Золотая мина - 29. 03. 2019

Ворон Николай
ЗОЛОТО И КРИЗИС

Уже много сказано о близости глобального кризиса, который будет иметь все признаки системного кризиса. Этому посвящена моя книга «О цивилизационных циклах (Портал «Проза.ру» - Ворон Николай). Как сказали бы приверженцы марксистской экономической теории, кризис является переломом в наращивании потребления товаров и услуг индустриальным обществом расширенного воспроизводства, ибо капиталистическая экономика стала глобальной, и резервы расширения заканчиваются. За этим виден и ступор увеличения потребностей в энергии ископаемых углеводородов (угля, нефти, газа), давно упершихся в «пределы роста» по запасам и экологии:
- Это перелом в восхождении технологического уклада эпохи капитализма. Он уже исчерпал потенциал создания нового небывалого продукта.
- Это перелом в извлечении «богатства из ничего» за счет ссудного процента на кредит, в связи с уходом денег из реальной экономики в финансовые пузыри и накопления безвозвратных долгов.
- Это слом идеологических устоев общества потребления, где смысл жизни людей ограничен наращиванием материальных благ (сытостью и комфортом тела) - деньги стали кумиром, восторг души подавлен тоской (под этим я бы подписался).

Если говорить о видимом содержании последнего кризиса 2008-2015 годов, то оно сводилось к тому, что в 2008 году закончилась 36-ти летняя «эпоха Уолл-Стрита» (1972-2008) Американского цикла накопления капитала в ХХ веке. Это была фаза финансовой экспансии с переизбытком денег, где деньги делались из денег, минуя спрос и материальное производство.

Ныне через кризис (фаза финишных потрясений 2020 года) мир вновь вступает в фазу материального рывка на базе очередного шестого технологического уклада нанотехнологий (название условно), который уже складывается к 2020 году - теперь уже Азиатского цикла накопления. В нем новый мировой порядок будет отличаться глобальной экономической взаимозависимостью стран и народов. Однако это будет уже не насаждением США единообразия рынка («Вашингтонский консенсус») с диктатом доллара, но взаимосвязью 8-12 макрорегионов (валютных зон) с сохранением в их экономиках цивилизационных различий. Главным ресурсом экономики станет не энергия углеводородов (с трудом в качестве придатка машины), но сам человек, как генератор и носитель информации, с его способностями творить и внедрять новое, навыками высококачественного производства и умением трудится.
 
Итак, текущий кризис связан со сменой Американского цикла накопления капитала на Азиатский цикл накопления – наши личные потери при этом есть лишь мелкие эпизоды большого глобального процесса. Итогом разрешения отмеченных противоречий и будет к 2021 году переход человечества через постиндустриальный барьер. Он сметет всю систему власти и элиты в странах проигравшей стороны. И по окончании этого глобального кризиса будет обеспечен новый мировой порядок. На место глобалистов к управлению делами «мира сего» естественным ходом вещей, наконец-то, придут «интернационалисты». Стоит разобраться в том, кто они такие, и на чем базируется их мощь.

Без подробностей можно сказать, что за этим сегодня стоит союз Китая с британскими Виндзорами и Ротшильдами. Этот союз был создан еще в 1997 году, когда Британская корона, логически необъяснимым образом, передала под китайскую юрисдикцию Гонконг - свой расчетно-кассовый центр в Юго-Восточной Азии. Затем в финансовое обеспечение этого союза под защиту совокупной мощи Китая по скромным оценкам было сконцентрировано примерно 30 000 тонн металлического золота, а на Тайвань вернулось китайское золото из залога Бреттон-Вудса. Понятно, что за этими действиями Британии и «еврейского интернационала» стояли их трезвый расчет и твердое убеждение о том, кто в ближайшее время станет главным в мире. Золото подконтрольное Ротшильдам свезли в Гонконг. Сама же КНР вышла на одно из первых мест в мире по добыче и скупке желтого металла.

Удивительные вещи происходят на наших глазах. Представленная выше информация не является секретной, но о ней мало кто знает. Абсолютное большинство людей убеждены в непоколебимости доллара в финансовой сфере, и почти никто не видит, что уже двадцать лет назад было сделано то, что его неизбежно похоронит.

Мне довелось с группой сибирских инвестиционных менеджеров в феврале 1998 года побывать в Гонконге с целью ознакомления с финансовыми последствиями его  объединения с континентальным Китаем. Я помню некоторую растерянность английских финансистов от непонимания происходящих процессов и на гонконгской бирже, и в ведущих банках, и в инвестиционных компаниях – у нас тогда было немало таких встреч. Зато во время нашего повторного посещения Гонконга весной 2001 года от этой растерянности не осталось и следа – все работало как часы.
 
