Вера У. Томпсон, Г. Биб, Дж. П. Хелмс

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЕРА
Уилсон Томпсон (1842)
http://www.asweetsavor.info/ewt/faith.html

Апостол определяет веру как союз двух частей или принципов - сущности и доказательств. "Вера - это сущность того, на что мы надеемся, свидетельство того, чего не видим" (Евр.11.1). То, на что надеется христианин - это стойкость здесь, победа на грехом и смертью, славное воскресение тела, преображенного в образ Христа, Вождя нашего спасения, и слава в Его вечном Царстве.  Христос, в Котором все обетования да и аминь, в Котором обитает вся полнота, Который есть наша Жизнь, Свет, Глава и Супруг, сила и спасение Церкви, есть Автор и Совершитель, цель и сущность веры. Он Сам - необходимая сила, дух, жизнь и сущность спасительной веры. Священные Писания, служение слова, чудеса, совершаемые Христом, пророчества и их исполнение, с каждым записанным или косвенным доказательством, которое входит в сферу разума как свидетельство, доказывающее истину утверждения, что Иисус есть Христос, является доказательством, или словом веры, которое мы проповедуем. Союз всего этого есть вера. Христос как сущность этой веры, является сущностью Слова Божьего: Он есть субстанция истины, Логоса, или Божественного Слова, Духа пророчества, и духа или жизненной сущности  живой или активной веры; в то время как написанное или проповеданное слово во всех его сообщениях, прямо или косвенно, является лишь внешним проявлением и рациональным доказательством невидимой славы и личности Христа и Божественных вещей, ставя эти вещи перед глазами разума в целом, и раскрывает Его во всем Его достоинстве как Спасителя для духовно просвещенной души. Евангелие-это хорошо заверенное доказательство или суть свидетельства обновленной душе о полноте и достоинстве Христа как Спасителя грешника, беспомощного и недостойного в себе. Она также является рациональным и неоспоримым доказательством для разума каждого разумного существа, которое без предубеждения рассматривает его отдельные и объединенные свидетельства. Сила этого свидетельства, когда оно правильно оценено, достаточна для того, чтобы убрать из разума все разумные сомнения относительно истины евангельского предложения и истины, к которой оно относится. Это доверие или рациональное убеждение разума, порожденное силой рациональных доказательств, которую апостол Иаков называет “верой”, отлично от живой веры тем, что оно подобно телу без духа, которое мертво, как и вера без дел.   Как тело без духа - это только одна часть или принцип существования, и при этом только грубая внешняя форма, которая мертва, когда отделена от духа, так и  рациональное доверие разума, убежденного непреодолимой силой доказательств и убеждения, является лишь внешней формой, телом или чертами такого рода веры. Эта форма веры, являющаяся результатом свидетельства, аргумента и убеждения, является лишь доказательством, и когда она не объединяется со своей более важной частью, - Христом, Духом, жизнью и сущностью, она также мертва, будучи одна. Поэтому мы находим номинальных христиан, обладающих неким нравственным убеждением, которое они считают евангельской верой. Мы исходим из того, что вышеизложенные пояснительные замечания с достаточной ясностью покажут важность сущностного содержания живой веры.
Эта мертвая форма веры, как мертвое тело, может во многих отношениях обладать чертами и внешним видом живой веры. Она может являть многие черты ортодоксии,   но в конце концов это лишь мертвая кальвинистская форма, в которой нет жизненной сущности. Человек может создавать автоматы и игрушки, очень похожие на живого человека, и заставлять их совершать механически многие действия, на вид напоминающие  действия живых людей, но все же эти куклы мертвы, они лишены духа жизни, и человек никогда не сможет вложить его в них, проповедник он или нет. Таким образом, эта вера есть лишь  моральная уверенность, которая является действием твари, доказательством или результатом рационального свидетельства для разума; она не имеет жизненной сущности и является созданием обстоятельств, создаваемых рациональной способностью под действием разумного свидетельства. Она движется по мере того, как ею движет человеческая воля; она находится под контролем человеческой воли и выполняет свои действия только по мере ее действия; если человеческая сила воли снята, все ее движения прекращаются; это всего лишь доказательство без  сущности, и оно мертво, как и тело без духа. Ее действие совершается почти механически, они порождаются человеческой свободой и приостанавливаются по человеческому произволу. Они могут меняться по человеческим капризам и замирать по человеческой воле. Эта мертвая форма веры, будучи мертвой сама по себе, и полностью под контролем рационального человека, ее автора, движется только силами и стремлениями этого человека. Это только доказательство, или форма свидетельства  рационального разума, которая всегда враждебна закону  Божьему, доказывая истину рационального предложения, которая является общей для всех разумных существ, хороших или плохих, будь то люди, ангелы или бесы, которые входят в характер или развитие этого свидетельства.
Этот вес доказательств доказывает, что евангельское предложение является фактом, вне всяких разумных сомнений, для каждого разумного существа, которое взвешивает доказательства, является ли этот факт любимым или отвратительным. Это идет настолько далеко, насколько может идти само доказательство - ибо оно не может оживить дух разума или изменить нравственный вкус, ибо оно мертво, будучи в одиночестве без сущности. Из приведенных выше иллюстраций мы видим, что доказательства, какими бы сильными они ни были, будучи одни, мертвы и никогда не могут из себя образовать живую, спасительную веру; будучи только формой или внешним видом, они действуют только механически, по мере того, как человеческая воля двигает их, и они никогда не могут действовать любовью, очищая сердце, преодолевая мир или даруя нам победу; следовательно, все это остается  без приемлемых дел, и хорошо сравнивается с телом без духа, которое мертво. Тем не менее умелые люди, понимая человеческую волю, могут привести ее к решению, используя рациональные доказательства и, таким образом, обманывая толпы и призывая их к действию без духовной жизни или евангельской веры.
