Наши дети, кто они?

Сергей Осипов 4
В последнее время отечественное медиа-пространство сотрясается от разных скандалов, причем, если верить СМИ, то поневоле сделаешь вывод о том, что наше общество страдает тяжелым недугом. Девятиклассница, организовавшая в школе банду, отец- изверг забивший собственного ребенка  насмерть. Каждый день мы узнаем еще более шокирующие подробности, какие еще ужасы ждут нас? Что-то нам подсказывает, что трагические эпизоды, всколыхнувшие общественность - это вершина айсберга, настоящая реальность может быть страшнее. Что  это такое - наши дети?  Вопрос совершенно не риторический. Родители в большинстве своем действительно не знают, в какой реальности и в каком мире живут их возлюбленные чада. Проводя опрос среди подростков, мы ужасом обнаружили, что современная школа, теперь не может похвастаться тем, что она сеет разумное, доброе, вечное. Школа утратила одну из основных функций воспитания и взяла на себя лишь функцию обучения. Пример, жители одного из домов в Центральном районе Санкт-Петербурга обратились к директору школы с жалобой на ее учеников, которые во время уроков курят и распивают легкие спиртные напитки на придворовой территории, имеющей форму колодца. В ответ директор школы цинично заявила, что эта проблема родителей, которые пусть лучше воспитывают своих детей. Школа несет ответственность до тех пор, пока учащиеся находятся на ее территории. А если они вышли из ворот школы, то остальное уже их не касается. Пришлось жителям за собственный счет поставить железные двери с кодовым замком, чтобы ограничить доступ посторонних. Но ученики нашли другое место, где они свободно придаются порокам. Возможно,  директор формально в чем-то права,  разделяя, таким образом, сферу ответственности. А теперь другой пример, город Тюмень, который, к сожалению, в последнее время попал в сводку криминальных новостей. Там, если сотрудники правоохранительных органов встретят подростка на улице в вечернее время, то к ответственности будут привлечены не только родители, но и директор школы совместно с классным руководителем. Причем мало им не покажется, директор школы может лишиться работы. Мы привели в качестве примера, два разных региона и два разных подхода. Какой подход из них лучше, выбирайте сами. Следующая информация для размышления: сегодня хорошо учащийся школьник имеет все шансы попасть в категорию изгоя и подвергнуться различного рода издевательствам со стороны своих сверстников, за то, что он слишком умный и выделяется среди прочих. Причем часть учеников старается не выходить из классов во время перемены, даже в туалет, чтобы не подвергнуться избиениям, или иным унижениям. А что творят девочки во время перемены это отдельная тема. Техничкам часто приходиться убирать следы кровавых разборок между ними. Повышенная агрессивность и бессмысленная жестокость по отношению друг к другу - это отличительная особенность сегодняшних школьников. Мы еще не упоминаем такую болезненную тему, как наркотики. И  самые опасные в этом отношении учащиеся 8-9 классов. Это группа риска. Причем, от таких происшествий, не застрахованы  даже   благополучные школы. Почему это происходит? – это уже другой вопрос. Хотя ответ на него лежит на поверхности. Есть старая пословица, которая гласит: каков поп, таков и приход. Конечно, в отдельно взятой школе можно навести порядок, было бы желание, которого, увы, нет. Директорский корпус кровно заинтересован, в утаивании информации о том, что происходит в их ведомстве. И те редкие случаи, которые нельзя уже скрыть от глаз общественности, не вселяют в них желания говорить откровенно о своих проблемах. Руководство не любит, когда его обременяют и огорчают негативной информацией, оно привыкло принимать добрые вести. Порочное качество, присущее административно-командной системе, когда  из любого отрицательного факта следовали оргвыводы в отношении руководителей, заставляет последних всячески скрывать истинную картину, происходящих в школах событий. В военной среде давно существует правило, отраженное в соответствующих приказах, когда командир, вскрывший недостатки и предавший их огласке освобождается от административной ответственности. Хотя на практике оно не всегда выполняется. В гражданской жизни такого правила нет. В советские времена в школах существовали три общественно-политические организации и соответственно учащиеся имели три социальных статуса: октябрята, пионеры, комсомольцы. И была еще категория, назовем ее условно «изолированные»- это учащиеся, не имеющие никакого официального социального статуса, по разным причинам, в том числе из-за поведения, или плохой успеваемости. Но в неформальной структуре класса они могли занимать лидерские позиции и пользоваться авторитетом у своих сверстников. То есть, они не были изгоями, и не чувствовали себя таковыми. Современные дети лишены навыков социального общения, интернет удовлетворяет их потребность в общении. Погружение в кибер - пространство лишает их реальности. Пример, мальчик, переходя дорогу, попал под грузовик и остался инвалидом. Когда его спросили, почему он при виде приближающегося автомобиля продолжал движение, ведь он мог погибнуть. Мальчик ответил, что у него девять жизней. То есть он стал идентифицировать себя с компьютерным героем, у которого по условию игры девять жизней и потерял связь с реальностью. Во времена Хрущева подросток был приговорен к смертной казни, вопреки требованию закона, за двойное убийство, причем судей поразило то, что он так и не раскаялся в своем преступлении. Тогда это был один отморозок, подростком его называть язык не поворачивается на весь Советский Союз. Теперь таких отморозков тысячи. Впору вводить специальный термин «коэффициент отмороженности» для определения элемента качественной характеристики неформальных групп в коллективе. Нужно принять за истину: если подросток совершил убийство при отягчающих обстоятельствах, то он уже ненормален. Хотя он может быть психически здоров. Тюрьма в качестве наказания тоже не выход. Любой психолог, знающий, что такое отечественная пенитенциарная система скажет: через семь лет в психике заключенных происходят необратимые изменения, и он уже фактически потерян для общества, то есть он уже никогда не адаптируется к нормальным условиям жизни. Попадая в зону для малолетних преступников, где царят такие порядки, что зоны строго режима курорт по сравнению с ними. Подросток, если выживает, окончательно превращается в зверя в человеческом облике.  