Густав Гасфорд

Валентина Томашевская
Густав Гасфорд (1794 –1874) – российский военный и государственный деятель. С 1851 по 1860 год генерал-губернатор Западной Сибири. В период его управления Западной Сибирью состоялось присоединение обширных областей Средней Азии, в том числе Верный (Алма-Ата), при его непосредственном участии на Иртыше развилось пароходство,  было учреждены приходские училища, открыты женские школы. Время правления Густава Христиановича Гасфорда современники не случайно назвали «золотым» десятилетием (1851- 1861).

Начало деятельности. Военные подвиги

Густав Гасфорд родился в 1794 году в  Белостокской области Царства Польского. Происходил из вестфальских дворян лютеранского исповедания.   Окончил Высшее ветеринарное училище в Кенигсберге, затем поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения.  Был произведён  сначала в прапорщики, а потом — в подпоручики. Участвовал практически во всех значимых кампаниях России первой половины XIX века (принял  участие в 60 сражениях)и  был удостоен многих орденов и наград.  Участник Отечественной войны 1812 года. Участвовал в укреплении в фортификационных работах на реке Западной Двине. Работал по укреплению Бородинской позиции, в августе устроил мост через реку Колочу и 26 августа участвовал в сражении при Бородине, исполняя поручения генерала от кавалерии графа Л. Л. Беннигсена; при отступлении войск к Москве и Тарутину устраивал дороги, переправы и укрепления позиций. За смелость в Бородинском сражении произведен в поручики. За кампанию 1812 года Гасфорд был награжден орденом св. Анны 4-й степени. В 1813 году участвовал в сражении под Лейпцигом . За кампанию 1814 года и отличие, оказанное при взятии Парижа, произведен в капитаны, а в ноябре того же года его перевели в свиту Его Величества.

В 1820-е годы был участником Кавказских войн. Временно управлял делами генерального штаба и исполнял обязанности начальника штаба корпуса во время перехода наших войск из Анатолии в Грузию. В 1831 году принимал участие в Польской кампании. В январе 1844 года, во главе 15-й дивизии, Густав Христианович вновь был переброшен на Кавказ.

Генерал-губернатор Западной Сибири

В  январе 1851 года Гасфорд был назначен генерал-губернатором Западной Сибири и командующим отдельным Сибирским корпусом. Два года спустя произведён в генералы от инфантерии и утверждён в должности генерал-губернатора.П. К. Мартьянов, военный инженер и писатель, так описывал Гасфорда на новом посту: «Человек почтенных лет, но, как студент, весьма гуманный, мягкий и обходительный, он не принадлежал к типу громовержцев и всей своей фигурой, голосом, манерами походил скорее на профессора, чем на строевого генерала-фронтовика». По мнению И. Я. Словцова, период десятилетнего управления Гасфордом Западной Сибирью был «едва ли не самым отрадным после управления Капцевича». При генерал-губернаторстве Гасфорда произошли большие изменения в благоустройстве Омска. Гасфорд запретил  вырубку и порчу деревьев вокруг Омска и этим способствовал превращению Омска в «город-сад». В самом Омске было устроено множество палисадников, а западный участок вдоль заложенного в Мокринском форштадте проспекта был засажен деревьями. Это были первые масштабные регулярные посадки деревьев в Омске. В 50-х годах  строятся здания войскового хозяйственного правления, общественного собрания и городской тюремный замок. В 1859 году начато строительство генерал-губернаторского дворца. 

Особое значение Гасфорд придавал образованию, под его руководством  во многих селах были учреждены приходские училища, а в восьми городах были открыты женские школы, а в Омске учреждена фельдшерская школа. Для воспитания и обучения сирот по инициативе жены Гасфорда Надежды Николаевны в Омске был основан при¬ют «Надежда». За время управления Западной Сибирью Гасфорд был награждён чином генерала от инфантерии и орденами: св. Александра Невского св. Владимира 1-й степени с мечами.