Это доказательство, доказывающее, что евангельское предложение является истиной, вне разумного сомнения, если оно соединено со Христом, оживляющим Духом и живой евангельской сущностью, активно само по себе – или, другими словами, когда эта живая сущность оказывает свое оживляющее влияние на обновление души и склонение ума к послушанию и святым желаниям, она служит раскрытием Спасителя грешнику, подходящим для его беспомощного и потерянного состояния. Тогда евангельское доказательство указывает на Христа, доказывает Его полноту и достаточность как Спасителя; и это свидетельство, соединенное со Христом, живой сущностью, является одновременно сущностью и доказательством, которое составляет живую и спасительную веру и будет отличаться и проявляться делами веры и трудом любви. Эта живая сущность, как и дух в теле, приводит душу к добрым делам и наполняет ее уверенностью в Боге, миром и радостью в Святом Духе и позволяет ей ходить верой, а не видением. Пытаться знать, что вы спасены на основе мертвой веры, или нравственного убеждения, значит ходить видением, и это не вера. Но вера - это не только доказательство, но и сущность того, на что мы надеемся, доказательство того, чего не видим.
Увы, сколько тех, кто в эти темные дни заблуждения и отступничества отвергают живую, спасительную сущность веры и с большим рвением и криком превозносят только тело, форму или доказательство, как все, что необходимо для создания послушания и спасения! Эта мертвая форма, это безжизненное тело, этот труп, который движется только по мере того, как человеческая сила поддерживает его, имеет длинный переполненный поезд обманутых поклонников, которые, по закону дел и решений свободной воли, всеми человеческими средствами и силами пытаются держать его в движении. Они осознают, что если они приостановят свои усилия, их дела перестанут действовать или двигаться. Поэтому их надо постоянно подталкивать, держать  занятыми. Они утверждают, что это действие творения, их собственное действие, их долг, и долг всех людей,  по их выбору и под их контролем – по их собственной воле. Так сторонники и поклонники этого мертвого тела сначала приводили его в движение, а потом венчали славной множество могучих подвигов, и превозносили его несравненные заслуги. Сыновья и дочери нашего помраченного и сбитого с толку рода заблуждаются, когда они видят то рвение, с которым держится это мертвое тело, и полагают, что оно имеет жизнь само по себе. Они рассматривают это мертвое тело или форму веры, как условную работу спасения, как единственную предпосылку для крещения и отпущения грехов. Эта мертвая вера, являющаяся актом плотского творения, результатом рационального свидетельства разуму, конечно же, находится под контролем человеческой воли – этим она приводится в движение, и, конечно, она движется и действует в подчинении диктату порочной человеческой воли и может измениться в угоду человеческому капризу. Как судно в море, она лишена какого-либо кормчего, кроме человеческой проницательности, и подвержена всем безудержным ветрам ошибок - как те, кто “всегда учится и никогда не может прийти к познанию истины". Эти ветры дуют со всех сторон; римское море и  таинственный Вавилон приведены в движение; мирские средства используются свободно; на помощь призваны человеческая свобода воли и доброжелательность, ученость и софистика. Но человеческая прозорливость не может больше держать курс этого корабля, и он со всем экипажем и грузом бросается бурями, пока он не добавит еще одно несчастный и предупреждающее крушение к скопившейся массе обломков, выбрасываемых водами вместе с илом и грязью.
Некоторые из этих затонувших судов когда-то несли флаг Евангелия мира, и возвещали спасения свободной и суверенной благодатью; но увы! Антихристианские затеи, хвала нечестивому миру, любовь к деньгам и дружба великих, обольстили их. Их обманули фальшивыми словами и якобы честными речами, и  дух обольщения и домыслов заманил их в ловушку. Ложная философия, под внушительным одеянием преданности Богу и доброжелательности к людям, вкупе с тщетным обманом, духом мира и человеческими традициями со всей хитростью лукавства, которой они подстерегают, чтобы обманывать, - были больше, чем просто совпадением для человеческой проницательности и твердости, в то время как сильные ветры заблуждений уже неслись с моря, из которого выходили зверь и лжепророк, замеченные Иоанном. О таковых верно сказано, что они "потерпели кораблекрушение в вере". Пусть они будут рассматриваться нами как торжественное предупреждение и увещевание, чтобы исследовать и испытать себя, в вере ли мы; ибо,  конечно, мы сами знаем, что без Христа, живой сущности веры в нас, мы гнусны. Будем молиться: "Господь, укрепи нашу веру, помоги нам бороться добрым подвигом и сохранить веру”.
Христос есть Дух животворящий. Он стал Автором и Совершителем спасительной веры, и Он есть сущность и цель веры ко спасению души. Он Сам есть праведность веры, ее дух и жизнь, ее предмет, сила и содержание. Этой живой сущностью мы преодолеваем мир, ибо наша победа действует любовью и очищает сердце. Благодаря этому, хотя мы теперь живем во плоти, но живем уже не мы, но Христос живет в нас, и поэтому жизнь, которую мы сейчас живем во плоти, мы живем по “вере Сына Божьего, Который возлюбил нас и отдал Себя за нас”, и эта вера - не только доказательство того, чего мы не видели, но и исполнение того, на что мы надеялись. Это не только свидетельство того, что Христос является полным и совершенным Спасителем, но и явление Его сущности; Он есть живой Хлеб и вода жизни, крепкий камень, путь, Истина и жизнь, живая и жизнедающая сущность веры.