Таким образом,  приобретая тюремный опыт, он становится профессиональным преступником-рецидивистом и социально опасным для нормальных людей.  Возможно, в будущем наука найдет способ приведения в норму искалеченной психики подростка. Но в настоящее время - это серьезная проблема. Еще одна проблема- это кадры. Каков современный учитель? - это тоже вопрос. Если уровень образования определяется наличием соответствующего диплома, то его морально-психологический облик, ценностная ориентация, мотивация к педагогической деятельности представляют собой (терру инкогнита) для директора школы. Любой классный руководитель, обязан знать неформальную структуру своего класса. Кто в нем неформальные лидеры, какой они направленности, распределение в коллективе социальных ролей, состав неформальных групп. Их направленность, наличие в коллективе учеников, относящихся к категории «аутсайдеров», или «отверженных». Причины негативного отношения к «отверженным» со стороны их сверстников и много чего еще, что характеризует любую неформальную структуру коллектива. Помимо знания особенностей межличностных взаимоотношений в коллективе необходимо умение руководить и управлять своим классом. Возникает вопрос? Если  классный руководитель владеет ситуацией, то почему в его классе избивают детей? Ответов может быть несколько: первый ответ - страх. На телевидении уже не раз показывали сюжеты, когда разъяренные родители избивали учителей. Бывали случаи, когда группа учеников избивала своего учителя. Поэтому некоторые из них не желает вмешиваться в межличностные взаимоотношения своих подопечных. Вторая причина – безразличие к своим воспитанникам. В этом случае уместна постановка вопроса о профессиональной пригодности такого учителя, который ошибся в выборе своей профессии. Третья причина - жизненная позиция ни во что не вмешиваться, если это не касается лично тебя. Четвертая причина- недостаток опыта и как следствие незнание как поступать в той, или иной ситуации. Пятая причина- манипулирование в собственных целях и наказание виновных за какие-либо провинности, руками своих учеников. Возможны и другие причины, но мы решили отметить именно эти. Теперь относительно наших школьников. Социальное неравенство порождает ненависть, зависть и злобу. Представим ситуацию, когда в школе учатся в большинстве своем дети состоятельных родителей. Если это школа не частная, а государственная, то там могут учиться и дети из бедных семей. Попав в такой коллектив у ребенка все шансы стать «изгоем» только потому, что он плохо одет, или его родители, простые люди. Не случайно, в южной Корее все школьники одеты одинаково в школьную форму. Это не позволяет выделяться и отличаться бедным от богатых. В некоторых зарубежных школах запрещены даже мобильные телефоны, чтобы ученики не могли сравнивать, у кого телефон дороже. В ряде стран родителям запрещено привозить детей в школу, чтобы дети не могли судить об имущественном положении своих сверстников. Для этого существует школьный автобус. Все  это мелочи, но в социально сбалансированной системе они позволяют избегать конфликтных ситуаций в школьной среде на почве социального неравенства. Мы не будем обсуждать о том, что у нас? Все прекрасно знают: социальное неравенство в школьной среде сознательно культивируется и внедряется в сознание детей. А теперь определимся, кто виновен в создавшемся положении? Долго думать не приходится: главный виновник государство. Если в древней Спарте заботились о благополучии своего государства, то там и воспитывали настоящих защитников. Если государство упраздняет свои воспитательные функции, то ничего хорошего в ближайшем будущем нашу страну не ждет. Второй виновник - это родители. К большому сожалению, семья перестала выполнять свои воспитательные функции. Почему это произошло, это тема для отдельного исследования. Многие, особенно молодые родители, которые случайно заимели детей, продолжают жить для себя, не понимая того, что своих детей нужно не только поить, кормить, учить, но воспитывать. Ребенок, общаясь с родителями, впитывает как губка все то, что они делают. Если родители пьют и курят, то их ребенок, когда подрастет, будет делать то же самое. Если отец бьет мать, то тем самым культивирует ненависть у ребенка к своему отцу. Если муж грубо обращается с женой, то их ребенок, когда подрастет и женится, также будет обращаться со своей женой. Этот порочный круг можно разорвать, если родители поймут, что личный пример, это повод для подражания их ребенка в будущем. Третий виновник- это школа, которая самоустранилась от своей воспитательной роли. И как следствие появился продукт нашей эпохи, не отягощенный высокими моральными принципами, живущий по законам стаи – это наши дети. В заключение хочется отметить, что мы раскрыли далеко не все о жизни подростков в школе и на улице, чтобы не шокировать родителей горькой правдой.  Мы не будем высказывать свое мнение о том, что же делать в сложившейся ситуации? Это может быть материалом для отдельной публикации. Поэтому ограничимся пока данным форматом, а в заключение напомним всем, у кого есть дети-подростки: Уважаемые родители! Любите своих детей, доверяйте им, интересуйтесь их жизнью и проблемами, учите их и воспитывайте, поощряйте и наказывайте их, ограждайте и защищайте их. Жалейте их и сопереживайте им. Помните ваши дети - это ваша опора в старости. Как подготовите ее - такой она и будет.