В течение десятилетнего своего управления Западной Сибирью Гасфорд провел многие административные реформы и присоединил к империи важные плодородные местности: Заилийскую долину, и северное предгорье Тянь-Шаня; из них был образован Алатавский округ, в котором возведены укрепления (среди которых крепость Верная - Алма-Ата), поселены казачьи станицы, положено начало развитию торговли и промышленности; образовал новый военный Берёзовский округ, с целью улучшения быта самоедов и остяков, и из Сибирско-Киргизской степи две новые области: Сибирских киргизов и Семипалатинскую (1854), в которой, подобно Алатавскому округу, были возведены новые станицы для ограждения со стороны Китая и удобства сообщения с Заилийским краем; в 1858—1859 годах был снаряжён торговый караван, под прикрытием военного отряда, в Кашгар (автономный район Китая), с целью ознакомиться с торговым и военно-политическим значением этого важного пункта центральной Азии. Было преобразовано Сибирское казачье войско и подготовлено образование Семиреченского казачьего войска.
 
Участие в судьбе Федора Достоевского

Густав Христианович принял участие в судьбе Федора Достоевского. В казармах Омского острога отбывал наказание Федор Достоевский ( 23 января 1850 года Достоевский прибыл в Омскую крепость, окружённую рвами и валами. Построенная в начале XVII века для отражения степных кочевников, она вскоре превратилась в военный острог). Из Омской крепости в будущем всемирно знаменитый писатель вышел рядовым, а ходатайством генерал-губернатора был произведен в унтер-офицеры. В 1855 году генерал-губернатор Гасфорд приехал в Семипалатинск и там рядовой 7-го линейного батальона Достоевский передал ему своё стихотворение, написанное на смерть императора Николая I. В рапорте на имя военного министра Гасфорд написал, что это стихотворение писателя по теплоте патриотических чувств обратило на него особенное внимание. Позднее Александр II повелел рядового Фёдора Достоевского произвести в унтер-офицеры.

Также Гасфорд просил министра внутренних дел перевести на гражданскую службу ссыльного Михаила Бакунина. А выпускника Кадетского корпуса Чокана Валиханова Гасфорд взял к себе адъютантом. И неспроста. Густаф Христианович стал инициатором разведывательной экспедиции в Кашгар (автономный район Китая). На эту территорию после итальянца Марко Поло в XIII веке и португальца Гоеса в XVII не ступала нога европейца. Ученому- путешественнику Адольфу Шлагин¬твейту здесь сразу отсекли голову. Гасфорд отправил в 1858 году Чокана Валихано¬ва под видом андижанского купца. Это было рискованное предприятие. Валиханова чуть не расшифровали, но в результате он прекрасно справился со своей  ролью и привез сведения, которые определили политику России на Востоке на пятьдесят лет вперед, это путешествие было названо географическим подвигом. 

О Гасфорде осталось немало пересудов и противоречивых мнений. Валиханов в письме к другу Достоевскому писал: «Омск так противен со своими сплетнями и вечными интригами…»  И это было, и коррупция процветала. Никто не подозревал Гасфорда во взятках, но он со своим гуманизмом не наказывал строго. Рассказывают, что однажды купцы после визита генерал-губернатора  в Обдорск поставили ему памятник при жизни.  Генерал-лейтенант Александр Врангель, посетив Омск, написал, что во время посещений Гасфордом населённых пунктов на местах всегда «интересовались, кто из чиновников Омского главного управления будет сопровождать генерала во время ревизии? Узнав, что приедет советник С…, немного успокоились. «Ну, с этим-то не так страшно, можно «поторговаться». Только и дорог же он, шельма, — прибавляли при этом». Врангеля поразила и пышность встречи генерала после очередной поездки. Чиновники, омская аристократия, киргизская знать, переправившись на лодках, при полном параде несколько часов ожидали губернатора на левом берегу Иртыша. Сначала прибыл авангард из трёх всадников, через полчаса тройки с колокольчиками и губернаторский тарантас, запряжённый восемью лошадьми. Гасфорд желал, чтобы его встречали колокольным звоном. На скромное замечание батюшки, что по уставу положено трезвонить только царю или царским особам, губернатор сказал: «Здесь я царь…». «В сущности Гасфорд был добрый старик. Но что поделаешь — слабость имел напускать на себя важность и грозность», — резюмировал Врангель.

