Что творится с системой образования...

Валентинка Павлова
Помещаю на свою страницу публикацию о важном из Фейсбука.

"Анна Герман
23 марта в 00:42 ·
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, А ТАКЖЕ ДЕДУШКИ И БАБУШКИ!

Что творится с системой образования в Москве?
Предоставим слово специалисту, доктору педагогических наук, профессору Любови Евгеньевне Никитиной:
— Что происходит с детством в современной России?
Меморандум о школе и инфраструктуре детства
Общие данные (справочно)
Общий объем финансирования Программы «Столичное образование»
в 2012-2019 годах составляет 3 658,6 млрд. руб., в том числе за счёт средств бюджета города Москвы — 2 056,9 млрд. руб.
Программа разрабатывалась и реализуется в тесном взаимодействии с Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом финансов города Москвы, Департаментом информационных технологий города Москвы и другими органами исполнительной власти — соисполнителями Программы.
По состоянию на 1 января 2018 года система столичного образования включает в себя:
— 587 многопрофильных школ, реализующие программы общего и дополнительного образования, в т.ч. 562 школы с дошкольными группами;
— 53 колледжа;
— 2 организации высшего образования;
— 27 образовательных организаций дополнительного образования.
Общий контингент обучающихся в системе образования города Москвы превышает 1 млн. 420 тыс. человек.
Когда «технический» Министр образования Ливанов уступил место «идеологическому» Министру Васильевой, вопрос о содержании образования встал на повестке дня в полный рост. Определённая часть общества, предполагая замену нововведений либерального толка проверенными временем «советскими» рецептами воспитания полноценной личности, превентивно повело атаку на нового Министра, встречая в штыки даже не действия, а только декларации о действиях. В итоге всё осталось как прежде, с некоторыми подвижками в области ЕГЭ, который чисто практически стал выглядеть более вменяемым в области хотя бы гуманитарных наук.
Москва, как государство в государстве, продолжила «технический» путь «оптимизации и модернизации», вся суть которых состояла в том, чтобы экономить, не считаясь с судьбами людей и даже вопреки здравому смыслу. Уничтожены окружные структуры управления образованием, уничтожены методические службы на уровне округа, района, школы. Огромные неуправляемые образовательные комплексы, состоящие из учреждений образования разной целевой направленности, с разным уровнем и качеством педагогических коллективов, с отличающейся материальной базой, возглавляются не директорами-воспитателями, а эффективными менеджерами, отлично усвоившими новые правила игры на педагогическом поле. Эти правила просты и немудрены — есть критерии, к ним показатели, к ним формулы расчёта — умей считать и рейтинг твой. Погоня за рейтингом — «наше всё» в московском образовании. От этого зависят деньги, которые получит образовательный комплекс. Отдача воспитания как воспитательной работы имеет отложенный результат, но именно в нём заинтересовано общество. Рейтинг по количественным показателям и деньги — интерес московского образования. Рейтинг определяет и зарплату учителя. Есть базовая ставка, рассчитанная по количественному показателю — человеко-часы. Остальное — надбавки, наибольшая из которых за показатели «успешности» — за победителей олимпиад, конкурсов и прочих смотров достижений учащихся и самих учителей. Если родители днём и ночью делают за своих детей «проекты», это они зарабатывают учителям своего ребёнка надбавки к зарплате. В Москве высокие зарплаты, подвижные, меняющиеся — до 150 тыс. рублей у отдельных учителей. 80-90 тыс. — средняя. Учителя довольны, их не смущают требования власти, выходящие за пределы их обязанностей. Это ударный отряд бюджетников, обслуживающих выборные кампании партии власти. Борьба за надбавки идёт нешуточная. Такова реальность, которая оборачивается новыми проблемами, с которыми приходится сталкиваться московским семьям с детьми. Что мы сейчас имеем, каковы результаты московской «модернизации»:
— Запредельная бюрократизация управления системой образования и живыми людьми в ней: учащимися, учителями, родителями, руководителями образовательных учреждений.
