Мураново

Анна Нильсен
     Мураново… Уже от одного этого слова веет покоем и тишиной. Так оно и есть на самом деле. И если вам когда-нибудь доведётся посетить усадьбу, то вы сами увидите, как спокойна и живописна здесь природа! Особенно хорошо тут летом: пение птиц, запахи душистых трав и нежных полевых цветов, чудесный вид на холмы другого берега речки Талицы.

     Мурановскую усадьбу не случайно называют «домом поэтов». Её литературная жизнь неразрывно связана с именами двух поэтов: Евгения Боратынского и Фёдора Тютчева.

     Усадьба Мураново становится известной в начале 19 века, когда её владельцем был генерал-майор Л.Н. Энгельгардт. Известный герой Отечественной войны Денис Давыдов был связан с ним родством и однажды привёл в московский дом Энгельгардтов своего друга Евгения Абрамовича Боратынского. Эта встреча определила дальнейшую судьбу мурановской усадьбы: в 1826 году Боратынский женится на старшей дочери Энгельгардта Анастасии Львовне и через десять лет становится владельцем усадьбы.

     Евгений Абрамович очень любил Мураново, и много сил положил на благоустройство усадебного дома, который был построен по его чертежам. Каждая деталь была тщательно продумана: брёвна при строительстве ставились вертикально и обкладывались кирпичом. Благодаря этому дом получился с «эффектом термоса» - летом в нём было прохладно, а зимой – тепло.

     Комнату для занятий детей на втором этаже венчал так называемый «фонарь» – свет падал только сверху, и не было привычных окон, чтобы ничто не отвлекало от работы. Но дети, видимо, не оценили такую архитектурную находку и называли комнату «тужиловкой».  На первом этаже большая гостиная была приспособлена не только для танцев, как это было принято в те годы, но и для театральных представлений.  В жаркие летние дни двери в противоположных концах гостиной открывались настежь, и в дом проникал аромат цветов из парка.

     К сожалению, Боратынскому недолго было суждено жить в новом доме в Муранове.  В 1844 году во время путешествия по Италии он умирает в Неаполе от сердечного приступа. Вдова не может оставаться в мурановской усадьбе, где буквально каждый гвоздь напоминает ей любимого мужа, и уезжает с детьми в другое имение.

     Мураново переходит к Николаю Васильевичу Путяте, который был женат на младшей сестре Анастасии Львовны – Софье. Путяты прожили в Муранове более двадцати лет и бережно хранили память о Боратынском. В пятидесятые годы в усадьбе побывали Аксаков, Гоголь, Одоевский, Ростопчина.

     Единственная дочь четы Путят, Ольга Николаевна, выходит замуж за младшего сына Фёдора Ивановича Тютчева – Ивана.  Тютчевы были последними владельцами усадьбы. Они и задумали превратить усадьбу в литературный музей «Мураново», который был открыт в 1920 году. Этот музей - один из старейших в России. Первым хранителем музея был внук Тютчева Николай Иванович.

     Остановка и убранство дома не лишены изящества: предметы мебели, люстры и настольные светильники, великолепная коллекция фарфора известных фабрик, картины и множество книг вызывают настоящий интерес у каждого, кто приходит сюда. И у каждой вещи - своя судьба, своя история. О портретах можно говорить много: перед глазами проходит целая эпоха, история известных людей и их окружения. Есть и неожиданные находки среди картин. Например, пейзаж Айвазовского и морской вид кисти Саврасова. И главное, что здесь всё подлинное, мемориальное! Говорят, что есть ещё только один подобный музей – музей Гёте в Веймаре.

     Уже в наше время мурановский музей был долго на реставрации, около 15 лет. Восстанавливали по брёвнышку вручную, всё сохранили, даже шпингалеты на рамах. Как приятно было после ремонта увидеть усадьбу обновлённой! Но прошло несколько лет, и в усадьбе произошёл сильный пожар. Официальная версия – удар молнии. Музей снова восстановился, но множество бесценных томов мурановской библиотеки утрачены безвозвратно.

