Нужна ли россиянам вынужденная толерантность?

Сергей Осипов 4
Автор статьи на основе анализа отдельных публикаций и собственного мнения рассматривает проблему межнациональных взаимоотношений, существующую между гражданами России и влияющих на ее безопасность страны.

Нужна ли россиянам «вынужденная толерантность в межнациональных взаимоотношениях?
Этот вопрос, только на первый взгляд может показаться странным. Тем более, что во времена существования Советского Союза, когда мы все жили в одной, образно выражаясь, многонациональной, коммунальной квартире термин «вынужденная толерантность» был одним из достоверных индикаторов, характеризующих истинный уровень межнациональных и межрелигиозных взаимоотношений в советском обществе. Он также был неразрывно связан с таким словосочетанием той эпохи, как «советский народ». Этот термин активно начал использоваться в 30-е годы ХХ века, но до начала 1960-х годов он не нес смысловой нагрузки идеологического клише. В 1961 году, выступая на ХХII съезде КПСС Н.С. Хрущев провозгласил: «В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты — советский народ». В последующем, «Постановлением ХХIV съезда КПСС 1971 года советский народ был провозглашен результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоев, наций и народностей, населяющих территорию СССР. Их общим языком- языком советского народа – был признан русский язык. Понятие «советский народ» также употреблялось, как коллективный образ, от имени которого действовала и чьи интересы защищала, как утверждалось – советская власть, то есть власть трудящихся. Так записано в различных документах той поры, но так ли было на самом деле? Чтобы более объективно разобраться в этом, необходимо вернуться к вопросу терминологии. Слово «толерантность» было введено философами в XVI – XVII вв. и всегда привлекало внимание ученых и исследователей. Августин, П. Бейль, Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, Т. Гобс, И.А. Ильин, И. Кант, Кастеллио, Дж. Локк, Д. Мильтон, Монтескье, Н. Рерих, Ж. Руссо, В.В. Соловьев, Л.Н. Толстой и др. рассматривают толерантность в своих трудах.
Толерантность – в социологии ( от латинского tolerantia — терпение) –терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Необходимо отметить, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации на религиозном уровне, который в свою очередь стимулировал начало развития всем другим свободам, которые были достигнуты в дальнейшем, при построении демократического общества. Синонимом толерантности в русском языке является слово терпимость. В словаре С.И. Ожегова говорится, что терпимый - такой, который может терпеть, с которым можно мириться, который терпеливо относится к чужому мнению, характеру. В понятие терпимость вкладывается и нравственный смысл, в котором терпимость является нравственным качеством, которое характеризует отношения к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности разносторонних интересов и точек зрения без применения насилия. Некоторые ученые в своих исследованиях используют такую терминологию, как квазитерпимость, псевдотерпимость, негативная терпимость, позитивная терпимость, или толерантность типа А,Б,В, к примеру, С.К. Бондырева и Д.В. Колесов выделяют естественную толерантность, проблемную толерантность, вынужденную толерантность, толерантность выгоды, умысла и толерантность воспитанности. В Толковом словаре живого великорусского языка В.Даля глагол вынуждать имеет такие синонимы, как силить, неволить, заставлять и т.п. Следовательно, на бытовом уровне понятие «вынужденная толерантность» означает навязанная извне (внешний уровень воздействия), или принятая изнутри (внутренний уровень) вопреки своим истинным воззрениям, под воздействием внешних факторов, терпимость к убеждениям, привычкам, поступкам, внешнему облику (национальным и расовым отличиям), к чужому мнению, характеру, вероисповедованию, обычаям, культурологическим особенностям, языку и т.п. Под внешним (уровнем) воздействием понимается деятельность государства с его многочисленными властными институтами, господствующей идеологией, чрезвычайно развитым репрессивным аппаратом подавления инакомыслия. Под внутренним уровнем необходимо понимать элементы, составляющие психологический портрет индивида и характеризующие его эмоционально-волевую сферу, темперамент, характер, национальные особенности, возраст, гендерные различия, уровень образования, социальное положение, направленность личности, религиозность, уровень развития социально значимых качеств (коллективизм, дружелюбие, коммуникабельность, отзывчивость, эмпатия и т.п.), уровень физического и умственного развития, и пр.
