Уезжаю...

Нина Ганьш
Запись из личного дневника.

Первые дни июня 1968 года. Сегодня с раннего утречка заявилась я в районный Отдел Культуры и написала заявление на отпуск с последующим увольнением...

Инструктор Нила Алексеевна Богдановская не мало удивилась: моё заявление крайне её расстроило:

-- Ниночка, что ты надумала? Вот отдохнёшь в отпуске и всё встанет на свои места, по-другому будешь на всё смотреть...

-- Заявление подписывать не будем, не выдумывай!  -  Нила Алексеевна обняла меня, посмотрела в мои грустные глаза:

-- Обещаем, с августа присвоить клубу статус Дома Культуры и направим к тебе в помощь ещё двух специалистов...

-- Хорошо отдохни, отвлекись, ждём тебя с новыми силами...



Накипело!

Обещаний было много, но как всегда пустых... Я устала! Честное слово - я очень устала работать одна за троих специалистов! Мало сплю, нервы на взводе!

Всё на мне: баянист и руководитель группы солистов, мужского хора и хора бабушек, художник-оформитель, культ-массовик, часто библиотекарь, даже соц.работник и психолог... ещё и курьер два раза в месяц в Банк за большими деньгами на весь сельсовет...

С утра оформительские работы, после полудня репетиции, по вечерам ежедневно зрелища: тематические вечера отдыха, концерты, после них танцы с играми часто до 3-х ночи! Раз в неделю политинформации на молочных фермах и у механизаторов в ремонтных мастерских...

В клубе кинофильмы вечерами почти ежедневно, бывает не редко замещаю и своих киномехаников, что где-то оба упились "в стельку" и скрылись, им не до чего... Да ещё и уборщица иногда подводит и мне приходится делать уборку в клубе самой.
О, Боже! Нет смысла перечислять.

Признаюсь честно, я ведь - не железная машина... Накипело! Всё это я с горечью выдала в отделе Культуры...

Жаль, но я всё же уезжаю к сестре в Казахстан без документов: без трудовой книжки, без выписки с паспортного отдела.

Прощай, моё красивое, зелёное, доброе село! Прощайте, мои друзья и подруги - сподвижники в организации культурного досуга! Уезжаю к сестре в далёкий Казахстан... Прощай, моя светлая родина! Прощай, моя Россия! Что ожидает меня в моей жизни, в моей судьбе? 



Яблоки  на  траве.

Июнь. 1968 г.  Южный Казахстан.  Город Чимкент – областной центр в 120 км от Ташкента... Странный климат. Необычайно дикая жара. Яркий колорит южного базара. Очень интересные деревья, совсем непохожие на наши - северные...
Необыкновенно красивые люди разных национальностей (сто двадцать с лишним народов живут здесь дружно - одной семьёй)...

Крупные и мелкие яблоки лежат на траве под деревьями и в зацементированных арыках (канавки для полива). Яблок много валяется на земле и их никто не подбирает, что меня крайне удивило... 
И нет белых ночей, а звёзды на чёрном низком ночном небе такие крупные, яркие!

Живу у сестры Дины и её мужа Славика. У них маленький сыночек Павлик уже подрос, ему четыре годика: ребёнок очень красивый, сущий ангелок с белокурыми кудряшками...
Надо отметить, что моя сестра после замужества сильно похудела, видимо из-за ребёнка, который не давал ей никакого покоя ни днём, ни ночью... Чтобы она хоть немного поспала, её муж Слава уходил на улицу с плачущим ребёнком даже ночью... 

Зять мне сразу понравился своим добрым и очень весёлым характером... Помимо того, у него необыкновенной красоты голос, как у настоящего певца. Его песни я не могу слушать без слёз, особенно «Сормовская лирическая» в его исполнении звучит даже лучше, чем у исполнителя этой песни. Он сам себе аккомпанирует на гармошке...

Как получилось, что он не пошёл учиться дальше с таким изумительным голосом?
Видимо, так уж вышло, - нам не всегда приходится считаться со своими желаниями, постоянно сидим в рамках условностей... А жаль!    

Сестра работает заведующей в одной из городских детских библиотек, где её уважают и с ней считаются... Она устроила меня по договорённости на работу без документов, без выписки и прописки в городской отдел культуры, где мне сразу предложили должность заведующей читальным залом в одной из новых, только что открывшихся, городских массовых библиотек с зарплатой в семьдесят два рубля с копейками...

Работать приступила сразу же, здесь гораздо спокойней, ведь в библиотеке нас трое и никакого напряжения нет. Так как в отделе культуры нет штатной единицы художника, я одновременно оформляю по очереди все библиотеки областного центра...
Работа творческая и мне очень нравится, но за оформление не платят.



Здесь продаётся всё!

Не могу привыкнуть к жаре, к городу, к изобилию овощей и фруктов... Сходили с сестрой на местный городской рынок. Площадь рынка большая, не скоро обойдёшь.

Какие тут красивые красные и жёлтые помидоры и перцы, высокими аккуратными горками выложены краснобокие сладкие огромные яблоки, бархатные медовые персики и абрикосы, фиолетово-синие сливы, красная и белая черешня, виноград разных сортов, восточные сладости, сушёная дыня, корейская капуста, разнообразная свежая зелень и многое-многое другое!

Боже! Какой тут воздух, густо настоянный на фруктах и ягодах! Огромные арбузы – сорт «Мраморный» и золотистые овальные тяжеленные дыни лежат на земле высокими  горами, а рядом с этим богатством на корточки присел старенький узбек в тёмной  тюбетейке, расшитой орнаментом. Сам он одет в тёплый, стёганый на вате халат простого кроя с повязанным по пояснице женским платком... Удивительно просто: так азиаты спасаются от невыносимой жары.

Рынок огромный, глаза разбегаются: здесь продаётся всё, что хочешь!

А какой аппетитный шашлык на шампурах, в огромном казане - горячий плов, бешпармак (казахское национальное блюдо из теста с мясом), казы (домашняя колбаса из конины), сушёное мясо, прохладный кумыс из верблюжьего молока! А какие изумительные по вкусу горячие узбекские лепёшки, испечённые в круглой печке, похожей на большой глиняный кувшин с названием - тандыр. Лепёшки приклеивают к прогретым стенкам, и они не падают! Просто гениально!