     Главной комнатой в доме можно назвать кабинет двух поэтов. Здесь собраны личные вещи Боратынского и Тютчева: письменные столы, диванчик, рукописи, книги, портреты на стенах. В жизни поэты не встречались, но теперь вместе делят эту музейную комнату.

     Другие помещения первого этажа – гостиная, комната для отдыха, столовая, библиотека. Окна украшают гардины с вышивкой, такой же рисунок на покрывалах кресел и на каминном экране. Это работа Эрнестины Фёдоровны – второй жены Фёдора Тютчева.

     В прихожей – строгая и удобная мебель, сработанная крепостными крестьянами Муранова. В гостиной находится ещё один шедевр настоящих умельцев – красивая люстра, на первый взгляд, бронзовая. Но сделана она, оказывается, из папье-маше!

     Второй этаж – комнаты для гостей и спальни. Одна комната называется «гоголевской», потому что здесь останавливался Николай Васильевич, когда гостил в Мураново.

     Есть, конечно, комната Фёдора Тютчева, обстановка которой была привезена из С.Петербурга. Документальных подтверждений, что Фёдор Тютчев бывал в Муранове, нет. Но его старшая дочь от первого брака Анна была замужем за Аксаковым, владельцем Абрамцева, и говорят, что Тютчев гостил там. Вероятнее всего, что и в Мураново заезжал.

     А вот Эрнестина Фёдоровна, которая почти на двадцать лет пережила своего супруга, долго жила в Муранове. И чтобы не мешать молодому поколению, перебралась в отдельный домик на окраине усадебного парка. Его называли «бабушкин домик», и сейчас это единственное здание на территории усадьбы, которое находится в частном владении потомков Тютчева - Пигарёвых (фамилия сменилась по материнской линии).

     В парке есть детский домик, стилизованный под деревенскую избу с хозяйственным двором, где дети некоторое время держали ослика и ухаживали за ним.

     В парке сохранилась липовая аллея, старые берёзы, дубы и ели. Перед домом разбиты клумбы цветов. В перспективе восстановление розария с какими-то необыкновенными сортами роз и зимнего сада, который был ещё при Боратынском.

     И главный духовный центр усадьбы – храм Спаса Нерукотворного Образа, который задумывался как домашний храм и был построен в 1878 году стараниями Софьи Львовны Путята.  В 1928 году храм был закрыт, и лишь через семьдесят лет вернулся к нам. Много написано об этом храме в замечательной книжке «Маленькая церковь в Муранове». Не знаю, что ещё рассказать про  храм, скажу лишь главное: если вы однажды побываете тут, то вас будет тянуть сюда снова и снова.

     Какая-то непередаваемая нежность и грусть… Множество святынь, множество историй - и икон, и людей. И главная святыня – образ Пресвятой Богородицы «Умиление», первая копия с дивеевской иконы, перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Можно поведать много интересного об этой иконе и о других  святынях, но это - отдельная тема.

     У алтаря погребены трое потомков Ф.Тютчева: сын, внук и правнук. Могучие дубы теснятся возле маленького храма – они многое повидали на своём веку: и радость, и горе. Видели они и св. великую Княгиню Елизавету Фёдоровну, которая приезжала в Мураново, а нам остаётся лишь смотреть фотографии…

     Недалеко от усадьбы находится святой источник «Барский колодец» с купальней. Там же находится храм в честь «Казанской» иконы Божией Матери. В окрестностях много и других святых источников:  св.Димитрия Солунского, св.муч.Веры, Надежды и Любови, св.Матроны Московской, св.Даниила Московского.

     В последние годы музей активно проводит разнообразные мероприятия: праздники, гулянья - Сенокос в Муранове, День варенья и многое другое. Конечно, многолюдно, шумно, но при желании можно найти и тихий уголок или выбрать другое время. И опять будет тишина, простор, запах цветов, пение птиц – только вы и Вечность…