Нахой. Что-то делать

Евгений Садков
             Безлюдный Храм, что плод без семян.
              Ван Ли-чжун, юннат из Юньнань.
                ***

 Два момента, связанных с темой побуждают ступить на зыбкую почву предположений.

 " Мы можем, -откликнулась  соавтор Галина Калинина,- сколько угодно писать об этом. Толку не будет. Останется только память, горькая память..."

 Как бы верно. Зачем мне, далекому от истории Великого Нахоя, касаться неактуальной ныне страницы истории? Эксперимент Екатерины II закончен. Лишь память потомков колонистов, некая слабеющая ностальгия. Мои родственники нет-нет да посещают уже далекую Россию и ещё более далекий Казахстан. В фейсбучном общении они уже перешли на, нет, не на немецкий, на английский. Закономерно, ...и грустно. Судя по всему, они уже мало связывают будущее с родиной семи предыдущих поколений этнических немцев.

 И второй момент. Судя по СМИ, вчера в Варшаве состоялась театральная премьера по книге "Mein Kampf". Нет, режиссер Якуб Скживанек не нацист. Постановкой он хочет подчеркнуть тревогу за видимое им возрождение идей, коричневой волной захлестнувших Европу тридцатых годов прошлого столетия.

 Трудно представить, что спектакль идет на территории бывшего крупнейшего гетто. И совсем уже-в католическом Храме Цюриха. Не швейцарского, нашего, что восстановлен четыре года назад в селе Зоркино.

 Цюрихом поселение назвали сами колонисты. Они решили наладить на новом месте подобие культуры швейцарского земледелия. Судя по итогам и приросту населения, им это вполне удалось.

 Об этом свидетельствует и приход Цюриха. В начале двадцатых годов XIX века молитвенный дом сменяется на деревянную церковь Иисуса. Крепнущее благосостояние потомков колонистов, их вера позволили к концу века возвести и кирпичную.

 Примечательно, что в самом Саратове точно такой же Храм построен двумя годами позже.

 История воссоздания первоначального облика двух Храмов расходится. В Зорькино, благодаря инициативе и участию предпринимателю К.К. Лоору, здание восстановлено. В октябре пятнадцатого здесь прошла первая служба.

 Многочисленные отклики в СМИ всех уровней характеризуются одним словом: "Чудо!"

 Конечно, можно бесконечно благодарить Фонд "Цюрих-Зоркино" и лично Карла Карловича Лоора. Вклад одного из потомков депортированных несомненен. Ну а дальше...

 Как памятник архитектуры? Привлекающая туристов достопримечательность?

 Да, сохранение культурного и духовного наследия. Но увы, наша история показывает, что в одночасье подобные сооружения превращаются, ладно, в кинотеатр "Пионер", хуже-свиноферму.

 Любование без деяния, заметил мой друг Ван Ли-чжун, леность развивает. Ну, взгрустнет приезжий бюргер под аккорды органа, ну, смахнет скупую немецкую слезу.

 А вот его потомство может и не заглянуть в нахойский Цюрих. Свой-то намного ближе. Тут-то и время перейти от любования к деяниям. Возродить, так сказать, на местных землях истинно швейцарскую систему земледелия и сыроваренья. Угодий-то вокруг Храма Иисуса достаточно.

 Организовать рядом с кирхен, при помощи немецких кюхен, хорошую бригаду киндеров. Разве видят они в своей Германии такие просторы? Только в Зоркино, да с высокой колокольни можно увидеть не только зарю, но и таинственный зеленый луч.

 А после трудового дня велкам на церковную службу, под родные католические своды.

 Хороша идея? Понимаю, что социально-конфессиональная "маниловщина". Но готов на правах рядового нахойца возглавить отряд немецких киндеров к берегам великой реки.

 Надеюсь, Карл и Клара поддержат. Иначе, как там сказал китайский юннат из провинции Юньнань про безлюдный Храм. А не дай Бог, здесь и над "Mein Kampf" задумаются.

 Свят, свят...