470 Боевое патрулирование ПЛ 15 сентября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

470. Боевое патрулирование ПЛ. 15 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Суббота 15 сентября 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане у юго-западной границы морского района "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap) недалеко от мифического острова Роколл (англ. Rockall, географические координаты: 57°35;48; с. ш. 13°41;19; з. д. (57.596667°, -13.688611°), принадлежность острова оспаривают между собой Великобритания, Ирландия, Дания (Фарерские острова) и Исландия. Дневная температура: мин.: 9.2°C тепла; средняя: 10.7°C тепла; макс.: 12.0°C тепла. Эффективная температура (температура самоощущения человека) 7.8°C. Ветер умеренный (4 балла) дует со скоростью 6 м/с (21,6 км/ч). Волнение в океане умеренное (4 балла). Волны удлинённые, хорошо выраженные. пенные белые барашки на многих гребнях ветровых волн. Высота волн 1-1,5 м, длина - 15 м. Осадков нет. 15 сентября 1973 года солнце в точке острова Роколл взошло по местному времени в 08:34, а зашло в 21:26. День длился 12 часов 52 минуты.

В начале книги "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепый" в новелле "Зона боевых действий и противолодочной борьбы США-НАТО и СССР-России в Северной Атлантике" автор опубликовал карту-схему противолодочных рубежей в Северной Атлантике (Источники данных: Противостояние НАТО и СССР в Атлантике. Операция "Апорт". Часть 1. http://www.nauka-tehnika.com.ua/; Розин Александр. Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море. http://alerozin.narod.ru/oktovr.htm). Теперь пришло время поведать об организации боевого патрулирования советских подводных стратегических ракетоносцев в указанных на данной карте морских районах Северо-Восточной и Северной Атлантики, о преодолении советскими АПЛ и ДЭПЛ противолодочных рубежей ВМС США-НАТО.

Тактика ВМФ СССР по применению подводных лодок и крейсеров с межконтинентальными баллистическими ракетами морского базирования диктовалась техническими параметрами этих ракет, сложностью их приготовления к боевому пуску и дальностью их полёта до целей. Следовательно, если дальность полёта баллистической ядерной ракеты составляла около 2400 км, то с учётом гарантий пуска и "запаса" по дальности подводная лодка-ракетоноситель должна была быть не далее 2000 км от побережья той страны, на которой были соответствующие цели для этих ракет. Естественно, что "вероятный противник" не захочет и не допустит, чтобы вражеские подводные лодки с баллистическими ракетами приближались на дистанцию гарантированного пуска ракет, он будет обустраивать свои противолодочные рубежи, так появились позиционные морские районы противолодочной обороны ВМС США-НАТО в северо-восточной части Атлантического океана между Гренландией и Исландией на севере и знаменитый " Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap) состоящих из двух последовательных морских районов - перед Фарерскими островами (между Исландией и Шетландскими островами) и позади Фарерских островов - тот самый морской район "корыта Роколл" (the Rockall Trough), в котором в сентябре 1973 года находился БПК "Свирепый".

На опубликованном варианте Схемы построения противолодочных рубежей на Атлантике обоснованно представлены места (районы) размещения противолодочных сил ВМС США-НАТО, противодействующие аналогичным силам ВМФ СССР. Так, например, ещё на крайнем севере Атлантики, на "повороте" Скандинавского полуострова, на траверзе (перпендикуляре) двух недалеко друг от друга расположенных авиабаз НАТО в Бардуфоссе (Бардуфосс, Мольселль, Тромс, Норвегия) и Банаке (Лакселль Луфтхавн Банак, Порсангер, Финнмарк, Норвегия), на границе Норвежского и Баренцева морей располагается передовой морской район противолодочной обороны ВМС США-НАТО, где несут патрульную службу американские и натовские ПЛ и патрульные самолёты. Южнее на траверзе ВМБ и ВВБ в городе Буде (Нордланн, Норвегия) в Норвежском море на постоянной основе находятся на сторожевой противолодочной службе боевые корабли АМС НАТО (ПОС НАТО). На схеме острие ПОС НАТО нацелено на север, навстречу нашим кораблям и подводным лодкам ВМФ СССР.