Эта живая сущность является спасительным, действующим и отличительным свойством веры. Это свойственно Божьему избранному народу, и потому называется "верой избранных Божьих". Ее свобода и движущая, действующая сила, является Божественной, а не человеческой – поэтому она называется "верой Божией". Она внедряется, формируется и запечатляется в сердце Святым Духом, и потому она есть плод Духа. Она не из типов, дел, церемоний или условий закона, и не может смотреть на него иначе как на педагога; и она возлагает все на Христа как на цель и сущность веры. Когда пришел Христос, Который есть суть вещей, мы уже не нуждаемся в детоводителе.  В то время как мертвое тело, форма или доказательство являются общими для всех разумных существ, эта живая сущность, объединенная с доказательством, свойственна душам, которые духовно просветлены и обновлены; и поэтому она называется “верой, которая предана святым", и за которую они настоятельно призываются бороться. Этой верой мы имеем мир с Богом – через нее мы радуемся с радостью невыразимой и полной славы – через нее мы имеем доступ к благодати оправдания, и мы получаем ее цель - спасение наших душ.
Так вот, если истинная живая вера, вера избранных Бога, так существенно отличается от мертвой веры, так что последняя является только эффектом или силой рационального доказательства для разума производящего рациональное убеждение относительно истины рационального предложения, и все это произведено в существе морально мертвом и мертвом для духовных вещей - то это действие Бога, плод Духа, имеет живого Христа как свою сущность, свою праведность, и Он является для веры всем, чем дух для живого тела. Так   мы ясно видим важность этой живой сущности для спасительной веры, а также бедность и слабость этой мертвой формы веры, которая является лишь набором доказательств, и, когда она отделена от сущности, мертва и не может   производить никаких дел, приемлемых для Бога. Когда вера вкушает как доказательство, так и сущность, она является живой верой; это живая, активная, работающая, преодолевающая и победоносная благодать. Она представляет свою живую сущность грешнику, как конец закона для праведности; она также производит свое свидетельство о прощенном грехе; она свидетельствует о Христе и об истине евангельского предложения; и она дает душе, угнетенной грехом и виной, достаточное основание, чтобы довериться Ему для спасения. Его сущность применяется для поддержания души во всех ее испытаниях, сомнениях и страхах. С помощью этой живой сущности вера питает голодных и жаждущих хлебом и водой вечной жизни.
Все это, безусловно, намного лучше, чем только рациональные доказательства того, что эти вещи существуют на самом деле. Христос, являющийся целью и сущностью веры избранных Божиих, является единственным путем к Отцу, истиной всех пророчеств и обетований. Он Скала нашего спасения, наша крепкая башня и тайник, наша сила и щит, наш Законодатель, Родственник Искупитель, Царь и Спаситель – предмет и цель нашей веры. Это  сила той драгоценной веры, которая некогда была предана святым и дала им великую свободу  совершая все эти героические поступки, чего не могли сделать одни лишь доказательства. Христос, истинная сущность веры, был Тем, с Кем все это было сделано. Слабые становились сильными и доблестными в борьбе, изгоняли армии пришельцев, избегали острия меча, жены снова получили своих мертвых, воскрешенных к жизни. Эта вера заграждала уста львов и угашала силу огня. Многие перенесли все, не дождавшись не принимая избавления, чтобы они могли получить лучшее воскресение. В этой живой и сильной сущности веры, которой является Христос, со всей Его полнотой, мы теперь принимаем все, на что надеемся.
Христос, как сущность и праведность веры, оправдывает нас от всего, от чего мы не могли оправдаться законом Моисеевым. В Нем имели свидетельство древние, и с Его помощью они получили обетования и праведность. Благодаря этому дети Божьи теперь отличаются от неверующего мира. Благодаря ей истинная Церковь Христа и ее служители отделены от всего многообразного сборища шумных и буйных сынов антихриста. Они разделены на множество фракций; и все же все борются за свою мертвую форму веры, которая зависит от воли или действия естественного творения. В то время как все они выступают против истинной евангельской Церкви и отвергают сущность живой веры, они все еще воюют друг против друга – они нацелены на разрушение друг друга, соглашаясь в основном во всеобщей любви Божьей с гнусным миром, пытающимся оплевать подвиги, которые он не может совершить, и все они верят в свободу воли. Таким образом они разбиты и разделены между собой, согласно человеческим капризам и амбициям. Они ищут тысячи различных планов, чтобы уничтожить друг друга и причислить кого-то к своей партии. Но при этом мы знаем,  что они не могут устоять,  ибо "дом или царство, разделившиеся в себе, опустеют". Все они выступают против истинной Церкви Христа, что доказывает, что они не от нее, и они должны, наконец, упасть, как и их нынешние разделения теперь. Но истинная евангельская Церковь, которая построена на нетленной Скале истины, не может поколебаться; она будет стоять в стороне от всего этого в учении, на практике, в общении, в таинствах и особенно в вере, сражаясь искренне за эту драгоценную веру. Пусть будут услышаны предостерегающие голоса в защиту истины абсолютного владычества Бога над Его обширным творением владычеством и в превознесении богатств этого Великого Царя и царящей благодати.
Так вот, дорогие братья, если  вы благословлены живой верой, стойте в свободе, которой Христос сделал Вас свободными, и не подвергайтесь опять игу рабства. Стойте в одном духе, подвизаясь вместе в вере Евангелия. В то время как сыны Вавилона с их различными затеями, как старыми, так и новыми, обходят море и землю, чтобы приобрести прозелитов, и тратят свои силы и множество сокровищ, чтобы проповедовать бессмысленное спасение верой, которая есть действие твари, результат рационального свидетельства, долг всех людей, что в лучшем случае, только спасение делами – пусть все истинные служители Христа проповедуют Распятого как путь, истину и жизнь, животворящий дух и живую сущность веры. Пусть все, знающие и любящие истину полного и законченного спасения, смиренно ходят в ней, живут в любви и мире, и Бог любви и мира будет с Вами.  Аминь.