Семейная жизнь Гасфорда

Дело еще и в том, что Гасфорд был трижды женат,  но ни разу не разводился. Первой женой Густава Гасфорда была Евгения Васильевна Безродная, дочь генерал-майора Василия Кирилловича Безродного, с которым они, вероятно, вместе служили на юге России в 1820-х годах..  Женитьба произошла, когда офицеру было было 27 лет. В этом браке родилось трое детей. Две дочери: Людмила-Анна и Надежда и сын Всеволод. Точная дата смерти первой жены генерала неизвестна, но в 1844 году Гасфорда был уже вдовцом.
Второй его женой была Любовь Федоровна, младшая дочь тайного советника Федора Львова.  Львовы — знаменитая в русской истории княжеская фамилия. Люба была внучкой Николая Львова — архитектора, художника, музыканта, изобретателя. Алексей Львов, родной брат Любы, известный проектировщик мостов, был ещё и талантливым скрипачом. А больше всего прославился, когда написал гимн «Боже, царя храни». И Люба была музыкальна.

Вторая жена моложе Гасфорда на 35 лет. Генерал привёз Любу в Омск в 1851 году, а в 1852 году она умерла от чахотки. Ей было 23 года. Именно она стала известна в омском городском фольклоре как Любочка и именно в ее честь была названа роща, на месте которой позже появился проспект, в народе до сих пор называемый Любинским.

Густав Христианович тяжело переживал потерю, и чтобы отвлечься от постигшего его горя, с головой ушел в работу.
В третий раз Гесфорд женился на Надежде Николаевне Львовой,  дочери пермского действительного статского советника Николая Федоровича. Невест генерал выбирал в очень узком родственном кругу. Родные первой жены были в дальнем родстве со Львовыми, а Надежда и вовсе — племянница Любови (дочь её сродного брата Николая). Из-за этого была даже заминка с венчанием: из-за близкого родства жён разрешение не сразу было получено. Генералу было под шестьдесят, а Надежда была молоденькой. Одни пишут, что ей было семнадцать, другие — 23-25. Ухаживал за невестой генерал со страстью, забыв о солидных летах.

Третья жена губернатора оказалась очень деятельной и внимательной к нуждам бедных женщиной. Для воспитания и обучения сирот по инициативе Надежды Николаевны в городе был основан приют «Надежда» из которого позднее выросла первая Омская женская гимназия. Надежда Гасфорд приобрела в Омске всеобщую любовь и уважение как благотворитель. Имя третей жены губернатора было официально зафиксировано в городской топонимике: в ее честь была названа улица Надеждинская (ныне – ул. Чапаева). По словам П. К. Мартьянова, в этом супружестве Гасфорд Характер его изменился, он сделался еще более серьезен и сосредоточен, и все свободное от дел время проводил с молодой женой, которая, говорили, была недурная поэтесса и музыкантша. Он даже брал ее с собою, когда совершал объезды войск, расположенных в степи, или посещал пограничные казачьи поселения, и она помогала ему делать добро». И ещё один факт из жизни Гасфорда.  Его сын – Всеволод Густавович служил в лейб-гвардии Измайловского полка. И в то время, как его отец руководил Сибирским генерал-губернаторством, он участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны, был ранен.

В 1861 году Гасфорд попросился в отставку по состоянию здоровья и покинул Омск. В Петербурге ему было присвоено звание члена Государственного совета. Умер Гасфорд 5 мая 1874 года. Надежда Николаевна пережила мужа только на два с половиной года и умерла в конце декабря 1876 года. Похоронены супруги Гасфорд на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.

Память о Гасфорде
Память о  Гасфорде долго сохранялась сибиряками. В память его управления краем в Тобольской гимназии учреждены три стипендии. Именем Густава Христиановича была названа улица в центре города. Когда большевики желали уничтожить память о дореволюционных руководителях края, её переименовали в Карла Либкнехта. А вот станция Густафьево сохранила своё название.. А на самом деле переселенцы из Воронежской и Черниговской губерний в 1852 году назвали деревню в честь Гасфорда. Восстановлено на табличках, как и в прошлом веке, неофициальное название центральной улицы Омска — Любинский проспект (по документам прежде — Чернавинский, ныне улица Ленина).. В конце XX века о семье Гасфордов в Омске вспомнили вновь, коллектив скульпторов, создали на углу Любинского проспекта и бывшей Гасфордовской скульптурную композицию, сделанную в виде скамьи: на одной стороне ее сидит Любовь Фёдоровна, вторая жена Гасфорда, а на другой край может присесть любой желающий. Люба стала олицетворением юности, женственности и благородства. Есть и по сей день перевал Гасфорда на Тянь-Шане по пути из Алма-Аты в Капал. Портрет Густава Христиановича находится в военной галерее Эрмитажа, а другой — в галерее губернаторов правительства