В период существования СССР идеологический прессинг не давал возможности проявляться национальному самосознанию в республиках, где коренным населением являлись не русскоязычные граждане. Партийная номенклатура внимательно следила за проявлениями недовольства в своих регионах. За проявление националистических взглядов, межнациональной вражды, политический руководитель региона мог лишиться не только должности, но и партийного билета. Поэтому все случаи проявления сепаратизма, национализма тщательно замалчивались. То есть на государственном и региональном уровне, все выглядело благопристойно, но на бытовом уровне все было не так. Межнациональные противоречия в российской империи существовали всегда. В некоторых случаях царское правительство сознательно провоцировало межнациональные столкновения, используя тактику: разделяй и властвуй. Образование СССР, приход к власти большевиков не разрешил существующие противоречия, а лишь загнал их вовнутрь. Наглядный пример этому, в конце восьмидесятых годов прошлого века в Фергане были вырезаны турки –месхетинцы, до недавнего времени прекрасно уживавшиеся с узбеками, и являющиеся единоверцами. Но почему- то не принято вспоминать о том, что вместе с этими несчастными пострадало и русскоязычное население, проживавшее в, то время на территории Ферганской области. Очевидцы рассказывали, что не могли спокойно уехать в Россию, без угрозы для жизни. Пресловутая политкорректность мешает нам тщательно изучить ошибки и опыт прошлого, чтобы не допустить ошибок в будущем. Почему, люди разных национальностей, жившие вместе в эпоху развала Советского Союза вдруг стали врагами? Почему во всем оказались виноватыми одни русские? Судьбу СССР решал не народ, а руководители трех республик. Русский народ здесь не причем, скорее наоборот, он был против распада государства, но его не услышали, да еще и обвинили во всех грехах, он же и пострадал больше всех. Почему русских не любят в национальных республиках? И даже в собственной стране. Потому, что любви между отдельными нациями никогда и не было. Для одних национальных меньшинств русские выступали в качестве захватчиков (страны Балтии), для других, как высокомерные, чванливые колонизаторы (азиатские республики), для третьих русские были просто «неверными», со всеми вытекающими последствиями. Этнопсихологам знаком феномен «пробуждения национального самосознания». Когда это, так называемое национальное самосознание просыпается, лучше быть подальше от того места, где оно проснулось ибо, как говорили древние римляне: vae victis «горе побежденным». В нашем случае русские оказались заложниками некогда в своей стране, ставшей в одно мгновение чужой и в этом трагедия русского народа. Сразу все хорошее было забыто и на поверхность выплеснулись эмоции и агрессивная сущность не людей, а толпы, у которой нет жалости, сострадания, а есть одна тупая и животная ненависть, агрессивность, жажда разрушений и убийства. Вот некоторые статистические данные, опубликованные 19.07.2001 года в «Независимой газете», характеризующие положение русских в национальных республиках. Так, по февральской переписи 1999 года доля русских в Белоруссии упала с 13,2% до 11,4%. Русских стало меньше на 200,4 тысячи человек. Основная причина: ассимиляция: дети из смешанных семей, записанные раньше в русские», теперь переписались в «белорусы». Еще меньше русских осталось в Киргизии - за последние десять лет на 313 тысяч: 215 тысяч - выехали, 98 тысяч – вымерли. В Казахстане русских за десять лет стало меньше на один миллион 582 тысячи человек, уезжают отсюда русские, и, что самое трагичное, стремительно вымирают. В Латвии доля русских упала с 34 процентов до 29,4. Русских стало меньше на 206 тысяч: 94 