ВЕРА
Гилберт Биб (1865)
http://asweetsavor.info/beebe/faith4.html

Уважаемые господа, не будучи читателем ваших работ, я, возможно, повторю вопрос, который мог быть вам не раз задан через редакцию, а именно, что такое вера. Можете ли вы или кто-либо из ваших корреспондентов изложить ваши взгляды на то, что такое предложение Евангелия, и может или не может оно иметь что-то общее с возникновением и практикой веры, или же она есть исключительно дар от Бога? Если время позволит вам, то ваш ответ в «Знамениях» будет очень кстати.
Р.У.Монро, Эвансвилль, Западная Вирджиния, 25 января 1865 года.   

Относительно веры мы можем сказать, что наш корреспондент, очевидно, имеет в виду евангельское определение, согласно которому без веры Богу угодить невозможно. Согласно Вебстеру и другим стандартным словарям этот термин может применяться по-разному, и Писание говорит о вере Божией, вере во Христа и вере избранных Божиих, а также о вере человеческой и бесовской, живой вере и вере мертвой. Дух, вдохновивший апостолов, конкретно описывает происхождение, характер, силу и стойкость евангельской веры, ибо это вера, которая действует любовью и очищает сердца, которая побеждает царства, творит правду, получает обетования, заграждает уста львов, угашает силу огня, избегает острия меча, исцеляет от немощи, доблестна в бою, прогоняет полки чужих и т.д.  Из всего, что сказано в Священном Писании о вере истинной, живой и торжествующей, мы можем сделать вывод, что есть в мире также вера ложная, безжизненная и обманчивая, или то, что лишь называется верой и в таком качестве приобретается и рассматривается религиозным миром. Относительно возникновения и практики веры человеческой и бесовской люди и бесы многое уже сказали и еще скажут, и нам нужно только подвести итоги их свидетельств, чтобы показать сущность, образ и наименования всего этого. Представляется, что они понимают это, и говорят о вере, как будто это нечто такое, что может и должно быть осуществлено за счет нечестивого грешника как цена или условие спасения. Как и в своих обращениях к невозрожденным, они представляют здесь дело так, что нищий грешник может иметь веру, или приобрести ее по своей воле без особого труда. Такие проповедники часто утверждают, что вера – это то, что легко может быть обретено самим человеком. Возможно, для нашего корреспондента очень привлекательны взгляды, представляющие некие доказательства того, что тварь в силах создать веру, а после ее создания, как утверждают многие, привести ее в действие и контролировать ее работу; и, как известно, это является кардинальной доктриной с духовной помойки любого арминианского исповедания. Если бы такая вера была возможна, с нашей стороны было бы глупо отрицать способность твари создать ее или управлять ею. Техника антихриста очевидна для всякого непредвзятого наблюдателя. История указывает нам на торжественно созывавшиеся время от времени церковные соборы и другие мероприятия, специально организованные для принятия определенного исповедания веры человеческими силами, которое обеспечивалось с помощью кар и наказаний, костров и виселиц, тюрем и пыток, устроенных чадами века сего, и религиозные установления, созданные людьми, навязывались миллионам как якобы спасительная вера. В наше время в нашей родной стране работает огромная машина по изготовлению «веры» и «благочестия» с помощью дошкольных учреждений, субботних школ, библейских занятий, катехизации, лекций, духовных семинарий, и даже государственные школы в наших краях практически повсеместно используются для тех же  обманных целей. Все это позволяет ковать железо, пока горячо, с помощью организации религиозных встреч и волнений, устроения скамей покаяния и других технических средств, пользующихся спросом. Такая «вера» создается властью и ухищрениями людей, любыми средствами моды или механики, подобно древним идолам, о которых мы читаем, что они мертвы и безжизненны. В них нет никакой жизненной силы, кроме вдохновений разгоряченного заблуждения и фанатизма, дышащего смертной ненавистью на народ Живого Бога. По торжественным Богодухновенным пророчествам лжемудрость религии антихриста в последние дни должна будет в значительной мере поддерживаться ложными знамениями и чудесами со всякого рода неправедным обольщением погибающих, которые не приняли любви истины для своего спасения. «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,  да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес.2.11-12, ср. Откр.13.12-14). Но вера, которую мы имеем в виду и о которой хотим сказать нашему другу, чтобы он узнал о ней, так же отлична от веры человеческой и бесовской и противоположна ей, как святость противоположна греху и небо – аду. Она не имеет ничего общего с тварью, или, иными словами, последняя в принципе не может сделать ничего, чтобы создать или практиковать ее.
Прежде всего, тварь не может иметь ничего общего с созданием веры, ибо в Священном Писании прямо сказано, что ее Автором и Совершителем является Христос (Евр.12.2). Это заявление не оставляет никакого места для работы твари в создании веры. Тот, Кто есть Автор веры, есть также ее Совершитель. Как и в сотворении мира, Бог начал и Бог завершил свою работу, не оставляя никакой твари возможности утверждать, что она принимала участие в творении, и в равной мере тварь отстранена от участия в создании веры Сына Божия. Он не просто начал работу и оставил твари ее заканчивать; все Его дела совершенны, и то, что Он соделал совершенным образом, не может быть улучшено.
1. Тварь есть существо природное, следовательно, все ее силы и способности являются естественными, и они не могут исполнять духовные вещи; вера же есть духовный жизненный принцип, и поэтому находится вне сферы возможностей твари. Всякая вера, которую люди могут создать, как и они сами, естественна. Как паук не может сплести паутину из иного материала, нежели тот, что находится в его грязном кишечнике, вера не может быть произведена тварью ни полностью, ни частично, она есть дело Сына Божия.
2. Евангельская вера духовна, ибо она есть плод Духа (Гал.5.22). Все плоды Духа духовны. То, что рождается от Духа, есть дух (Иоан.3.6), вера святых рождена от Бога (1 Иоан.5.4), и поэтому она должна быть духовна, ибо они рождены от Бога, обладая Его жизнью, властью и бессмертием, и, следовательно, имеют возможность побеждать мир.
