Человек-это его обстоятельства

Георгий Чарушников
В мире не найдется человека, который с теплом и благодарностью не вспомнил бы людей, встретившихся на его жизненном пути и оставивших незабываемый след в его памяти. Часто это учителя, наставники или даже звезды театра, музыки, не говоря уже о представившейся возможности дружить с писателем.

Уникальность нашего времени состоит в том, что подобное отношение проецируется на людей советской эпохи.

Уже будущие поколения лишены возможности быть благодарными судьбе за их знакомство с советским человеком. Могут возразить, что хомо подобной формации не существует, но это не так.
Совок был, есть и будет в своем изводе.

Хочу вспомнить двух персонажей. Оба — Василии Федоровичи.
Первый учил меня алгебре и геометрии в школе №-1 тогда еще поселка Елизово,
Камчатской области, второй был капитаном РМЗ «Шушенское», позже получившим имя «Капитан Дробжев».

И Василий Федорович Круглов и Василий Федорович Дробжев были людьми своей эпохи. Отличал их от других совков — профессионализм.
Учитель математики Круглов, предельно собранный, суховатый и даже несколько отстраненный, взглядом своих серых глаз выражал полное понимание мира.
Капитан Дробжев, уравновешенный и сметливый, как все астраханцы, родившиеся в Дельте, тоже хорошо знал свое дело. Стране нужно было давать план по вылову рыбы.

Он его и давал, с лихвой перевыполняя.
РМЗ «Шушенское» - промысловое судно, рыбоморозильный завод, специализирующийся на вылове и заморозке каспийской кильки, он принял на верфях ГДР и часто сопровождал судно во время его ремонтов в Финляндии -  Котке или в Турку.
Таким образом, капитан Дробжев прекрасно был осведомлен о жизни людей в тогдашней Восточной Германии и в капиталистической  Финляндии.
Коммунист Дробжев эту жизнь сравнивал с существованием советских людей, но не роптал, не возмущался, так как не был диссидентом.
Как и учитель Круглов он оставался обыкновенным конформистом: думал одно, а говорил, что требуется.

И обоих нельзя винить: у одного было призвание учить, у другого — ловить рыбу.
Двоемыслие — обычное состояние советских людей.
Начиная с семидесятых, только сумасшедшие продолжали верить в наступление коммунизма. Хотя прилюдно  и активно сомневающихся, власть помещала в дурку.

Парадокс однако состоит в том, что никто из советских диссидентов не пополнил армию воров и криминала, захвативших власть в постсоветской России.
Сделали это охранители того советского режима и обыкновенные конформисты.

А «Шушенское»? Судно закончило свой славный путь в Индии, где его порубили на «иголки».