— Экономия на всём, кроме материального оснащения (можно украсть на поставках).
— Разбалансированность управления: руководящие указания идут из федерального центра, деньги — в Москве, учредитель образовательного учреждения — муниципалитет, по закону — школа самостоятельна и действует на основании Устава — всё это часто противоречит одно другому, и процесс управления становится невозможен.
— Никто не понимает, как устроена система оплаты труда — в погоне за средней по Москве проявляется полная неразбериха и произвол в стимулирующих надбавках и коэффициентах — питательная среда нездорового морально-психологического климата в педагогических коллективах и злоупотреблений руководителей образовательных комплексов.
— Повальная квалиметрия в оценке труда учителя, ученика, учреждения при невозможности с научной точки зрения выявить справедливую систему оценочных критериев и показателей в таком сложном деле, как обучение и воспитание, развитие и управление привела к тому, что население не понимает, какая школа — хорошая или плохая, как учится ребёнок — хорошо или плохо, какие перспективы у ученика — поступит или не поступит и в какой вуз. 65 баллов ЕГЭ по предмету — это хорошо или плохо? Оказывается, в одних случаях хорошо, в других плохо. Мутная водичка, в которой удобно ловить жирную рыбу. И ловят. А граждане переводят эти баллы в привычную систему оценок и узнают, что 65 баллов по русскому языку, например, в школе — это «4», а в вузе, куда собрался поступать выпускник, — это «2». Как это? А вот так. Как хотим, так и считаем. Это называется справедливым и уравнивающим в возможностях всех выпускников России.
— История с «продлёнкой». Деньги на группы продлённого дня — федеральные и по потребности. Москва меняет слова — вместо «группы продлённого дня» появляются «группы по уходу и присмотру за детьми», но уже за родительские деньги. Почему же не взять федеральные деньги, а «группы по уходу» ввести дополнительно? Почему вместо? Ответ ясен — никто не станет платить деньги, если можно отдать ребёнка в группу продлённого дня бесплатно. Налицо недобросовестная конкуренция и монополизация «услуг». ФАС молчит. Министерство образования РФ — тоже.
— Интенсификация труда учителя, преподавателя и замена квалифицированных, с учёными степенями и званиями, на менее квалифицированных — им можно меньше платить. Не контролируется распределение фонда заработной платы, и руководители учреждений действуют в зависимости не столько от размера это фонда, сколько от собственной жадности и наличия/отсутствия совести.
— Как убрать из учреждения протестную часть учителей, преподавателей, сделать послушными руководителей учреждений? Замучить проверками, унижающими своей бессмысленностью. Заставить писать программы курсов и предметов, которые бесконечно можно отвергать принимающим. Создать такую систему аттестации кадров, которую никто пройти не может. И при этом разогнать методические службы, которые могли бы помочь в работе и в подготовке к аттестации. В вузах требуют также не только программы курсов, но и весь методический приклад (учебник, пособие, вопросы к экзаменам и пр.). Разве за это учителю-преподавателю платят? Ему платят за то, чтобы он по разработанным специалистам программам, по подготовленным специалистами методическим пособиям и учебникам передавал учащимся знания и делал бы это хорошо.
— В развитых странах всё образование, включая университетское, становится бесплатным, даже для иностранцев. В нашей стране ровно наоборот. Перспективы ужасны. Мы потеряем наиболее талантливых, мобильных и активных своих юных граждан. Мы просто подарим их другим странам, как уже «подарили» нобелевских лауреатов, ведущих учёных научных центров, лучших студентов. Это диверсия против страны.
— Рабочие специальности. Список бюджетных специальностей в колледжах сокращается — от 150 к 50 в итоге. Сокращаются те специальности, которые особенно востребованы детьми из бедных семей, дающие впоследствии небольшой, но гарантированный заработок, например, парикмахер — обучиться можно только за деньги почти везде. Это диверсия против бедной части народа.
