Дела давно минувших дней

Инна Шаломович
Все события, описанные в рассказе, основаны на реальных событиях.

"Хорошо тебе там ностальгировать в своём уютненьком и тёплом Израиле. Как вы все издалека Родину то любите и вспоминаете только в радужных красках"- лились обидные слова моей одноклассницы в ответ на последние юношеские фотографии, которые я выставила в Одноклассниках. А я, ругая себя последними словами за очередную сентиментальную попытку показать то, что никогда не забывала, сидела и вспоминала, что не далее, как вчера в 15.00 прогремел взрыв на Парижской площади в моей теперь родной Хайфе, а я была там как раз за полчаса до этого. "Вот он мой уютненький Израиль!.."
 Однако, колкости подруги попали на благодатную почву... Впрочем, они были далеко не единственными к тому моменту, когда я собралась в поездку в Россию.
Двадцать лет, как я уехала из СССР, которые уж точно не пролетели для меня как одно мгновение. "И дым Отечества нам сладок и приятен"- так или не так?"- пытала я себя, прогуливаясь по улицам некогда родного городка. А может лучше так:
"И двадцать лет без чувства Родины –
Как без кола и без двора.
КислЫ плоды чужой смородины
из золочёного ведра" - эти строки Елены Максиной нравились мне ничуть не меньше. Но, вот беда, строки- строками, а душа моя молчала в ответ.
 Закончив дела с оформлением наследства на квартиру тёти, вот уже целых три дня я бродила по городу, пока, наконец, ноги сами не принесли меня к тому месту, к тому повороту.
 Большой девятиэтажный угловой кирпичный дом чётко делил уличное пространство под углом в 90 градусов. Пройдя вдоль первых трёх подъездов, я повернула за угол дома, и перед моими глазами открылся вид на школу, в которой я проучилась десять лет, а потом и проработала почти столько же. Дом, поворот, школа. На долгие годы это место стало для меня той отправной точкой ужаса и кошмара, про которые говорят "не пожелаю и врагу".
 Вот я вижу себя третьеклассницей, весело бегущей домой после уроков. Два белых банта надуваются при каждом лёгком порыве ветерка, портфель взлетает над головой, и хочется его подкидывать всё выше и выше, потому что я знаю, какой приятный сюрприз в нём хранится: две пятёрки, полученные по математике и "русскому". Тёплый сентябрь радуется вместе со мной, голубое небо напоминает любимое море, а солнце, лучистое и жёлтое, хитро подмигивает с вышины.
Я поворачиваю за угол дома, и неожиданно солнце и небо падают мне под ноги. "Еврейка! Еврейка!"- слышу я громкие выкрики откуда- то сверху. Краем глаза успеваю заметить открытое окно где- то на уровне третьего этажа, и сама не понимая, что делаю, хватаю лежащий на земле камень и с силой бросаю его в окно. Камень, не долетая, глухо ударяется о кирпичную стену, а я со всех ног несусь домой- в мою маленькую спасительную крепость, где меня ждёт мама. Противные жалкие слёзы текут и текут по лицу, не останавливаясь, не прекращаясь.
- Саша, мог бы ты не так явно воевать с хулиганами на дискотеке в своём Доме Культуры, а то девочке нашей сегодня опять досталось!.. Ты же пойми, мы единственные евреи на весь этот рабоче- крестьянский район, и на ребёнке вымещают всё!..- доносится вечером мамин голос из кухни. Папа, заслуженный работник культуры, директор местного Дома Культуры "Дружба", лауреат всевозможных конкурсов, молча кивает в знак согласия, и я понимаю, что ничего в ближайшем будущем ни в его, ни в маминой, ни в моей жизни не изменится.
 А это выпускной!.. На мне розовое шифоновое платье, мама шифон аж из самой Индии привезла, путёвкой в которую её премировали на работе, в тон к нему розовые туфельки- лодочки, на голове- причёска а-ля Мерлин Монро цвета вороного крыла. Я в группе своих одноклассников- мы заворачиваем за угол девятиэтажного дома и машем школе: "Прощай, прощай!.." А я ещё приговариваю: "Ни за что и никогда я больше не вернусь сюда!"
А вот роковой разговор с мамой перед окончанием института: 
- Ну ты пойми!- убеждает она меня.- Из школы тебе сделают запрос в институт, и ты останешься в городе! Тебе не придётся ехать отрабатывать в деревню три года! К тому же это твоя школа! Здесь тебя все знают только с самой лучшей стороны, и она всего 15 минут ходьбы от нашего дома!
- Мама, не хочу!.. Не хочу я в этот кошмар обратно!..
- Ксю, ну ты же взрослая уже, оставь свои детские страхи! Ну, кто посмеет оскорбить учительницу из-за её национальности! 
И потом, ты же можешь ходить домой другой дорогой.
И снова школа, дом, поворот. 20.00. Я, молодая учительница, работающая всего несколько месяцев в школе, бегу домой после вечернего дежурства на дискотеке. Бегу именно этой дорогой, не желая тратить драгоценное время на более длинный путь.
"Еврейка"- чей- то громкий выкрик летит мне вдогонку, а с ним и камень больно бьёт по лодыжке. И опять "Еврейка"-камень, "Еврейка"- камень, и так бесчисленное количество раз.
- Вот, ты и увидела то, что столько лет хотела и боялась увидеть- говорила я сама себе, гладя старую пожелтевшую от времени кирпичную кладку. Дом почему- то было жалко. Как долго это место  являлось для меня воплощением моих страхов, переживаний, слёз, обид! Но сейчас, прислушиваясь к тому, что творилось в душе, я понимала- не осталось ничего. Там в груди была если не умиротворённость, то по крайней мере тишина. Время и  жизнь с её реалиями полностью вытеснила боль воспоминаний...
 Уезжала я назад ранним утром, поездом до Москвы, а оттуда уже самолётом в Израиль. На вокзале меня провожала та самая "языкастая" подруга- одноклассница, которая, как оказалось, искренне была рада моему приезду, и очень помогла мне в делах с оформлением наследства.
- Ты, Ксюха, зла на меня не держи!- неожиданно сказала она мне, когда уже объявили посадку, и я собралась садиться в вагон.
- Ты о чём, Танюш?- не поняла я.
- Ну, что не заступалась за тебя в школе, не поддерживала. Знала, ведь, что травили тебя. А страх за себя оказался сильнее.
- Ничего, Танюш! Дела давно минувших дней! Спасибо тебе! Жду в гости, как договорились!
Вот и всё... Прощай, прошлое... Прощай, детство... Прощай страна...