К чему же мы пришли за 20 лет? Интересно, это кто-нибудь из тех, кто держит деньги только в долларах, знает об этом?

Поговорим о золоте подробней

Очевидным продолжением тогдашних процессов стала покупка Гонконгскими биржами (читай – Китаем и Ротшильдами) Лондонской биржи металлов (LME) в 2012 году, кстати, никем не замеченная. За этим стояло их стремление влиять, прежде всего, на торговлю золотом. Дополнительной причиной покупки LME было получение складов и обеспечение свободного потока металлов (не только золота) в восточные точки. Это также дало им контроль над тем, какие типы и виды фьючерсных контрактов могут быть проданы на этих биржах. Запад с этой даты (2012 год) больше не контролирует эту очень важную часть котировок, а также цепочки поставок драгоценных и промышленных металлов.

В то же время Шанхайская биржа золота (SGE) является самой крупной в мире биржей по торговле физическим драгметаллом. Она была основана в 2002 году, кстати, сразу после исторического объединения Китая и Гонконга. Всё физическое золото на территории Китая проходит через эту биржу. Так, согласно статистике в 2016 году объём торгов там составил 24.338 тонн - рост на 43% по сравнению с 2015 годом. При этом поставки физического золота с биржи составили 1970 тонн, что может показаться мало на фоне общих объёмов торгов, но нужно понимать, что это физический драгметалл, а не бумажные контракты - золото реально покидает хранилище SGE и перемещается к своему покупателю.

Если сравнивать с рынком золота в Лондоне, то там ежедневно торгуется 6500 тонн «бумажного» золота и никаких поставок практически не производится. Это ещё раз подтверждает наличие в Лондоне системы частичного резервирования, где физические поставки минимальны, а большую часть торговли занимает продажа прав на владение. По этой причине биржа золота в Шанхае на формирование мировых цен на золото не оказывает особого влияния. Она лишь берёт за основу уже готовую мировую цену, которая определяется в Лондоне и Нью-Йорке – это имеет большой смысл для поддержания минимальных текущих цен на золото для покупателей.

Нужно подчеркнуть, что рынок золота в Китае очень закрытый - здесь нет свободы перемещения золота за его пределы. Тем не менее, физические поставки жёлтого драгметалла являются в Шанхае нормой, а не исключением, как в Лондоне. SGE располагает сетью из 61 хранилища золота в 35 городах Китая. Если наступит момент, когда мировая цена золота будет определяться не «бумажными» транзакциями, а физическими поставками, то Шанхай, несомненно, станет центром мировой торговли жёлтым драгметаллом.

Теперь мы видим следующую эволюцию власти владения лондонской биржей. Во-первых, после успешного запуска фьючерсного контракта на золото в юанях в Шанхае в 2017 году, LME (Лондонская биржа металлов) теперь тоже готовится выпустить ряд фьючерсов на металлы в юанях. Во-вторых, когда Китай купил LME, он был уже в состоянии ограничить цены на золото и расширить рынок золотого «медведя» за последние шесть лет, в то время как он и его стратегические партнеры, а именно Россия, накопили огромное количество самого важного металла в мире. Китайское право собственности на LME не являлось проблемой до самого последнего времени - до первой торговли золотом в юанях.

Мы все, затаив дыхание, были сосредоточены на том, насколько сильным был так называемый фьючерсный контракт на нефть в юанях («нефтеюань») для Шанхайской биржи. Он захватил более 12% общего рынка фьючерсов на нефть всего за два месяца. Это невероятно. Это говорит нам, что был существенный спрос на этот продукт, потому что многие в мире устали подвергаться риску покупки нефти в долларах США. Более того, чем успешнее контракт, тем более воинственной становится внешнеполитическая риторика администрации Трампа о торговле и о санкциях. Есть причина, по которой этот шум идет от Администрации Трампа по торговле и тарифам именно сейчас. Такие вещи, как контракты по нефти и металлам в юанях, больные развивающиеся рынки, введение криптовалют (Венесуэла и теперь Аргентина с Турцией), союзники по НАТО, вставшие на сторону Ирана (Турция, ЕС), угрожают упразднить все, что пытается сделать Трамп.