Воздушную акваторию между Северной Норвегией и островом Ян-Майен (севернее Исландии) патрулируют натовские противолодочные самолёты. Отсюда же, из Буде, взлетают патрульные самолёты дальней зоны и летят в центр Северной Атлантики, барражируя над открытым океаном в морских районах патрулирования других военно-морских сил США-НАТО - КПУГ то есть корабельных поисково-ударных групп. КПУГ ВМС США-НАТО формируются и выходят в море не на постоянной основе, а по мере необходимости, например, обострения международных отношений в мире, между США и СССР, НАТО и странами-участницами Варшавского договора.

Между Гренландией и Исландией находятся два противолодочных морских района северного рубежа противолодочной обороны ВМС США. Воздушное пространство над морем в этом районе патрулируют противолодочные самолёты, взлетающие с авиабазы в городе Кефлавик (Гюдльбрингю, Исландия). Здесь уже находятся на боевом дежурстве патрульные противолодочные корабли ВМС США и Канады, установлены подводные средства системы СОСУС (SOSUS - SOund SUrveillance System, Звуковая Система Наблюдения) - американской гидроакустической противолодочной системы обнаружения и опознавания подводных лодок. На востоке Исландии также стоят подводные средства системы СОСУС, такое же оборудование размещено на огромном пространстве дня Фареро-Исландского рубежа, в котором также находятся патрульные противолодочные корабли ВМС США и НАТО, маршруты и трассы патрулирования противолодочных самолётов ВМС США-НАТО.

"Заднюю линию" Фареро-Исландского рубежа противолодочной обороны ВМС США-НАТО патрулируют самолёты дальней авиации, взлетающие с аэродрома Сола (Мёре ог Ромсдаль, Норвегия). В Северном море на рубеже между Шетландскими островами и Норвегией на противолодочную БС (боевую службу) по тревоге выходят корабли НАТО. Кроме этого, северный шельф Британских островов также оборудован подводными средствами системы СОСУС.

Весь Центральный район Северо-Восточной Атлантики (Исландско-Гренландский рубеж и Фареро-Исландский рубеж) находятся в зоне ответственности, прежде всего, ВМС США. Поэтому здесь всё время летают патрульные самолёты, ходят противолодочные корабли, работают средства дальнего и ближнего обнаружения подводных лодок. Однако эта часть Северо-Восточной Атлантики настолько огромна и его гидрологические условия и подводные ландшафты настолько переменчивы, что советские подводные лодки (АПЛ и ДЭПЛ) с успехом преодолевают все хитросплетения американских противолодочных систем, спутникового и воздушного слежения, надводного и подводного противолодочного патрулирования.

Мне остаётся сообщить, что позади Фареро-Исландского рубежа, в котором есть три района ответственности ВМС США-НАТО, располагается ещё "третий эшелон" или "третья линия противолодочной обороны" - как раз в морском районе "корыта Роколл" (the Rockall Trough). На всякий случай эту часть Северо-Восточной Атлантики, которая теперь открывается на всю ширину оперативного простора центральной части Атлантического океана, патрулируют тяжёлые дальние противолодочные самолёты разведчики-бомбардировщики-торпедоносцы ВМС Великобритании. Они взлетают с базы аэродрома Кинлосс (Морей, Великобритания) и, выполнив обзорный полёт поперёк океана, возвращаются на аэродром в городе Плимут (Сити-оф-Плимут, Великобритания).

Существенным средством противолодочной обороны ВМС США-НАТО являются так называемые "авиационно-многоцелевые группы" (АМГ), состоящие из ударных авианосцев, противолодочных и ракетных подводных лодок, противолодочных кораблей, естественно, противолодочной палубной авиации и судов обеспечения. Все эти сила постоянно или периодически несут боевую службу в указанных морских районах и на противолодочных рубежах и, кажется, что против таких сил и "мышь не проскочит", но... Атлантический океан поистине огромен, а условия распространения звука в воде, особенно подверженной температурным скачкам и перемещениям масс воды, что все гидроакустические средства дальнего и ближнего обнаружения порой бессильны перед хитростью. ловкостью, упорством и профессионализмом подводников. Подводные лодки есть и остаются самыми скрытными и эффективными средствами тактического и стратегического вооружения.

