Ч. 53 Итоги проводки конвоев PQ-18 QP-14

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/03/22/1176

16 сентября командир подводной лодки U-403 33-летний капитан-лейтенант Хайнц-Эхлерт Клаузен доложил, что лодка имеет тяжёлые повреждения от глубинных бомб, сброшенных кораблями эскорта, а также от двух атак немецкого лётчика («дружественный огонь») и атаки советской подводной лодки.

В тот же день командир подводной лодки U-408 капитан-лейтенант Рейнхард фон Химмен сообщил о неудачной атаке британской подводной лодки.

17 сентября для помощи эскорту присоединились четыре советских эсминца. Проход в Архангельск был ещё свободен ото льда. Немецкие самолёты потопили транспорт «Kentucky» и повредили другой транспорт, «Troubador».
 
Потери конвоя PQ-18 составили 13 транспортов общим водоизмещением 76 000 тонн, из них два советских транспорта «Сталинград» и «Сухона». Из потопленных транспортов три судна водоизмещением 21 000 тонн потопили подводные лодки, а остальные 10 – самолёты противника.

Семь подводных лодок, которые атаковали конвой QP-14, тоже добились успеха.  Командир подводной лодки U-435 31-летний капитан-лейтенант Зигфрид Стрелов прорвался сквозь конвой и потопил британский тральщик «Leda», два британских и один американский транспорт общим водоизмещением 15 800 тонн.
 
Получил за это Рыцарский Крест. 9 июля 1943 года эту подводную лодку к западу от Лиссабона потопит американский бомбардировщик «Liberator». Погибнут все 48 человек экипажа вместе с командиром.

Командир подводной лодки U-703 26-летний капитан-лейтенант Хайнц Билефельд торпедировал эсминец «Somali». Повреждённый корабль взял на буксир эсминец «Ashanty», но в штормовую погоду эсминец «Somali» пошёл ко дну, унеся с собой 45 человек спасательной команды.

11 июля 1944 года Хайнц Билефельд отправится на дно вместе с экипажем подводной лодки U-1222, которой он командовал после U-703. Его потопит американский бомбардировщик.

Подводная лодка U-703 с новым командиром 24-летним обер-лейтенантом цур зее Йоахимом Брюннером в 1943 году потопит советский тральщик Т-911(погиб весь экипаж 28 человек) и транспорт «Сергей Киров» (погиб один человек, весь экипаж с капитаном спасён тральщиком  ТЩ;63).
 
14 сентября 1944 года U-703 исчезнет без следа в Арктике вместе со всем экипажем 54 человека. Причина её гибели осталась неизвестной.

Командир подводной лодки U-255 капитан-лейтенант Райнхард Рехе потопил американский транспорт «Silwer Sword».
 
Командир подводной лодки U-606 27-летний капитан-лейтенант Дитрих фон дер Эш доложил в штаб, что из зенитного орудия подбил летающую лодку «Каталина» и вынудил самолёт приводниться. 29 сентября 1944 года его потопит в Атлантике американский самолёт вместе с экипажем подводной  лодки U-863, которой он командовал.

28-летний Рейнхард фон Химмен, командир U-408, сообщил о повреждении эсминца и транспорта, но это не было подтверждено после войны. 1ноября 1942 года ему  присвоили звание корветтен-капитана, он недолго радовался своему новому званию: 5 ноября того же года самолёт «Каталина» из 84-й британской эскадрильи потопил лодку вместе со всем экипажем. Из 45 человек не спасся никто.

Командир U-378 капитан-лейтенант Альфред Хошатт U-378 сообщил об атаке  авианосца «Avenger» четырьмя торпедами и четырьмя торпедами эсминца, но оба раза промахнулся.

Зато не промахнулся американский пилот самолёта «Grumman F4F Wildcat», который 20 октября 1943 года потопил подводную лодку. Из 48 человек экипажа не спасся никто.

Итого подводные лодки потопили в конвое QP-14 два эскортных корабля и четыре транспорта общим водоизмещением 20 800 тонн.

Всего 16 подводных лодок, которые действовали против этих двух конвоев, потопили 9 судов общим водоизмещением 43 216 тонн, включая тральщик и эсминец. При этом были потоплены  три подводные лодки вместе со всеми экипажами и спасёнными немецкими лётчиками.

Четыре подводные лодки,  U-251, U-255, U-403 и U-405, получили серьёзные повреждения.

Командующий германским арктическим подводным флотом Отто Клюбер посчитал, что это была слишком высокая цена за потопленные подводными лодками корабли и суда.
 
Потеря 43  ценных транспортов за 80 дней в конвоях PQ-17 (24 потопленных судна) и PQ-18/ QP-14 (19 потопленных судов)  была шоком для союзников. В многочисленных статьях, художественных произведениях и кинофильмах «Мурманский маршрут» называли самым опасным.
 
Отечественные историки написали: «В английской зоне вследствие недостаточного обеспечения конвой потерял 13 транспортов. С момента встречи конвоя нашими эсминцами и авиацией потерян лишь один транспорт. Однако британское адмиралтейство вновь прекратило движение конвоев».

При этом они забыли упомянуть: британская часть маршрута была в несколько раз длиннее советской и к моменту входа в советскую зону ответственности немецкие атаки ослабевали или прекращались в результате понесённых немцами потерь.

Кроме того, как было, например, в случае с конвоем PQ-18, четыре советских эсминца присоединились к эскорту, усилив охранение, но наши историки забыли упомянуть, что присоединились и четыре британских тральщика, база которых находилась в советской бухте Кола. Что касается охранения конвоя, то оно было сильнее всего Северного флота.

Союзники прекратили отправку конвоев на период полярного дня, чтобы оправиться от потерь и в связи с тем, что большие морские силы англичанам и американцам пришлось перебросить в Средиземное море и для охраны перевозки войск в Атлантическом океане перед проведением операции «Torch». 

Эта операция предусматривала высадку англо-американских войск в Марокко и Алжире.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/25/657