тысячи выехали из страны, 112 тысяч вымерли и ассимилировались. В Эстонии русских стало меньше на 121 тысячу – многие переписались в эстонцев. В Узбекистане русских стало меньше на 300 тысяч. В Таджикистане осталось всего 80 тысяч русских, в Армении и того меньше – всего 8 тысяч. В Азербайджане доля русских уменьшилась как нигде, с 5,6 процента до 1,8. На три с лишним процента снизилась доля русских на Украине… «За последнее десятилетие общая численность русских в странах бывшего СССР сократилась, как минимум, на 10 миллионов человек. В Российской Федерации положение не лучше. По данным, приведенным в журнале «Молодая гвардии» № 10 за 2003 год доля русских сокращается также интенсивно. В Бурятии - с 69,9 процента (1989 г.) до 67,3 (1999 г.), в Якутии – с 50,3 процента до 45,5 процента, в Туве – с 32 процентов до 30,4, в Адыгее – с 68 процентов до 64,9, в Карачаево-Черкессии – с 42,4 процента до 40,6 процента, в Дагестане – с 9,2 процента до 8,2, в Ингушетии – с 13 процентов до 0,3... Иначе, как выдавливанием русских, такое положение не назовешь. По данным последней переписи, в Москве проживает 10,5 миллиона человек, из них русских, украинцев, белорусов, всех вместе, – 4 200 000! Из десяти с половиной миллионов жителей столицы Государства Российского русские, украинцы и белорусы – национальное меньшинство»! Надо полагать, что применительно к сегодняшнему времени статистика о численности русскоязычного населения еще более драматична. Поэтому, напрашивается неутешительный вывод о том, что русские, самая пострадавшая от развала СССР нация. А, есть ли основания у других наций, населяющих Россию, негативно относиться к русским? Наверно есть. К примеру, в исследовании Д.С. Обукаускайте на соискание ученой степени кандидата наук «Толерантность и выражение отношения к другим национальностям в английской и русской лингвокультурах» говорится: «Абсолютное большинство прозвищ, обозначающих то или иное отношение к другим национальностям, носит национально-оскорбительный характер. Под словом "оскорбительный" подразумевается не только явное презрение и умаление достоинства человека, но и любая насмешка. Анализ материалов на русском языке позволяет заключить следующее:
a) На первом месте по степени негативизма в России стоят прозвища выходцев с Кавказа (лицо кавказской национальности, кавказцы, чурки, хачи, хачики, азеры), превосходящие другие прозвища, как в количественном отношении, так и степени пренебрежительного отношения.
b) На втором месте по количеству в русском языке стоят прозвища выходцев из Африки и азиатов (негритос, нигер, чурка, чурбан, чучмек, косоглазые, узкоглазые)
c) Третье место занимают прозвища американцев (янки, америкаш, америкос, американ, америкашка), хотя здесь многое объясняется словообразовательными возможностями русского языка.
d) Наименьшим разнообразием отличаются прозвища украинцев (хохлы, бендеровцы), японцев (япошки), евреев (жиды), китайцев (китаезы), итальянцев (макаронники), французов (лягушатники), немцев (фрицы), англичан (бриты) и выходцев из Латинской Америки (латиносы).
e) Особое распространение в русском языке прозвищ выходцев с Кавказа объясняется общими антикавказскими установками, характерными для современного российского общества. Данный вывод подкрепляется сведениями из исследования П.Черкасова "Лица кавказской национальности" глазами москвичей" .
f) Распространение прозвищ китайцев связано с господством в России "антикитайских" настроения, что объясняется отчасти историей советско-китайских отношений, отчасти массовой иммиграцией в Россию китайских рабочих. Вывод сделан на основе статьи "Антикитайский синдром. Россияне оказались лицом к лицу с динамичной наступательной Азией" Ю.Савенкова .