Не секрет, что Советский Союз и страны-участницы Варшавского договора в 70-е годы XX века (да и сейчас) буквально окружены американскими и натовскими военными базами, некоторые из которых являются ударными, оснащены пусковыми установками и ракетами, способными осуществить превентивный (упреждающий) ядерный удар по самым многолюдным и стратегически важным целям на территории СССР (России). Советский Союз подобных военных баз не имеет. Был только один случай в истории, когда советские баллистические ядерные ракеты были размещены на Кубе в непосредственной близости от территории США - Карибский кризис 1962 года. Поэтому, для нейтрализации ядерной угрозы, Советский Союз вынужден применять подводные силы и средства для обеспечения паритета ядерной угрозы, для сдерживания США и НАТО от начала ядерной мировой войны.

Тактика советских подводных сил ВМФ СССР проста и технологична: глубоководные ракетные атомные подводные лодки проектов АВ-611, 629, 658, 667А должны находиться в районах боевых действий (боевой службы) в Мировом океане, при этом главным штабом ВМФ СССР и главнокомандованием ВС СССР каждому подводному ракетоносцы назначались основной и запасной районы боевой службы, боевого патрулирования и, соответственно, районы ведения боевых действий. В этих районах, в свою очередь, секретными приказами определялись места и позиции ожидания и запуска ракет (ведения огня). Так как противолодочные силы и средства нуждаются в прямом контакте, обнаружении и преследовании подводных лодок, то противолодочным кораблям, самолётам и подводным лодкам-охотникам также назначаются определённые районы ожидания, патрулирования и поиска.

Естественно, что в районах ожидания подводные лодки противника ведут себя максимально тихо и скрытно, чтобы себя не обнаружить. Когда приходит время "Ч" или приказ начать боевые действия, ПЛ переходят из районов ожидания в районы огневых, то есть стартовых позиций пуска баллистических ракет или специальных торпед. Координаты этих стартовых позиции должны соответствовать возможностям баллистических ракет по дальности и точности их полёта к цели. Поэтому командир АПЛ, получивший приказ атаковать, обязан в кратчайшее время скрытно и быстро прийти в назначенную точку огневой позиции и произвести запуск ракет. Районы ожидания и районы огневых позиций назначаются таким образом, чтобы, во-первых, обеспечить для АПЛ "возможность длительного пребывания или маневрирования при максимальной скрытности в режиме ожидания", во-вторых, "возможности быстрого и точного приведения ракетного оружия в боевую готовность и произведения пуска ракет". Как правило, замкнутый маршрут маневрирования АПЛ в районе ожидания разрабатывается так, чтобы время от времени быть поблизости от назначенной огневой позиции и не выходить за пределы дальности действия ракетного оружия.

Первые советские ракетные ПЛ и АПЛ (атомные подводные лодки) проектов АВ-611, 629 и 658 вынуждены были находиться в районах боевого патрулирования в Атлантическом и Тихом океанах, Баренцевом, Северном и Японском морях на удалении огневых позиций от целей за несколько сотен километров. Вот почему практически всё восточное побережья США оснащено "густой" сетью противолодочной системы СОСУС. Впоследствии, с момента принятия на вооружение ракетного комплекса Д-4, советские ракетные подводные лодки получили районы боевого патрулирования и огневые позиции на удалении 1400 км от целей и возможности наших ракетных ПЛ и АПЛ резко увеличились.

В начале 70-х годов XX века (1971-1972) были разработаны и созданы ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А "Навага" (Yankee I), вооружённые ракетными комплексами Д-5 с баллистическим ракетами Р-27 (SS-N-6), дальность полёта которых около 2400 км, поэтому зоны и районы боевого патрулирования этих РПКСН находились на удалении около 2000 км от побережья США. В 1973 году основная зона боевой службы (боевого патрулирования) РПКСН проекта 667А "Навага" в Атлантическом океане располагалась ещё дальше от побережья США, потому что новые ракетные комплексы Д-5У и новые ракеты Р-27У имели дальность боевого применения 3000 км. Таким образом, наши новейшие РПКСН, например, проекта 667Б "Мурена" (Delta I), вооружённая ракетным комплексом Д-9 и ракетами Р-29 (SS-N-8) с дальностью боевого применения около 8000 км вообще могли осуществлять боевые пуски ракет по любым целям из мест своего базирования на Кольском полуострове, Дальнем Востоке и Камчатке.

