Радостная

Валентина Телухова
В начале своей педагогической карьеры я попала по распределению в дальнюю деревню, которая стояла на открытом пространстве на краю огромного болота. Только маленький родничок поил первых его жителей водой. Потом выкопали колодцы, вода в которых была какой-то мутноватой и невкусной. Унылое место. А вот пахотных земель вокруг было много. Поля вокруг зеленели первыми всходами, потом поднимались и вырастали, а осенью становились золотистыми. Настоящее желтое море из спелых колосьев просто радовало взгляд.

Школа стояла в середине деревни. Вокруг неё силами учителей и учеников был разбит настоящий сад, в котором росли груши и вишни. Они прекрасно плодоносили. Школьный двор был обсажен березами. И они как стражи оберегали этот уютный мир.

В школе меня встретили доброжелательно, подсказывали и направляли меня в нужную сторону.

Самым старшим в коллективе был Борис Иванович. Он уже давно вышел на пенсию, но расстаться с любимым делом все никак не мог. Да и замены ему не было. Кто же поедет в глушь преподавать физику, да еще и на полставки? Желающих не было.

Борис Иванович был высоким, стройным. Он ходил еще очень легко. Всегда был в прекрасном настроении. Никогда и ни при каких обстоятельствах он не повышал голоса. Учил ребятишек сельских так сильно, что они выдерживали конкуренцию с городскими выпускниками и поступали в престижные ВУЗы.

- Детка, - говорил он нерадивому ученику, - Вы своим незнанием моего предмета сильно огорчили меня. У меня рука не поднимается, чтобы поставить Вам двойку. Я Вам сегодня ничего не поставлю. Но постарайтесь в будущем меня не огорчать.

Какой-нибудь шестиклассник у доски краснел и бледнел от его слов. К нему впервые в жизни обратились на "Вы", и так возвысили его в собственных глазах. А он вот так вот некрасиво поступил.

Ко всем молодым педагогам Борис Иванович относился подчеркнуто уважительно. Иногда в учительской он говорил о том, как ушел на войну, как воевал, как ранен был трижды, и как забыл почти о мирной жизни. А когда стали освобождать районы от немецкой оккупации, Сталин издал указ о возвращении учителей в школы. И пришло распоряжение - демобилизовать Бориса Ивановича Герасимова и отправить его на работу в школу.

- Ах, какие детки сидели передо мной. Измученные голодом, плохо одетые. Они на переменах и не гуляли. Сидели тихо за партами и берегли силы. А сейчас, когда дети с шумом выбегают в школьный коридор на переменах, у меня душа радуется!!!

В моем классе, в котором я была классным руководителем, училась девочка Настя, которая имела интересную фамилию - Радостная.  Девочка и действительно была улыбчивой и приветливой. У неё были огромные глаза василькового цвета, круглое русское лицо, вот только волосы никогда её не слушались и торчали на её голове в разные стороны. Она причесывалась мокрым гребешком, но усмирить надолго этот бунт на своей голове она не могла.

Почему-то Борис Иванович никак не мог запомнить её фамилию.

- Отвечать к доске пойдет Веселкина.

Он выразительно смотрел на Настю. Она вздыхала, пожимала плечами и выходила к доске под тихое хихиканье одноклассников.

Иногда класс кричал хором, что она - Радостная.

- Что-то я Вашу фамилию в журнале никак не найду.

- Радостная я.

- Ах, да. Извините.

Через неделю Борис Иванович опять вызывал к доске Веселкину.

Однажды, работая с классным журналом, на странице "Физика" я нашла гневную записку. "Товарищ классный руководитель! Занесите в список Веселкину. Уже две оценки стоят у меня в записной книжке. Куда мне их поставить?"

В учительской я подсела к старому учителю.

- Борис Иванович, у меня в классе нет Веселкиной. У меня есть девочка с фамилией Радостная.

- Да?!!! Но я её на уроке у себя ни разу не видел.

Дружный взрыв смеха моих молодых коллег заставил тоненько зазвенеть стекла в оконных рамах.

Долго я объясняла старому преподавателю, что Радостная и его Веселкина - это одна и та же девочка.

- Смотри ты, как похожи фамилии. Значит - по отцу она Радостная, а по матери - Веселкина?

-Не знаю, по отцу или по матери она записана, но по документам она - Радостная. Записана в журнал, как Радостная.

-Да,да, да! Понял. Значит оценки, которые Веселкина получила, нужно приписать Радостной? 

Я молча и очень выразительно посмотрела на Бориса Ивановича.

-Да понял я, понял. Шучу я так. Перепутал, винюсь.

Через несколько дней, перелистывая журнал, я обнаружила в нем записку, написанную рукой учителя. На большом листке бумаги было написано крупными буквами ВЕСЕЛКИНА. Фамилия была зачеркнута крест накрест. Радостная. Было написано сверху. И дальше мелкими буквами было приписано - "не вижу существенной разницы".