Роботомахия

Сергей Александрийский
    "Как и любая иная, технологическая революция начинает пожирать своих детей" Люк Яхве


... Робототехника высвобождает человеческий потенциал для трансформации среды. КПД существования неизмеримо повышается из низкого старта традиции. Но не всё так гладко. Именно в экспоненте развития таится угроза.
    Можно, конечно, при мытье посуды в тазике с холодной водой думать о великом, теряя время на его осуществление, но в сенсорно-моторных актах есть своя медитативная прелесть. Быт неотъемлемая часть бытия. Человеку важны "полезные ненужности", мелкий автоматизм существования в качестве растормаживающего фактора. Освободи человека от этой рутины, ещё не известно, чем он себя займёт.
    Говорят, бобры постоянно что-то грызут, чтобы не погибнуть от проросших в голову резцов. Человек смыслообразующее существо, ему чем-то надо занять свой беспокойный ум из похожих соображений. Ажурно обгрызать кости абсурда его прямое назначение. Убери экзистенциальный запрос, человек попросту станет бобром. То есть природным автоматом. Сходным образом в иной крайности, высвободившийся из природных оков, рискует превратиться в робота.
    Скрытая цель человечества не сделать мир услужливой машиной, а вернуться в блаженство материнской утробы размером со вселенную. Постчеловек будет удовлетворять сферу инстинктов через виртуал, в "базовой реальности" пользуясь исключительно рацио. Не исключено, что генная кастрация инстинктов наряду с органопластикой станет новым селективным трендом по окончательному разрыву с человеческим. Опасность будет исходить не от роботов, а от такого рода существ, преодолевших архетипический барьер дегуманизацией. Вот тогда "натуральные люди" будут содержаться на фермах в достаточно комфортных условиях ради "психо-ментального мяса" для золотого и позолоченного миллиарда. Как известно, не было хуже садиста, чем чёрный работорговец.
    В "Розе мира" Д.Андреева описана цивилизация игв, живущих на внутренней сфере земли, чья история развивалась подобным образом. Наш мир для них и есть такая ферма, где направляют мотивы наших действий в полезном для них русле. Мы для них просто собаки Павлова, фистульной слюной которых они сдабривают пресные блюда своей экзистенции.
    А потом самые догадливые сокрушаются: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех."
    Возжелав стать богами, не стать бы бесами.
    Думаю, это исторически неизбежно. Человек обречён на ИИ-конвергенцию -- запрос из зала. Традиция кокон, из которого должна появится бабочка Джуанцзы. Вначале страшно, а потом как в "Носороге" Ионеско. Антропная трагедия обратиться в онтологическую пародию на метафизический фарс.
    Проще -- игру Духа в историю людей.