До 1963 года советские подводники на ракетных дизельных ПЛ только несколько раз совершили боевые походы в районы боевого патрулирования вблизи берегов США. к берегам США. После строительства атомных ПЛ (АПЛ), после 1963 года такие боевые походы на огневые позиции уже совершались систематически, а с сентября 1966 года все типы и виды советских подводных лодок (ДЭПЛ, АПЛ, РАПЛ) начали выходить на БС (боевую службу) к берегам США, постоянно сменяя друг друга. С 1973 года, когда впервые вышла на БС (боевую службу) первый подводный ракетоносный крейсер РПКСН пр.667А типа "Навага" ВМФ СССР стал реальным и равным соперником ВМС США и НАТО, теперь на БС (боевой службе) постоянно находились в боевом патрулировании 12-15 ракетоносных подводных лодок.

Впервые РПКСН пр.667А типа "Навага" вышла на первую БС в Атлантический океан в июне 1969 года. С октября 1970 года РПКСН пр.667А вышел на БС на Тихом океане. В 1970-1971 годах уже 4 РПКСН пр.667А были на боевом патрулировании: три - в Атлантике, один - на Тихом океане. С августа 1973 года, то есть непосредственно в дни, недели и месяцы боевой службы БПК "Свирепый" в Атлантике, ещё два РПКСН пр.667А вышли на БС в Гренландское море и в Тихий океан. На Северном флоте БС (боевая служба) РПКСН пр.667А обычно длилась 26-30 суток, при этом "цикл несения службы в Атлантике обычно длился 77-78 суток, включая время перехода в заданные районы, а в самих районах боевого патрулирования в Атлантическом океане подводные ракетоносцы, как правило, в течение 53 суток (данные из открытых источников). РПКСН пр.667А на Тихом океане выходили в море на БС тоже с периодичностью 29-30 суток. От 10 до 13 суток длились переходы ракетоносного крейсера в районы ожидания и боевого патрулирования, которое длилось 52-56 суток.

Трудно представить степень терпения и выдержки тех подводников, которые многие дни, недели и месяцы проводят в тесных, жарких, душных, замкнутых помещения ПЛ, в боевых постах, в стеснённых бытовых и вахтенных обстоятельствах. Дизельные ПЛ вынуждены ежедневно всплывать, чтобы подзарядить свои аккумуляторные батареи, атомные ПЛ также вынуждены регулярно всплывать, чтобы проветрить помещения, зарядить аккумуляторы дизельными генераторами, глотнуть свежего воздуха, отправить или получить радиосообщения. Однако условия обитания и ходовых вахт подводников несоизмеримо более тяжкие и суровые, чем жизнь и вахты моряка надводного корабля. Мы, личный состав экипажа БПК "Свирепый", с твёрдым и принципиальным уважением относились к нашим советским подводникам и готовы были сделать для них всё возможное и невозможное...

Фотоиллюстрация: 15.09.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Одна из возможных схем организации боевого патрулирования АПЛ ВМФ СССР и противолодочной обороны ВМС США-НАТО в Атлантическом океане. Условные обозначения на схеме: Рубка ПЛ с зигзагом - район боевого патрулирования ракетных АПЛ и противолодочных ПЛ. Самолёт с тремя крыльями и угловатая линия со стрелкой - маршруты полётов противолодочной и разведывательной авиации США-НАТО. Острые треугольники - подводные средства и станции противолодочной гидроакустической системы СОСУС (SOSUS) США. Чёрные кружки с вертикальной белой полоской - военно-морские и авиационные базы США-НАТО. Заострённые прямоугольники с зигзагами - противолодочные и противокорабельные ударные группы надводных кораблей и судов обеспечения ВМС США-НАТО. Большая стрелка ПОС НАТО с зигзагом - морской район постоянного боевого патрулирования противолодочных кораблей ВМС НАТО в Норвежском море.