Итак, почему новая торговля металлами в юанях на LME такое большое событие:
- Это устраняет еще один важный источник долларового спроса на мировом финансовом рынке.
- Это создает больший спрос на юань, который будет питать потребность Китая в расширении денежной массы.
- Это помогает странам обойти санкции, устраняя необходимость хеджирования в долларах для торговли с Китаем.
- Это предоставляет Европе и России новый способ избежать роста тарифов и противостоять санкциям.
- Это изолирует развивающиеся рынки от потенциального всплеска доллара США, поскольку Китай позволит юаню упасть по отношению к доллару, сохраняя при этом свой общий реальный эффективный обменный курс относительно стабильным.
- Это огромная помощь компаниям развивающихся рынков с большими долларовыми обязательствами. Это катализаторы, чтобы полностью встряхнуть мир. Они будут лучше справляться с кризисом ликвидности в долларах, разделяя управление цепочкой поставок для покупки металлов в заработанных юанях, используя доллары, заработанные для обслуживания долларового долга.

С этими стратегическими приобретениями и движениями Китай может реагировать на массовый кризис ликвидности в долларах, и он может создать альтернативу, чтобы не допустить краха мировой торговли. И если он собирается подняться, чтобы бросить вызов однополярному миру США, он не может этого допустить. Свободный поток стратегических сырьевых металлов в условиях высоких тарифов в США является средством обеспечения этого. Причина, по которой контракт в «нефтеюанях»  был настолько успешным, заключается в том, что Китай предоставил трейдерам прямой путь к конвертируемости полученных юаней в золото. Однако эта конвертируемость ничего не стоила бы, если бы у Китая не было постоянного источника золота, поступающего через LME.

Теперь давайте приведем Европу, Россию и остальной мир в эту область, чтобы координировать атаки на доминирование США на глобальных финансовых рынках. Все это связано с молчаливой финансовой поддержкой Китая этих стран, на которые в настоящее время нападают американские брокеры через торговую политику финансовых рынков. По мере того, как эти страны переживут худшие из этих атак, по мере того, как краткосрочные кризисы исчезнут, эти рынки будут приспосабливаться к другому ландшафту.

Золотая мина – 29.03.2019

Многие знают, что несколько десятилетий назад золото из денежного металла было разжаловано в обычный биржевой товар. Золотой стандарт фактически прекратил существование 15 августа 1971 года, когда Ричард Никсон объявил, что казначейство США прекращает размен «зелёных» на жёлтый металл. Оборвалась нить, связывавшая золото с миром денег. Юридически тогда были отменены решения Бреттон-Вудской конференции 1944 года, когда доллар и золото были объявлены международными деньгами, а американское казначейство должно было обеспечивать свободный размен долларов на золото.

С тех пор единственной мировой валютой остаётся доллар США, а золото превращается в биржевой товар, как например нефть, пшеница, кофе. После этого использование золота в международных расчётах почти прекратилось. Правда, удивляло поведение Центробанков и Минфинов мира, которые в своих резервах продолжали держать вроде бы бесполезное золото. Те же Соединённые Штаты почему-то продолжали сохранять в своих международных резервах более 8 тысяч тонн золота.

Мир прожил без золота как денег более четырёх десятков лет. Кое-кто понимал, однако, что мир золота имеет внешнюю, видимую сторону и другую, теневую сторону, о которой знают немногие. На той, другой стороне шли постоянные манипуляции с жёлтым металлом. Манипуляции преследовали как частные интересы отдельных игроков, так и стратегические цели хозяев денег – главных акционеров Федеральной резервной системы США. Главной их целью было поддержание низкой цены на золото. Без её «придавливания» невозможно гарантировать гегемонию доллара США в мире – чем выше цена на драгоценный металл, тем слабее становился доллар. Серьёзные финансисты понимают простую истину: кто контролирует золото, тот контролирует мировую валютно-финансовую систему. В истории золота и международных финансов за последние четыре десятка лет было несколько знаковых событий, и одно из них должно произойти через несколько дней. Стоит обратить на него внимание. Речь идёт об очередном этапе внедрения в жизнь «Базеля-3». Что это такое?
 
Неформальным центром управления мировой банковской системой является Банк международных расчётов (БМР) в Базеле (Швейцария). Это своеобразный клуб Центральных банков. При БМР имеется Комитет по банковскому надзору (КБН) – организация, разрабатывающая единые стандарты и методики регулирования банковской деятельности. Первый важный документ, родившийся в недрах КБН, получил название «Базель-1» (1988 год). Затем появился другой документ «Базель-2» (2004 год). Полное его название - «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы». Наконец, в 2010-2011 годах был утвержден документ «Базель-3». Его рождение стало реакцией на глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов, который продемонстрировал, что должная устойчивость банков не обеспечивается. «Базель-3» повышал требования к достаточности собственного капитала банков и определял, что считать собственным капиталом и как его оценивать. Сейчас в банковском мире идет внедрение в жизнь рекомендаций этого документа, и 29 марта 2019 года он вступит в финальную фазу. С этого дня изменится статус золота, как части собственного капитала банков.

