Побег

Вера Коваль
                Побег


          Ира закончила 7 классов в школе-интернате и не знала о том, что это было её последнее лето пребывания здесь. Старшеклассников – 7-10 классов – отправляли на производственную практику в Горностаевку. Это был подшефный совхоз. Условие такое – мы – помогаем на прополке и уборке урожая – они нам – фрукты и овощи. В начале июня детей отправляли на прополку подсолнечника и кукурузы. Жили в бывших конюшнях, спали на полу на матрасах. Стоял запах лошадей и навоза. Конюшню, т.е. «спальню» разделили пополам листами ДСП до потолка для девочек и мальчиков. Кормили на улице на сбитых дощатых столах. Утром – завтрак, затем на поле с цапкой в руках. Ряды – конца не видать. Сначала пололи только траву, а когда уже спина не разгибалась, то шло в ход всё подряд. Не видели, где трава, где ростки кукурузы. Сцапывали всё, что попадалось под цапку. До обеда на солнце, пить хочется, в туалет – также, а некуда. Голое поле.Одна бочка с водой на открытом солнце, где вода нагревалась почти до + 40 и две железные кружки, привязанные цепочкой к бочке, чтобы не стащили. Хорошо, что мальчишек ставили на рядки отдельно, на другое поле. Обедать шли по зову: – Обедать! кричали всем, передавая долгожданный зов. После обеда – час на отдых и снова в поле до 5 часов вечера.
          Через несколько дней появились мозоли на руках. Они лопались и болели. Кто не мог работать цапкой, заставляли работать руками – выдёргивать траву. Бинты пачкались и съезжали с рук. Что делать? Вечером стали решать, как «смыться» втихаря. Группа из 12 человек, в том числе и Ира, якобы после ужина пошли погулять, а сами ушли, чтобы не вернуться. Девчонки не знали, насколько это далеко. Туда их привезли на автобусе, а обратно надо было идти пешком. Денег на билет ни у кого не было.
          Через поле вышли на трассу, по которой ехали автобусы и машины в Керчь. Сначала шли смеялись, шутили, а когда начали уставать, было уже не до смеха. Машины, автобусы ехали, обгоняли, сигналили, но никто не остановился и не предложил подвезти. Интернатовские дети всегда отличались своей внешностью и не ухоженностью.
          И вот, когда силы были уже на исходе, а идти было ещё порядком, сзади откуда-то появилась бричка с одной лошадью и мужиком на ней.
Бричка догнала и остановилась.
          – Девчата, а куда это вы собрались? Вижу, устали вы – поинтересовался пожилой мужик.
          – Дяденька, подвезите нас, пожалуйста. Мы очень устали и пить хотим. Мы интернатовские, сбежали от прополки. Там много работать надо, а у нас все руки в мозолях. А идём домой, в школу – наперебой жаловались девчата.
          – Бедные девчата. Вижу, что устали. Ну, садитесь, так и быть – подвезу – сжалился мужчина.
          Девчонки, как будто ждали приглашения проехать, попрыгали в бричку. Лошадь медленно, но уверенно пошла вперёд, в сторону Керчи. Сначала все от усталости молчали, а потом разговорились.
          – Вот еды у меняя никакой нет, а то бы угостил. По совхозным делам в город еду. До темна должен вернуться назад. А как вы попадёте в школу?
          – Да мы, дедушка, все ходы и выходы знаем. Лазейку найдём.
           Бричку трясло на ухабах. Обгоняли машины, иногда сигналили. Даже кричали деду.
          – Дед! Ты где это столько рыбок наловил? И куда их везёшь?
          Дед от удовольствия улыбался и молчал. Наконец-то доехали до чкаловского моста.
          – Ну что, девчата, слезайте. Мне дальше в город, а вам в Аршинцево. Немного отдохнули, а дальше ножками топайте. Уже недалеко осталось. Будьте здоровы и не сбегайте больше.
          – Дедушка, спасибо, что подвезли – почти хором благодарили девчата мужика.
          Девочки попрыгали с брички, помахали извозчику и пошли по дороге в Аршинцево. Уже смеркалось, когда девчата добрались до школы. Сразу пошли на кухню просить что-нибудь поесть, но кухня была закрыта. Что делать? Девочки проголодались, а еды никакой. На территории школы был подвал, где хранились овощи и фрукты. Он был покрыт черепицей. Кто-то предложил разобрать черепицу. Им это удалось. Но там темно, как быть? Интернатовские дети всегда находили выход из любого безвыходного положения. Таня сама вызвалась полезть в подвал и полезла в образовавшееся отверстие, а остальные остались ждать сверху. Она знала, где что находится, так как несколько раз была в подвале, помогала на кухне. Таня в темноте нашла картошку, свеклу и морковь. Она передавала овощи Кате, сидевшей наверху.
          – Картошку не бери. Щупай, что в ящиках лежит. Может яблоки найдёшь? Ну, ладно, хватит, а то объедимся. Жаль, яблок нету – остановила Таню Катя.
          Таня собрала в темноте ящики, поставила их друг на друга, чтобы легче было вылезти из подвала. Подруги взяли её за руки и вытащили из хранилища.
          Девчонки спустились с подвала и всей гурьбой отправились в спальню через окно первого этажа. Это «дежурное» окно почти всегда было открыто на всякий «пожарный случай». Если воспитатели закрывали это окно, то кто-то, всё равно открывал, поднимая шпингалет. Слабых детей не брали на полевые работы, и они всегда знали, что каждый вечер надо было проверять, чтобы шпингалет был поднят вверх. Этот закон передавался из года в год. Мало ли кто может где-то загулять и вернуться после отбоя, особенно старшеклассники, которые уже вовсю гуляли до поздна, а дежурный воспитатель спал мирным сном.
          В умывальнике вымыли морковь и начали хрустеть ею, вспоминая и хохоча свои проделки. Столько приключений за один день. Такого давно не было. Девчонки  вымыли ноги и улеглись в свои кровати уставшие, но довольные, не думая о завтрашнем дне, ведь беззаботное детство скоро закончится.