Зимняя вишня

Евгения Кирш
Несколько лет назад я сидела в Русском доме науки и культуры в Берлине, ждала дочь с уроков русского языка. Не знаю, как коридоры Русского дома выглядят сейчас, но тогда они были заставлены мебелью: столами, стульями, шкафчиками, полочками. В здании, судя по всему, проходил затяжной ремонт.
Учительница, что русский у нас преподавала, была замечательная. А вот в коридоре, где я сидела, за одном из этих выставленных из ремонтируемых кабинетов столов с каким-то робким мальчишкой занималась учительница совсем другого рода.

Передаю примерный диалог между ними, свидетельницей которого я тогда стала:
— Ты вообще учил? Совесть у тебя есть?
— Я учил, как вот понял ... (Голос мальчишки звучал испуганно и приглушенно).
— Вот я родителям твоим скажу! Вот ты у меня дождешься! Читай давай! - гремела, не стесняясь, в ответ учительница.

И тут мимо них проходил какой-то немец. Работают, видимо, в Русском доме и местные, а может, и посетитель это был, не знаю.
Он обратился к грозной учительнице на немецком:
— Простите, что мешаю. Тут так тесно. Вы не могли бы отодвинуть Ваш стол немного поближе к стене? Понимаете, надо оставлять на случай пожара проход свободным. Чтобы пройти можно было, если не дай бог что. Извините еще раз.

Фуриообразная учительница кивнула, немец ушел восвояси.

Стол остался стоять на месте.
Мальчик переспросил учительницу:
— Чего он хотел?
—Да пройти хотел. Места ему, видите ли, мало. Читай давай!

Когда вчера начали поступать сообщения о пожаре в ТЦ в Кемерово, я почему-то сразу вспомнила актуальный берлинский долгострой - новый, уже 7 лет как пытающийся открыться аэропорт. Одна из причин, почему его не могут открыть, это то, что система пожарной безопасности функционирует неточно. Сигнал оповещения о возгорании включается не сразу. Тратят миллионы на переделку, весь мир ржет, что немцам аэропорт слабо построить. Но его не открывают. Без нормально работающей противопожарной системы аэропорт не дают открыть.
В Кемерово в "Зимней вишне" пожарная сигнализация не работала совсем.
Так же, как она отключена или не работает еще во многих развлекательных и общественных заведениях России.

Я очень часто сомневаюсь в правильности своего решения уехать жить в Германию.  Но сегодня я подумала, что должна благодарить судьбу за то, что она привела меня в эту страну, и мой ребенок ходит в кино туда, где есть пожарная сигнализация, и она в исправности. А значит, шансы получить известие о том, что мой ребенок заживо сгорел в кинотеатре, у меня минимальные.

Скорбь и гнев сжимают сердце.

(Текст написан 26 марта 2018 года)