По правилам КБН капитал банков делится на три категории:
- высшая категория капитала - деньги (валюта) в наличной и безналичной форме;
- далее идут казначейские бумаги с высшими рейтинговыми оценками (в первую очередь казначейские облигации США);
- в низшей категории находилось золото, которое рассматривалось как подобие денег.

Расчёт собственного капитала банками осуществлялся исходя из оценки имеющегося у банка золота в размере 50% его рыночной стоимости. Естественно, что при такой дискриминации золота у банков не было особого желания накапливать драгоценный металл. Так вот, с 29 марта 2019 года банкам разрешено учитывать золото в составе собственного капитала по 100-процентной цене. Золото переходит из третьей в первую категорию. Это означает, что с этой даты золото опять становится полноценными деньгами – как доллар, евро или британский фунт. Внешне всё, возможно, будет выглядеть так же, как и раньше, но всё равно «золотая мина» должна будет взорваться.
 
Примечательно, что после принятия «Базеля-3» (2011) Центробанки прекратили продавать жёлтый металл. Больше того, они стали ярко выраженными покупателями золота. В 2018 году Центробанки всего мира нарастили свои официальные запасы золота на 651,5 тонну – это крупнейший показатель с 1971 года, когда был отменён золотой стандарт. И это на 74% больше, чем в 2017 году (374,8 тонны) - данные Всемирного совета по золоту.

Банк России с огромным отрывом стал крупнейшим покупателем золота в 2018 году. Его золотой запас увеличился на рекордные 274,3 тонны, это 42% всех прошлогодних закупок золота Центробанками мира. На втором месте по закупкам золота – Центробанк Турции (+51,5 т), на третьем – Центробанк Казахстана (+50,6 т). Среди ведущих покупателей по итогам прошлого года числятся Индия (+40,5 т), Польша (+25,7 т), Монголия (+22 т). Польша в прошлом году стала первой страной Евросоюза с 1998 года, купившей золото в резервы. Всех удивил также Центробанк Венгрии, который не покупал золото с 1986 года, а в октябре прошлого года неожиданно увеличил свой золотой запас в десять раз – с 3,1 тонны до 31,5 тонны.

Впрочем, картина закупок золота Центробанками, представленная в отчёте Всемирного совета по золоту, не вполне точная. Согласно экспертным оценкам, в последние годы крупнейшим покупателем жёлтого металла на мировом рынке среди Центробанков наряду с Банком России является Народный банк Китая (НБК). Однако данные о наращивании китайским Центробанком золотого резерва скрыты, лишь иногда статистика НБК фиксирует некоторые приросты золотых запасов.
 
По состоянию на февраль 2019 года ведущими странами по величине золотых резервов, согласно официальным данным, являются (тонн): США – 8.133,5; Германия – 3.369,7; Италия – 2.451,8; Франция – 2.436,0; Россия – 2.119,2; Китай – 1.864,3; Швейцария – 1.040,0.

И вот что интересно: при явно растущем спросе на золото цена на него на мировом рынке упала в прошлом году примерно на 5%. Дело в том, что игроки, делающие ставку на значительное наращивание своих золотых резервов, давно проводят политику искусственного подавления цены на золото. Возник и процветает рынок «бумажного золота», обороты на котором многократно превышают обороты на рынке физического металла. С помощью наращивания предложения «бумажного золота» и удаётся покупать физический металл по дешёвке. Однако это до поры до времени. В какой-то момент маятник пойдёт в обратную сторону, и начнётся стремительный рост цен на жёлтый металл.
 
Естественно, все хотят успеть затовариться золотом до того, как это произойдёт. На фоне «воскресшего» золота другие финансовые инструменты будут выглядеть неважно. Активы и «портфели» участников мировых финансовых рынков будут менять свою структуру в пользу жёлтого металла за счёт сокращения позиций таких инструментов, как долговые и долевые ценные бумаги. Спекулянты, у которых нет доступа к печатному станку, будут стремиться прикупить золото за счёт денег, которые они выручат от продажи государственных и корпоративных облигаций, а также акций. Мир сегодня находится на грани глобального финансового кризиса, а его спусковым крючком может стать вступление в силу «золотого правила» «Базеля-3». Возможно, для тех, кто выживет в кризисе, золото вновь займёт свое законное место в мире денег.
P.S. Есть подозрение, что «золотое правило» в документ «Базель-3» удалось включить благодаря усилиям клана Ротшильдов, которые на протяжении двух веков очень серьёзно занимаются золотом и умеют управлять рынком этого металла. Через внедрение «золотого правила» они рассчитывают укрепить свои пошатнувшиеся позиции - демонетизация золота в 1970-е годы ослабила их влияние на международные финансы.

25 марта 2019 года