— Русская семья. По устойчивым тенденциям в мире три десятка депопулирующих стран, среди них на первом месте — Россия. Депопуляция — следствие разрушения семьи как инструмента воспроизводства населения. Русская семья, независимо от сословной и классовой принадлежности, всегда была многодетной, несмотря на масштабные социальные катастрофы на протяжении всей истории России. Однако в конце ХХ — начале XXI веков русская семья перестала воспроизводить последующие поколения в достаточном для развития страны количестве. Причины этого явления напрямую связаны с ценностной составляющей жизни российской семьи. Надо спасать семью любыми средствами. Школа одним только включением в программу по литературе произведений семейной тематики могла бы существенно улучшить ситуацию. Анализ литературных программ показал следующие результаты:
Соотношение (%) произведений с высокой степенью семейной тематики с внесемейной во всех произведениях школьной программы, включая зарубежную литературу: 8% и 92% (21из 277 произведений).
Налицо доминирующая ориентация школьной программы по русской и зарубежной литературе на внесемейную тематику. Это диверсия против семьи.
— МЭШ — последний проект Департамента образования Москвы — «Московская электронная школа». Проект перевода учащихся на электронное обучение. Проводится в школах Москвы без пилотного эксперимента, без медицинского обоснования. Родители и часть учителей выступают против проекта, мотивируя снижением уровня здоровья школьников из-за ухудшающегося зрения. Очень дорогостоящий проект, непрозрачные закупки.
— Русская культура. 2014 год был объявлен в нашей стране Годом Культуры. Итоги: очевидный и устойчивый курс на коммерциализацию сферы культуры, что подтверждается экономией и снижением плановых бюджетных показателей в целом по России (2013 г. — 2,3% расходной части бюджета, 2014 г. — 2,1%; 2015 г. — 1,9%). Тенденция сохраняется… И при том Департамент культуры Москвы не полностью осваивает выделенные средства, исполняя бюджет с 2013 года по 2018 гг. от 86% в 2015 г. до 98,9% в 2017 году.
— Были объявлены и годы Театра, и Годы кино, и Годы литературы, а сейчас Десятилетие Детства. И публика получила театральные премьеры по произведениям российской классики, в том числе и включённым в школьную программу, содержащие вредоносный, разрушительный, аморальный контент. ЭТИ СПЕКТАКЛИ ПОЛУЧАЮТ ПРЕСТИЖНЫЕ ПРЕМИИ, КОТОРЫМИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ САМИ СЕБЯ НАГРАЖДАЮТ, И ИДУТ ОНИ НА СЦЕНАХ ТЕАТРОВ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ. (Например, «Евгений Онегин» в театре им. Вахтангова, «Князь» («Идиот») в Ленкоме, все постановки «Гоголь-центра»). Даже в Большом театре были спектакли с эпатажным или аморальным содержанием: «Дети Розенталя», «Сон в летнюю ночь», «Руслан и Людмила», и только скандал на стадии генеральной репетиции уберёг публику от культурного шока от балета, посвящённого Рудольфу Нуриеву. Это диверсия против культуры. С кем вы, мастера культуры?
— Русская литература. 2015 год был объявлен в нашей стране Годом литературы. Прилавки книжных магазинов заполнены классикой и «новинками», анализ которых показал их почти полную вредоносность в педагогическом и культурном отношении (В.Роньшин, А.Усачев и др. авторы). За два последних десятилетия не контролируемый государством так называемый «рынок» добрался до наших детей как потребителей, на которых можно зарабатывать. Отсутствие цензуры книжной, театральной, кино— и видеопродукции, которое воспринималось обществом в её либеральной части как высшее завоевание победившей демократии, проявилось оборотной стороной в виде разнузданной и бессовестной вакханалии духовного растления подрастающих поколений «произведениями» литературы, искусства и культуры, которые далеки и от культуры, и от нравственности, и от здравого смысла, поскольку растлевая детей, закладывают огромной силы взрывчатое вещество под сами основы российского общества и государства. Вырастающие дети не хотят создавать полноценные семьи; презирают старых, слабых и бедных; допускают, что свои жизненные проблемы можно решать за счёт других людей; не верят государству; не уважают родителей и старшее поколение; аморальны или морально амбивалентны. Резко выросло количество детей с различными девиациями. Кому из писателей сказать спасибо за это? Кто-нибудь в Год литературы заявил об этом честно и прямо? Почему не слышно?