3. Тварь не может не только иметь никакого участия в создании веры Христовой, она не может также сама привести себя в обладание ею или под ее власть, ибо апостол положительно заявляет, что вера не от нас, но она дар Божий, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф.2.8-9).
4. Если бы вера была возможностью или собственностью людей, Писание не заявляло бы, что они живут верою в Сына Божия.   «И жизнь, которую я сейчас живу во плоти, живу верою в Сына Божия, Который возлюбил меня и предал Себя за меня» (Гал.2.20). Павел, следовательно, не имел ничего общего с созданием своей веры. Опять же, это вера Божия (Рим.3.3), которую было бы нельзя назвать так, если бы она была от твари.
Теперь мы должны исследовать, может ли тварь иметь что-то общее с практикой веры. Ответ на этот вопрос, а также на ряд других должен будет зависеть от того, что в данном случае понимается под верой. Если кто-либо является членом Христа и, подобно Павлу, живет верою в Сына Божия, то он как член Тела Христова верит в Сына Божия как Автора своей веры, от полноты же Христовой он получил благодать на благодать, ибо Христу во всей Его полноте дано быть превыше всего, и быть Главою Церкви, которая является Его Телом и полнотой, наполняющей все во всем. Поэтому вера в Сына Божия, в Его жизнь, праведность, освящение и искупление во Христе принадлежит Ему, ибо Он есть Автор и Совершитель веры. Поскольку нет другого Главы Церкви, кроме Господа, так в Главе и Теле Церкви существует только одна вера, и одно крещение, и как избавленные Господом все придем в единство веры и познания Сына Божия в мужа совершенного, в меру полноты Христовой (Еф.4.5,13).
Поскольку уже доказано, что если вера имеет человеческое происхождение, то она должна практиковаться человеческими силами, и сейчас мы должны рассмотреть вопрос о том, как вера Сына Божия существует и работает в детях Божьих. Чтобы ответить на этот вопрос, опять-таки необходимо выяснить, что такое для нас вера и в чем состоит ее работа, и какой силой мы практикуем веру.
1.  Вера, о которой мы сейчас говорим – это сущность вещей, на которые мы надеемся, свидетельство о том, чего не видим (Евр.11.1). Это жизненное начало оживотворенной семьи Божией, и благодаря ему мы осознаем и актуализируем для себя духовные вещи, которых никакая человеческая сила или проницательность не может постичь, ибо «мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор.4.18). Даже сейчас мы можем пережить то, что пережил Моисей, верой как бы видя Незримого (Евр.11.27). Именно дети Божии имеют видение сверхъестественных вещей. Как наше природное око видит природные вещи, которых мы не могли бы видеть без глаз, так и вера смотрит за завесу, видит свет познания славы Божией в лице Иисуса Христа, и делает реальным для нас то, что без живой веры было бы в лучшем случае напрасной богословской спекуляцией. Именно через веру Дух открывает все духовные вещи, чтобы святые, живя в этом мире, ходили по вере и соблюдались силой Божией ко спасению, и, следовательно, через веру Он свидетельствует им о вещах невидимых, ибо не видели того и глаза орла, что Бог сокрыл от мудрых и разумных и открыл Своим детям.
2. Дело веры есть уверенность в Боге, опора на Его совет, мудрость, доброту и благодать, знание Его силы и славы, доверие к Его милостивым обетованиям, открытие Его благодати, откровение всей полноты Христа и Его посреднической славы, четкое понимание Его праведности и всего, что относится к Его цели и благодати во спасении Своего народа. Вера в своем действии изгоняет страх, побеждает сомнения и неверие, укрепляет и подтверждает надежды христианина, побеждает мир и все мирские силы и влияния, которые ведут войну против душ. Она хвалится лишь Крестом Христовым, она находит и указывает путь святости, направляет к престолу благодати, склоняет тех, кто ею обладает, следовать Христу в Его установлениях, повиноваться Ему во всех Его предписаниях и служить Ему с великой любовью. Она вдохновляет мужественно сопротивляться врагу, переносить страдания со стойкостью солдата, с радостью отказываться от всех земных вещей и не дорожить своей жизнью, чтобы завершить земной путь с радостью. Самым великолепным образом дела веры видны на примере облака свидетелей, представленных в Евр.11, патриархов, пророков и Божиих людей со времен Авеля и до апостольского века, и с того времени те, кто обладают этой святой верой, знают и свидетельствуют о ее мощи и триумфе над всеми противостоящими силами тьмы в своей жизни и смерти. Как часто некоторые из нас были свидетелями могущественных дел веры, когда на смертном одре святые чувствовали себя, как на мягчайших пуховых подушках, победив смерть и все ее ужасы и осветив ее темный и мрачный коридор бессмертной сияющей славой! Вот то, что мы понимаем под некоторыми лишь делами веры Сына Божия, как она работает в святых до тех пор, пока им уже не понадобится ходить верою, ибо они смогут «увидеть и узнать все, чего они жаждали на земле, и упокоиться в этом мире вечной радости».