g) Популярность прозвищ американцев связана, с одной стороны, с ухудшением российско-американских отношений в годы Холодной войны, прошедшие под знаком противостояния двух сверхдержав. Во-вторых, несмотря на годы интенсивных политических, экономических и культурных контактов двух наций начиная с 90-х годов XX века, в России по-прежнему сильны предрассудки по отношению к Америке, в том числе как к стране с низким уровнем развития культуры». Нас не интересует, сколько русскоязычных граждан так думает и поступает, важен факт, что так есть и что такая проблема существует. А теперь, для полноты картины, следует рассмотреть мнение отдельных граждан, из некоторых национальных республик, прибывших в поисках работы в Санкт-Петербург, как они относятся к русским? Автор статьи при изучении вопросов трудовой миграции проводил исследование уровня толерантности иностранных рабочих. Результаты социологического опроса представлены ниже. Количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 221 человек, из них: украинцы – 43 человека, молдаване-24 человека, узбеки 67 человек, таджики -48 человек, армяне- 21 человек, азербайджанцы -18 человек. Таким образом, судя по данным полученным в результате проведенного исследования 95% украинцев, 97% молдаван, 8% узбеков,25 % таджиков, 70% армян, 34% азербайджанцев - относятся к русским положительно и отрицательно - 42% узбеков, 34% таджиков, 12% армян, 23%азербайджанцев. Остальные относятся нейтрально. Причины негативного отношения в данном исследовании не выяснялись. Судя по всему, нелюбовь иностранных рабочих и русскоязычного населения взаимная. Но от этой нелюбви никуда не спрятаться. Мы вынуждены, порой испытывая негативные чувства, тем не менее, общаться и существовать на одном пространстве, хотелось нам этого, или нет. В советское время к цыганам относились вполне терпимо, но теперь в представлении граждан России существует другой стереотип восприятия: цыгане (у них теперь тоже есть свое прозвище «мексиканцы»), значит распространители наркотиков. И куда бы они не переместились на постоянное место жительства, везде будет к ним настороженно -враждебное отношение со стороны местного населения. Хотя не все цыгане занимаются этим, но негативная аура распространяется на всех. Почему русскоязычное население негативно относится к выходцам из отдельных республик бывшего СССР? Оговоримся сразу, не все, а только определенная часть. Не вспоминая исторические обиды прожитых поколений, обратимся к периоду распада Советского Союза. Граждане, которые вынуждены были бежать из национальных республик Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан и др., спасая свою жизнь, бросая нажитое, никогда этого не забудут. Другая часть русскоязычного населения недовольна поведением инороссов в их родном городе. Наглость, хамство, вызывающее поведение на рынках, улицах, приставание к русским девушкам, задевание прохожих, все это вызывает ответную негативную реакцию местного населения по сценарию Подпорожья, Кондопоги и т.п. Есть и еще одна проблема, проблема личностного восприятия. Русскоязычные граждане в большей степени, не могут идентифицировать жителей южных республик по национальному признаку. Для них они все на одно лицо. Кроме этого итальянцы, французы, кубинцы, арабы, и т.п. также в восприятии русских не имеют национальных отличительных черт. Иными словами, все они похожи на выходцев из Кавказа. Следовательно, на всех распространяется негативное отношение. Автор был свидетелем одного конфликта произошедшего в 1980 году в г. Орле, когда к незнакомцу смуглой наружности пристала группа молодых парней и пыталась вытащить его из троллейбуса. Тот упирался и на ломанном русском пытался объяснить, что он кубинец. Наконец, молодые люди поняли, что имеют дело с иностранцем, представителем дружественной державы и отпустили свою жертву, сказав при этом: « Много тут Вас, черных бродит по нашей земле, попробуй, разберись». Наглядный пример ложного восприятия своего недруга и негативного отношения к представителю другой национальности. Необходимо учитывать и то, что русский народ очень отзывчив и эмоционален. Если, например иностранный гражданин, или выходец с Северного Кавказа спасет русскую девочку, рискуя своей жизнью, или сборная России выиграет чемпионат мира по футболу, то на этот миг все люди на российской земле на несколько дней станут братьями, независимо от своей национальной принадлежности. А это значит, что эмоциональное единство возможно, и оно присутствует в наших людях. И в масштабе государства это единство