— Русское кино. 2016 год — Год кино. Что видим в этой важнейшей области массового искусства? Импортная мультипликация откровенно враждебна русской ментальности и ментальности других российских этносов, разрушает культурный код личности, основанный на духовной и культурной преемственности поколений российских людей, низкопробна и бездарна. В психолого-педагогическом отношении она должна быть запрещена к просмотру детской аудиторией за редкими исключениями. (Например, «Как приручить дракона» — пример положительный. «Шрек», «Дядюшка Скрудж», «Том и Джерри», «Симпсоны», «Гуффи», «Губка Боб» и многие другие — примеры отрицательные). Мультипликация отечественная только в последние годы заявила о себе как конкурентоспособная и почти безупречная в психолого-педагогическом отношении с появлением цикла о русских богатырях. В остальной продукции, включая и суперпопулярный мультсериал «Маша и медведь», содержится контент, в психолого-педагогическом отношении сомнительный или откровенно вредный. Дети копируют поведение героев. До пяти лет закладываются основные базовые качества личности. Мы не можем доверять никакой продукции для детей. Это диверсия против мировоззрения наших детей.
— Телевидение. Содержание телепродукции не контролируется или контролируется очень слабо при маркировании возраста «потребления». (Например, демонстрируемый в июне 2017 г. в праймтайм по каналу Россия 1 отечественного ТВ сериал «На дальней заставе», помеченный как 12+, содержит многочисленные откровенные сцены сексуального характера и адюльтер ВСЕХ главных героев фильма о пограничниках — в деталях и подробностях). Реклама на отечественном ТВ уже давно и привычно опирается на низменные инстинкты человека, как правило, сексуального характера. ТЕЛЕВИЗОР — ВРАГ СЕМЬИ. Показывает, как поесть, поспать, посплетничать и немного о погоде.
— Интернет практически не контролируется уполномоченными инстанциями, поскольку многочисленные форумы, сайты и страницы в социальных сетях с вредоносным контентом доступны детям ЛЮБОГО возраста, умеющим пользоваться компьютером. (Например, сайт с призывами к самоубийству детей, созданный 13-летней девочкой, функционировал несколько месяцев и привёл к гибели нескольких подростков; экстремистские сайты вербуют в ИГИЛ и другие подобные организации, как показала история со студенткой Варварой Карауловой; различные извращенцы и педофилы успешно решают свои задачи через Интернет). Реклама товаров и услуг сексуального характера навязчива и сопровождает любые поисковые системы, доступна всем без исключения. Родительский контроль неэффективен, поскольку сохраняется возможность создания аккаунтов несовершеннолетними под различными псевдонимами. ИНТЕРНЕТ — ВРАГ СЕМЬИ.
Как социальный прогнозист, я утверждаю, что если реформирование образования, всей культурной, духовной и социальной жизни пойдёт в русле и логике начатого, к 2050 году в стране останется 50 млн. человек. И страна окончательно потеряет вес в мире и независимость. Лучшие дети уедут за границу, там дешевле и качественнее образование, больше заработок, социальные гарантии. А с оставшимися мы перестанем платить пенсии по старости, потеряем все спорные территории, отдадим иностранцам в концессии месторождения и перестанем позиционироваться как великая страна и великий народ. Давайте вместе исправлять положение. Пусть это займёт несколько лет. Ставки высоки, и отступать нам некуда — за нами Россия, которую мы можем потерять.

© Official Facebook Page: https://www.facebook.com/annavictoriagerman
Страница Анна Герман представлена одноименным литературно-музыкальным порталом в группе сайтов Федерального журнала «СЕНАТОР»: https://annagerman.senat.org"
25.03.19.