3. Власть, которая совершает эти дела веры, должна быть по крайней мере столь же велика, как сама вера и ее дела. Как мы видели, это вера Сына Божия, которой рожденные от Бога побеждают мир, и если мы верим ее свидетельствам, мы не можем допустить, что мир обладает какой-либо властью или контролем над делами этой веры. Поскольку вера есть сила Божия, ибо она есть вера Божия и вера Сына Божия, а также вера избранных Божиих, она не может ни регулироваться, ни контролироваться какой-либо иной властью. Даже христианин, чувствующий ее власть, будет напрасно трудиться, если пожелает контролировать ее работу. Бог как Автор веры предопределил, что христианин будет судим и суд найдет его плоды драгоценными, и Он приведет его к окончательной победе и славе. Для христианина естественно желание всегда ликовать о Божией победе и радоваться ее раскрытию, и тем не менее он боится, хотя и не может предотвратить их, огненные испытания, которые ждут его, чтобы суд признал его драгоценным. Бог дал христианину драгоценную веру Своего возлюбленного Сына, и хотя христианин не имеет власти создать эту веру или управлять ею, он участвует в ее работе. Хотя он не может управлять  работой веры, он может и должен руководствоваться ею. Не он проявляет веру, вера осуществляет его самого. Вот все его отношение к работе веры: он должен чувствовать ее, любить и лелеять, свидетельствовать о ней и о Том, Кто есть ее Глава, ходить по ней и жить по ней. Да, дети Божии призваны подвизаться за веру, однажды преданную святым, и трудиться, чтобы подавить все свои вожделения плоти, которая находится в войне с ними, через распятие ветхого человека с его страстями и похотями, и когда власть плоти, кажется, преобладает над ними, и сомнения, страх, тьма и искушения делают их слабыми и заставляют дрожать, они от своей слабости и неспособности раскрыть в себе веру вынуждены вопиять: Господи, возрасти мою веру; верую, Господи, помоги моему неверию. Таким образом они признают Божию силу, действующую в них через веру ко спасению.
В заключение мы дадим некоторые отличительные признаки, при помощи которых честный исследователь истины, если Бог дал ему ухо, чтобы слышать, и сердце, чтобы понять истину, сможет отличить веру Сына Божия от того, что производится людьми. Истинно рожденные от Бога, живые и пребывающие с надеждой и милостью в сердцах, суть оживотворенные дети Божии, а не ложные дети, бастарды, живущие в Ашдоде (Зах.9.6). Истинная жизнь – это живая вера; ложная вера мертва и полностью лишена духовной жизни. Истинная вера побеждает грешника и вызывает в нем желание с радостью простереться у ног Иисусовых; ложная обаяет грешника тем, что она находится всецело в его власти и под его управлением. Истинная вера смиряет своего обладателя пред величием Господа; ложная надувает его гордостью и самомнением. Истинная вера исходит непосредственно от Бога, ложная – от дьявола. Истинная вера приводит дитя Божие через великие испытания к вратам рая, ложная ведет вниз, к жилищам смерти. Истинная вера делает христианина кающимся мытарем, который стоит и бьет себя в грудь; ложная делает фарисеем, который хвалится своими делами. Истинная вера склоняет сердце слушать то, что сказал Бог, верить Ему и полагаться только на то, что Он сделал для нашей жизни и бессмертия. Ложная вера зовет людей отказаться от свидетельств Божиих, доверять своим фантазиям и тщетно полагаться на свои добрые дела для того, чтобы быть принятыми Богом. Истинная вера действует любовью и очищает сердце; ложная производит дела плоти, управляет импульсами развращенного ума, который есть вражда против Бога, не покоряется закону Божию, да и не может.  Истинная вера стоит не на мудрости человеческой, но на силе Божией; ложная стоит на мудрости человеческой, на власти тьмы, на «свободной» воле людей и бесов. Истинная вера основывается на том, что Бог сделал; ложная – на том, что люди намерены делать и не делают. Истинная вера ищет искупления, оправдания и принятия Богом через Кровь и праведность Господа нашего Иисуса Христа; ложная доверяет человеческому достоинству, самодовольству и самообожанию. Истинная вера питается каждым словом, исходящим из уст Божиих; ложная питается лжеучениями, ложной филантропией, ложным поклонением и делами плоти. Вера Сына Божия ведет тех, кому она дана, в Его Церковь, в Его народ, ведет через Его постановления, заповеди и пример. Но ложная вера заставляет людей искать сообщества, которые более подходят их развращенному вкусу и которые они находят в разных ветвях Вавилона. Истинная вера очищает сердце, ложная развращает его и наполняет завистью, ненавистью, гневом, злобой, человекоубийством, соблазнами, ересями и всем, что мерзко и отвратительно.

ВЕРА
Дж.П.Хелмс (1965)
http://www.asweetsavor.info/signs/helms1.html

Я не раз читал написанное: "Быть оправданным Его Кровью", и я подумал, что Господь немного благословил меня, чтобы проповедовать искупительную кровь Христа для Его народа. На прошлой неделе что-то привлекло мое внимание, и я снова обратился к этому отрывку, ибо не все удовлетворяло меня. Я хотел подчеркнуть это по-другому, потому что это не сработало; но вскоре я узнал, на что мне нужно было акцентировать внимание в Писании.
Я прочитал вам: «Поэтому оправдавшись верой». Мы могли бы остановиться и спросить: насколько далеко это заходит? Дальше, чем когда-либо язык человека сможет сказать; дальше, чем разум отдельного грешника будет когда-либо благословен постичь. Оправдание - это учение, которое принадлежит только смиренным беднякам Бога. Вы знаете, что глава правительства в штате или нашего национального правительства может помиловать преступника, и преступник вернется домой без наказания по закону, но он остается мошенником или убийцей, хотя и помилованным, на нем останется пятно. Но здесь есть нечто такое, что делает человека таким чистым, как будто его ничто не запятнало. Другими словами, это то, что полностью очистило нас и привело  в прекрасное состояние. Признаюсь, я могу только сказать, что надеюсь, что Он был рожден для меня, надеюсь, что Он жил для меня, что Он умер и воскрес для меня. И время от времени очень долго Он навещал меня и заверял, что Он закончил работу, которую пришел совершить, и что, когда Он склонил голову на кресте и сказал: «Свершилось», спасение сейчас и в будущем было осуществлено для всех Его детей. Оно настолько всеобъемлюще, что охватывает всех Его детей, будь то младенцы или пожилые люди, будь то в баптистской церкви старой школы или в какой-то другой деноминации - все Его дети охвачены этим.
