Сталинизм Депортация граждан стран Балтии

Алмаз Нуретдинов
Когда в начале 90-х я занимался коммерцией, связанной с деревообработкой, мне приходилось много ездить по областям и республикам Уральского региона России.

Во время этих путешествий нет-нет да попадались села, которые выбивались из общей серой картины продуманностью планировки, наличием центральных улиц с аллеями, игрушечной аккуратностью домов, и что самое примечательное – люди, населявшие эти места были с внешностью явно «не местного разлива». Так я познакомился с диковинными для Урала латышами, эстонцами, поляками и литовцами.

Вот тогда-то я впервые от них и услышал о еще одном преступлении коммунистического режима– послевоенной массовой депортации граждан стран Балтии.

Первая депортация граждан Литвы — одной из оккупированных СССР прибалтийских стран, была проведена 22–23 мая 1948-го. Тогда из родных краев в заснеженную Сибирь было выдворено 40 000 литовцев.

70 лет назад, 25 марта 1949 года, советские силовики приступили к выполнению секретного постановления Совмина No390-138 сс от 29 января 1949 года под личной подписью И.В Сталина :

«О выселении с территории Литвы, Латвии и Эстонии кулаков с семьями, семей бандитов и националистов, находящихся на нелегальном положении, убитых при вооруженных столкновениях и осужденных, легализованных бандитов, продолжающих вести вражескую работу, и их семей, а также семей репрессированных пособников бандитов»
Так началась вторая, и самая массовая, операция по принудительному выселению граждан, которая получила кодовое название «Прибой».

В ходе нее в Сибирь было изгнано более 100 000 граждан трех новоиспеченных союзных республик: Литовской , Латвийской и Эстонской. Всем депортированным, включая стариков и детей, вменялось стандартное обвинение в связях с националистическим подпольем и «в другой антисоветской деятельности».

Методы «этнических чисток» советскими органами были ранее отработаны при проведении депортации коренных жителей Северного Кавказа, Крыма и других регионов СССР: крымских татар, крымских греков и армян, поволжских немцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев.

Ранним утром 25 марта, после получения общего приказа, каратели общей численностью более 16 000 штыков (6 000 военнослужащих частей советской армии, дислоцированных на оккупированных территориях, 2 198 сотрудники МГБ и НКВД и 8 000 местных «партийных активистов») одновременно выдвинулись в мирно спящие прибалтийские города и деревни.

Войска окружали селения, блокировали дороги, а солдаты врывались в дома, выгоняли сонных и ничего не понимающих людей на улицы и, погрузив в машины, отвозили на станции.

Так начиналось дальнее и мучительное путешествие новых граждан СССР в глубинные районы «советской родины»: Казахстан, Башкирию, Бурятию, Якутию, Коми, Красноярский край, Архангельскую, Иркутскую, Новосибирскую, Пермскую и Омскую области.

По официальным данным в ходе карательной операции «Прибой» было депортировано более 100 000 «националистов», «бандитов», «кулаков» и прочих «врагов социалистического строя» из представителей эстонского, латышского, литовского, польского, белорусского и финского народов.

В освобожденные от хозяев квартиры и дома вселялись семьи сотрудников НКВД, МГБ, армейских офицеров и местного «партактива» в подавляющем большинстве из представителей «нетитульных» наций.

Так просто и эффективно Сталин и его подельники решали национальный вопрос на новоприобретенных территориях СССР.

К сожалению, сегодня фактически в России идет реабилитация сталинизма: не только открываются памятники «Палачу Народов» в разных городах страны, но и проводятся попытки через подконтрольные правительству СМИ внедрить в массовое сознание россиян оправданность сталинских преступлений.

Этому все неравнодушные граждане могут противопоставить только одно: говорить про чудовищные по своей жестокости и бесчеловечности преступления И. В. Сталина и его окружения.

Про преступления, которые не могут иметь срока давности и какого- либо оправдания.