чаще бывает  неудачной. Ничего, ничего. Да если мне ещё представится возможность, я не только  в Смольном, но  и в Кремле смогу дать  взятку.

                Декабрь 2018 г.