следует постоянно укреплять, чтобы оно переросло в другую стадию. Но о каком единстве можно говорить сейчас, когда сами СМИ зачастую провоцируют, ту или иную ситуацию, так, к примеру, 2.09 2011г. в новостях на рамблере была опубликована информация о том, что на острове Русский силами ОМОНа был подавлен бунт рабочих-мусульман. Подача в таком виде сообщений может спровоцировать всплеск религиозного фанатизма. Интересно, какими соображениями руководствовались те люди, которые пропустили в эфир такой перл…? В некоторых городах России научились разрешать конфликтные ситуации коренного населения, с представителями других национальностей используя влияние и авторитет национальных диаспор. И очень часто межнациональные конфликты на бытовом уровне разрешаются путем мирного диалога между руководством диаспор и потерпевшей стороной. В социологии существует термин шкала Богардуса. Ее основное предназначение – измерение национальных и расовых установок. Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает все последующие и исключает все предыдущие. Вопрос для этой шкалы может иметь следующую формулировку:«Какие взаимоотношения с представителем соответствующей национальности для Вас приемлемы? К этому вопросу существуют варианты ответов: брачные отношения; личная дружба; быть соседями; быть коллегами по работе; быть жителями одного города; быть согражданами страны; не возражаю против их выезда из страны. По моим наблюдениям некоторые русскоязычные граждане согласны терпеть граждан другой национальности только в качестве сограждан страны. А, радикально настроенная молодежь, такая как скинхеды, не возражают против выезда иностранцев из страны. Но, есть и такие, которые, не возражают против межнациональных брачных отношений. К примеру, в статье Корнеевой С.В. «Социальная природа межнациональных браков в российском обществе в условиях социокультурных трансформаций» приводятся следующие данные: «Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. По данным статистики, в Москве количество межнациональных браков между русскими и другими национальностями (украинцы, белорусы, армяне, татары, грузины, азербайджанцы и т.д.) в 1980 году составляло 16,82%, а в 1994-1995 годах процент заключенных межнациональных браков увеличился до 22,09%. В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей». Более подробные данные приводятся в материале, размещенном в Интернете на сайте «Русский взгляд» http: www.ng.ne/week/2007-9-10/12 diakon.html. «Вред межнациональных браков», где говорится: « Межнациональные браки в Москве русские женщины заключают в два раза чаще, чем русские мужчины. Изменяется и национальный состав в таких типах брака. В советскую эпоху на первом месте традиционно в соответствии с этническим составом страны был брак по модели "русская - украинец", далее шли "русская - "еврей", "русская - белорус", "русская - армянин", "русская - татарин". Сейчас же доля русско-украинских браков уменьшилась вполовину, с ними практически сравнялись союзы между русскими женщинами и мужчинами-армянами. Русско-еврейских браков стало гораздо меньше, зато в рост пошли браки с грузинами и азербайджанцами (соответственно в 4 и 7 раз), а также с другими народами Кавказа (рост более чем в 10 раз). К этим народам можно отнести дагестанцев, чеченцев, ингушей и представителей других национальностей. Все это, по мнению ученых, связано с активностью миграции жителей Кавказа в Москву. В этом процессе всегда более активны мужчины. Браков между уроженцами Москвы сегодня насчитывается около, сорока процентов. Остальные заключаются по схеме "приезжий - уроженец" (их примерно столько же) либо "приезжий - приезжий" (около 20%). При нынешней динамике, если считать от конца XIX века, исходный генофонд русских москвичей на 70 процентов будет заменен за счет притока генов из других регионов примерно за 10 поколений. Четыре из них уже прошло, ученые за одно поколение берут 25 лет. Издание делает вывод, что еще через 150 лет русские Москвы будут весьма сильно отличаться от русских из провинции». Надо полагать, что русские женщины не от хорошей жизни, по своему решают проблему толерантности, ибо инстинкт материнства, стремление иметь свою семью, помноженный на дефицит мужского населения заставляет их преодолевать страх, отчаяние, неприязнь, осуждение близких. Как подтверждение тезиса о вреде межнациональных браков профессор Московской духовной академии (МДА) диакон Андрей Кураев выразил обеспокоенность по поводу их распространения в России и считает, что: «На самом деле