Но что мы имеем в виду под понятием "вера"? Я знаю, что об этом часто говорят как о чем-то, что мы можем развивать, к чему мы можем что-то добавить или что можем потерять, как если бы это был товар. Но позвольте мне заверить вас, что, если бы у вас было все богатство во вселенной, вы не могли бы купить достаточно веры, чтобы избавиться от клеща, и вы прекрасно это знаете. Лучшее определение, которое я когда-либо нашел, содержится в  Писании: «Теперь вера - это сущность того, на что мы надеемся, свидетельство того, чего мы не видим»; и затем здесь рассказывается о влиянии веры, когда оно дается человеку. Я говорю вам, что это влияние заставит его поверить в Бога. Верою первый человек, который попал под приговор смерти от рук своего брата, принес более приемлемую жертву, чем его брат, и он сделал это верой. Как Авраам поверил Богу? Та вера, которая когда-то была дана святым, не предлагается, но дается вам. Когда Младенец был положен в яслях, был дар Божий во всей его полноте. Павел говорит в Рим.4: "Это по вере. чтобы могло быть  по благодати; обетование до конца обязательно для всего семени" (KJV). Невозможно найти надежду там, где нет веры. Если у нас есть вера, Господь обрел нас, а не мы Его.
Я хочу поговорить с вами о том, чего мы сами не получаем. Давным-давно один человек сказал: «Если вы можете получить что-то, вы также можете потерять это». Поэтому я хочу сказать вам, что я надеюсь, что Автор и Совершитель веры, Первый и Последний, Альфа и Омега нашел меня (не то, чтобы Он не знал, где я), как Он сделал со многими раньше в этой страшной пустыне, и Своей рукой привел меня туда, где Он заставил меня плакать, потому что все мои дела потерпели неудачу. И я узнал, что вера - это дар Божий во всей полноте. Не удивительно, что апостол Павел, принося свидетельство веры здесь и там, всегда добавляет его к благодати: по благодати через веру. Невозможно иметь одно, если нет другого, ибо каждый дар благой и совершенный нисходит свыше от Господа славы, и Он занимает Свою обитель в вашем сердце. Он просвещает так, что дает вам глаза, чтобы увидеть, и сердце, чтобы понять. Не говорите мне, что вы должны поверить, чтобы иметь веру, потому что вера - это результат благодати, а не причина ее. Вера - это дар Божий, это не дела, чтобы никто не хвалился. Это безусловно должно ограничить и запечатать все дела во вселенной.
При моем первом посещении этой ассоциации в ней было от 1200 до 1300 членов; сейчас их нет и 800. Что произошло? Разве свидетели, которых избрал Бог, могут сказать, что у Него что-то не получилось? Нет, ибо у Него не бывает неудач. Божья цель осуществляется в этой ассоциации, как и везде. Иногда меня заставляют думать об этом, указывать пальцем на себя и говорить: «Ты потерпел неудачу». Да, я признаю, что я неудачник, но как я  благодарен, что могу рассказать вам о Том, у Кого неудач никогда не было и не бывает, и Он является Автором и Совершителем каждой веры, которая была или будет когда-либо здесь на земле.
Когда я был рукоположен, в списке ассоциации было 17 старейшин, а теперь я во главе списка, и все прежние уже ушли; скоро и я буду призван окончить свой путь на земле. Но самое великое для нашего народа всегда было и всегда будет звучать в Откровении: "Воцарился Господь Бог Вседержитель". Он не только царствует над тем или иным, Он господствует везде и правит всем, что есть. И иногда я могу засвидетельствовать, потому что мне дано это увидеть, что ни один лист не трепетал и не падал, если это не соответствует вечной воле Бога. Бог назначил приход каждого из Своих детей в Царство, потому что есть только один путь, и он через новое рождение: не от естественного рождения, потому что то, что от плоти, есть плоть, и то, что от Духа, есть дух.
У человека, который стоит перед вами, есть надежда, что он полностью оправдан от всего, что когда-либо могло или может когда-либо пойти против него. Что значит быть оправданным? В Рим.8 написано: "Кто обвинит избранных Божиих? Бог оправдывает их". Кто, следовательно, может выдвинуть любое обвинение против небесного суда и против вас? Бог не смотрит на вас как на людей: я надеюсь, что Он смотрит на меня через Господа Иисуса Христа. Вся моя праведность, все, на что я могу претендовать как на свое - это грязные тряпки. Если наша праведность не превзойдет праведность лицемеров и фарисеев, мы просто погибнем. Как нам бежать от этого? По вере. "Поэтому оправдавшись верой": оправдавшись перед кем? Перед Богом, Отцом Господа нашего Иисуса Христа.
Разве Он не держит все в Своих руках? Есть ли что-то такое, о чем можно сказать, что это не под Его контролем? Он когда-либо был удивлен? Он когда-либо мог не исполнить Свою вечную волю? Я чувствую, что если что-то было сделано во мне, то потому, что Бог обладает всей силой в Своих руках. Не думайте бояться дьявола - я давно понял, что он не владеет ключами от своего царства: он ничего не может сделать без Бога неба и земли. Если что-то по воле Божией, это совершится, и если это не по Его воле, это не совершится.
Итак, пришел Иисус, рожденный от женщины в соответствии с определенным советом и предвидением Бога. По воле Бога Он был распят между двумя разбойниками и испустил дух. Он был положен в могилу на три дня и ночи по совету Бога, хранящего завет. Не говорите, что люди сделали это. Мы видим в Риме стремление избавить от ответственности тех, кто распял Господа славы, как если бы человек был автором этого. Но я хочу сказать вам, что независимо от того, что вы думаете или говорите, все это было в соответствии с вечной волей Бога. Без Его распятия, без Его смерти и воскресения - где бы были мы с вами? Им живем мы и верой оправдываемся перед Богом.
