Очень выгодная сделка

Валерий Малыхин
     В начале января 1989 года собрался ехать в Москву, чтобы потом махнуть в Голландию. Это была первая капиталистическая страна, которую мне предстояло посетить. На тот момент доллар равнялся 70 копейкам, на год можно было поменять 700 долларов при наличии загранпаспорта и официального приглашения. В Москве в банке поменял валюту: получилось 1400 гульденов. Считал себя богатым человеком, ведь предстояла поездка в Нидерланды на 10 дней.

     Перед этим у меня были проблемы с деньгами. Мой приятель Коля Нарезкин, студент иняза нашего педагогического института решил выручить меня. Он одолжил мне 1000 рублей. Это были хорошие деньги при этом курсе доллара. Авиабилет из Красноярска до Москвы стоил 109 рублей. Я планировал в Голландии купить что-нибудь из видеотехники, чтобы окупить поездку и ещё остаться в плюсе. Тогда я работал в краевом Дворце пионеров педагогом дополнительного образования: преподавал детям язык Эсперанто.

     Надо сказать, что в страну тюльпанов и мельниц съездил удачно. Об этом уже писал в своём рассказе «Зарисовки: Нидерланды».

     В Бельгии купил видеомагнитофон за 1000 гульденов. Потребовалось время, чтобы его продать. В этом мне помог Ковтун Виктор Петрович, руководитель фото-службы краевого Дворца пионеров.

     И вот я встретился с Колей Нарезкиным, чтобы отдать ему долг. Он сделал мне экономически выгодное предложение, от которого не смог отказаться. Если я организую для Николая частное приглашение в США, то мой долг аннулируется.

     В то время не было ещё электронной почты. Приходилось писать обычные письма, отправлять в конвертах авиа, а потом ждать ответа. Тогда переписывался с американским эсперантистом по имени Марк Шартье из Массачусетса. В письме объяснил, что частное приглашение Нарезкину необходимо для формального въезда в США. Марк не будет нести материальных затрат при этом, а Коля, скорее всего, даже не встретится с ним. Мне удалось убедить господина Шартье сделать это. Ведь эсперантисты всегда помогают друг другу.

     Месяца через три получил из Америки частное приглашение для Николая. Моя миссия была выполнена, мой долг аннулирован, что и требовалось доказать. Был рад, что выгодная сделка удалась.

     На следующий год Нарезкин попадает в США, живёт и работает там долгие годы. Он окончательно возвращается в Россию в 2007 году автором очень эффективного метода преподавания иностранных языков, пишет несколько книг.

     Весной 2018 года благодаря социальной сети «vkontakte», узнал, что Николай уже давно живёт в моём городе. Мы созвонились и встретились. Николай Нарезкин – писатель, переводчик, преподаватель иностранных языков. При встрече подарил мне несколько своих книг и обучающие диски «Американский английский» и «Немецкий язык». Я всем рекомендую Колю, как отличного и эффективного преподавателя иностранных языков.

     Вот так получилось, что благодаря моим зарубежным связям этот достойный человек попал в США и реализовал свою мечту. О той выгодной сделке мы вспоминали с улыбкой.