межнациональные браки — это форма геноцида русского народа! Когда наши женщины выходят замуж за кавказцев, они обогащают своими генами другие народы. А русская нация слабеет!» – приводит портал "Интерфакс-религия" мнение православного миссионера, высказанное им в своем интервью с популярной газетой «Комсомольская Правда». С ним согласен Заведующий кафедрой педиатрии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова доктор медицинских наук, профессор O.K. Ботвиньев, который считает, что: «… в смешанных браках устоявшийся комплекс генов разрушается, а новый комплекс оказывается биологически слабее — ведь он не прошел тысячелетнюю обкатку. В результате растут заболеваемость, детская смертность, уменьшается продолжительность жизни. Причем чем больше различий между расами, чем дальше находятся друг от друга их исторические территории, тем большие осложнения принесут браки между их представителями. Черные и белые — самая взрывоопасная смесь разных болезней... А потому наиболее благоприятны браки, в которых муж и жена принадлежат близкородственным народам, но так как русский народ достаточно многочислен и генетически разнообразен, браки между русскими людьми, без сомнений, принесут куда больше пользы, чем с генетически отдаленными национальностями. Надо отметить, что кавказские народы никогда не являлись близкородственными по отношению к русскому народу…». Кстати, в Китае, как утверждают специалисты, около 20 млн. юношей 20 летнего возраста по причине отсутствия девушек не смогут в будущем создать свою семью. Если эта «армада» приедет за девушками в Россию, то самая невзрачная невеста имеет шансы выйти замуж. Правда, через несколько поколений все русские будут походить на китайцев. В данном случае не стоит оспаривать мнение специалистов, с генетикой не поспоришь, тем более нечто подобное уже происходило в секретных лабораториях «Аненербе», где фашисты пытались воплотить идеи усовершенствования человеческой "породы" с помощью евгеники (евгеника, от греч. eugen;s, — благородного происхождения, породистый) методами селекции. А еще раньше это было опробовано древнеегипетскими жрецами. Подводя итог вышеизложенному, следует отметить: проблема существования русской нации сегодня, как никогда стоит чрезвычайно остро. И если мы сегодня ее не начнем решать завтра, ее решат за нас, но не в нашу пользу. Проблема межнациональных взаимоотношений в большей степени лежит в бытовой плоскости, есть, конечно, и исторические причины, как примеру, насильственное присоединение Северного Кавказа к Российской империи. Или, принудительное выселение крымских татар, чеченцев, ингушей и др. малых народностей, Такое не сразу забудешь, поэтому есть достаточно веские причины нелюбви малыми этносами русского суперэтноса. Да, что там говорить о любви, нелюбви, когда в России до сих пор не сформулирована национальная идея, которая могла бы сплотить многонациональный народ в одно целое, и дать вектор направления для дальнейшего развития. Мы, до сих пор не осознали ошибки прошлого, не сделали выводы, на будущее; программы которые мы составляем, носят декларативный характер, а не являются руководством к действию; государственный аппарат стремительно разрастается; коррупция проникла во все звенья государственной власти. Доходило до смешного, если бы это было не так грустно: некоторые аналитики опасались перед заключением договора с американцами того, что ОСВ-3 будет подписан в ущерб нашей национальной безопасности, так как государственные чиновники, от кого будет зависеть подписание договора, будут, или куплены, или подвергнутся шантажу. Многочисленные реформы и многочисленные провалы этих реформ уже никого не удивляют и не волнуют. На фоне многочисленных и более важных проблем межнациональные взаимоотношения прячутся в тени, но это не значит, что эти проблемы не существуют. Да, мы сохраняем вынужденную толерантность в межнациональных отношениях, в которой нет равноправия, потому что не воспитали в подрастающем поколении и сами не научились соблюдать естественную толерантность, предполагающую равноправное партнерство. У нас еще есть время, чтобы исправить создавшееся положение. Но это время стремительно уходит. И работает против нас. Об этом необходимо помнить каждому гражданину нашей многонациональной страны, Поэтому:« Относитесь к людям другой национальности, другого вероисповедования так, как Вы бы хотели, чтобы они относились к Вам». Тогда возможно наш суверенитет и само существование России, как многонационального государства в будущем, не будет проблематичным.