Это больше, чем я могу понять и я хожу с опущенной головой большую часть времени: если бы я только мог знать, - если бы у меня было больше доказательств - вопил я все эти годы. Я понимаю, что скоро должен уйти в великий мир с малой надеждой, которую я давно получил в комнате недалеко от города в Скалистых горах. Я закончил свою работу - всю, потому что я пришел в такое место, где больше не было молитв и обещаний; я потерпел неудачу во всем. Я пытался снова и снова рассказать об этом, и я думаю о том, что мой старый дедушка в свои последние часы сказал мне: «Я должен уйти в великий мир с небольшой надеждой, о которой мне когда-то было стыдно говорить». Здесь теперь стоит еще один, который скоро должен пойти и встретиться со своим Создателем, с надеждой, что Господь Славы пострадал за меня - исполнил весь закон и все его требования ко мне таким чудесным образом, что я стою сегодня (не  завтра, но сейчас) оправданным верой, так что в глазах Бога я стою таким же чистым и святым (не во плоти, но в Духе), как Бог небесный. Вы можете получить это? О, я знаю ваши стоны и страхи, я знаю их все; но тем не менее, когда мы видим Иисуса, мы видим, что Он совершает жертву за все наши грехи, а не за их часть; избавляет от них Своей смертью на кресте и, воскреснув для нашего оправдания, заверяет нас, что наша надежда не напрасна.    Бог назначил нам так много холмов, чтобы мы могли подняться, так много оврагов, чтобы мы пошли в глубины, но в конце концов земля славы ждет вас - она уже подготовлена.
Я не собираюсь расказывать, что Бог сделает и чего Он не сделает. Я хочу сказать вам, что все готово для вас; и вы со всей своей мерзостью, согласно собственному суждению, поймете, почему Павел прославлял мучительные гонения, хотя сомнения и страхи были и его уделом. Тем не менее, несмотря на все это, он был оправдан полностью и свободно, поэтому он оправдывается перед Богом. Итак, баптисты старой школы, несмотря на все, что вас окружает, несмотря на все, что вы можете думать или делать, если Бог за вас, ничто не может быть против вас.
В минувшее воскресенье старейшина Тернер был благословлен донести до меня послание, которое подняло меня и прояснило в некоторой степени, что, несмотря на все, чем я являюсь, Бог возлюбил меня и отдал Себя за меня. Он не послал никого другого - Он пришел Сам в лице Своего Сына, Которым мы оправдываемся - не завтра, не в какой-то грядущий день, но теперь оправданы свободно от всякого греха и беззакония. Если бы нам было дано осознать эту вечную истину, иногда наши ночи не были бы не такими длинными: мне бы не пришлось так много кружить и падать. Тем не менее, вы, многие уверены, что ваше спасение реально и все готово для вас. Иногда мы можем получить немного утешения из Священного Писания, где Он сказал: «Придите, благословенные от Отца Моего, наследуйте Царство, приготовленное для вас от основания мира».
Итак, Бог все подготовил для вас, и во всем, что вы делаете здесь, Он готовит вас к этому. Я часто пытаюсь рассказать баптистам Старой школы, что от них ожидается. Эта благодать, данная вам вера не делает вас хвастливым от того, что вы сделали; она никогда не позволяет вам хвастаться тем, что вы когда-либо делали или думали в своей жизни. Но когда нам дано правильно мыслить, мы взываем: «Слава Богу в вышних". Да, мы прославляем Бога, и мы прославляемся в Нем, те, кого Он предопределил и призвал, а если призвал, то и оправдал, а если оправдал, то и прославил. "Что же скажем на это? Если Бог за нас, то кто против нас?".
Пусть каждый из вас будет помнить, что я стою в вашем присутствии, в присутствии диаконов и старейшин, и умоляю о своей никчемости, но говорю вам, что Бог не способен что-то делать, но сделал это: Он закончил это, и приготовил небеса всей Своей славы для вас - и готовит вас к ним день за днем. О, если бы я мог проповедовать так, как я думал, я узнал почти пятьдесят лет назад, я был бы чем-то; но вместо того, чтобы расти, я умаляюсь, вместо того, чтобы знать больше, я говорю вам, служители, что я знаю меньше, чем знал давно. Братья, рост благодати и познания истины никогда не превозносил человека, который знает больше, чем самые малые из вас, но он выводит нас всех на один уровень. Я стою перед вами, пытаясь проповедовать вам богатство Божьей благодати, когда я глубоко чувствую, что вы знаете об этом больше, чем я.
Я собираюсь закончить здесь, но я бы оставил эту мысль с вами: Бог не собирается больше ничего делать для одного из Своих детей. Когда Он испустил дух на кресте и сказал: "Совершилось!" - искупление было совершено, и когда Он воскрес из мертвых, Он запечатал его. Он не только сделал это, но делает это реальным сегодня; в горах округа Франклин нет дома, в который ему стыдно приходить или стыдиться представиться вам и рассказать вам, какой вы мерзкий нечестивец и как славен Спаситель. Я мог бы пойти сейчас в ту же самую комнату, если бы я только чувствовал то, что чувствовал в тот день, и слышал то, что слышал в тот день, у меня не было бы такого большого сомнения: я услышал голос и это подтвердило, что Он создал небо и землю, и что Он был моим Спасителем. В этом слове была сила и жизнь, и некоторое время я не сомневался. Но вскоре появилось что-то еще: возникли сомнения, и они были моим уделом, кажется, все эти годы. Но я утверждаю вам, дети Всевышнего Бога, что жертва была принесена давно: вам не нужно ее совершать, вам не нужно ей помогать, она по милости, а не по делам; это либо благодать через веру, либо ничто. Где сейчас Христос? Он сидит одесную Бога. Что Он делает? Он ходатайствует за нас. О, как часто я чувствую необходимость его заступничества: Он все еще стоит между нами и судом, праведным судом Божьим. Он стоит между Ним и нами, и ничто не обвинит нас.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn