Почему учителя бегут в Монголию

Алмаз Нуретдинов
В последнее время все больше появляется сообщений о массовом отъезде школьных учителей из сибирских регионов на работу в Китай, и даже в сопредельную Монголию.

Ни для кого не секрет, что проблема «утечки мозгов» из России сегодня стоит так же остро, как и во времена развала СССР. Но если в начале 90-х трудовая иммиграция касалась больше высококвалифицированных специалистов научной и оборонной сферы, то сегодня наметилась другая тенденция.

Чем же заманивает российских педагогов Монголия, которая в массовом сознании россиян, никак не ассоциируется со словом «благополучие»?

Как пишет бурятское издание «Номер один», педагогов в Монголии привлекает высокая заработная плата, необязательность знания монгольского языка и уважительное отношение учащихся. Наиболее востребованными стали учителя начальных классов, математики, а также русского языка и литературы.

Зачем в Монголии нужны учителя без знания монгольского языка

Если в одном их главных направлений трудовой иммиграции российских педагогов– в Китае – иностранным учителям наряду с профессиональными образованием и педагогическим опытом выставляется требование обязательного свободного владения английским языком, что естественно значительно ограничивает востребованность российских педагогов, то в Монголии этого нет.

Преимущественно аграрная и сырьевая Монголия, с населением чуть больше трех миллионов человек, не может похвастаться развитой экономикой, особенно на фоне мощного соседа –Китая, и поэтому сама жизнь заставляет правительство искать новые рынки для сбыта товаров, производимых в стране.

Ключевыми партнерами для экономического сотрудничества в «северном направлении» является не только Россия, но и все страны бывшего Советского Союза. А во всем постсоветском пространстве знание русского языка представляет огромное преимущество для успешного ведения бизнеса. Вполне логично: зачем монголам учить множество языков всех стран, когда при ведении бизнеса все прекрасно понимают русский язык.

Также немалое значение имеет традиционное уважительное отношение монгол к русскому языку и культуре, доставшееся в наследство с социалистических времен. Фактически вся политическая и финансовая элита Монголии многие десятилетия получала образование в советских вузах и, естественно, человек со знанием русского языка и сейчас является примером успешности.

Сегодня Монголия переживает демографический бум, и в стране наряду с государственными открывается множество частных детских садов и школ. Поэтому система высшего образования страны оказалось не готова к этому. Да и зачем тратиться на подготовку педагогических кадров, когда намного эффективнее пригласить уже опытных специалистов из России.

Тем более трехкратное падение курса рубля по отношению к национальной валюте – тугрику (курс на сегодня 1 рубль = 37 тугрикам), позволяет это сделать без особых финансовых затруднений.

Сегодня зарплаты педагогов в разы выше, чем в России

Падение мировых котировок на углеводородное сырье вкупе с антироссийскими санкциями Запада в ответ на «воссоединение Крыма» привели к тяжелому экономическому кризису в России.

Вследствие всего этого курс рубля обрушился не только по отношению к доллару и евро, но и к валютам других стран. И это создало уникальную ситуацию, когда заработная плата даже в небогатой Монголии стала привлекательной для российских педагогов.

А в Улан-Баторе россиянам в должности воспитателя детского сада предлагают зарплату в 2 000 тугриков или 70 000 рублей, а в школах зарплаты от 4 000 тугриков, что равно 140 000 рублей.

Система образование России, финансируемая сегодня в остаточном режиме, не способна дать достойную зарплату педагогам.

Например, в соседнем с Монголией российском регионе –Бурятии, она у опытных педагогов с полной нагрузкой составляет максимум 25 000 рублей, а чаще и того меньше.

Как видим, предлагаемая зарплата в Монголии, у педагогов выше, чем почти во всей России, за исключением разве что частных школ Москвы и Санкт Петербурга.

Оказывается в Монголии есть огромный спрос и на частных репетиторов, что является дополнительной возможностью для заработка педагогам.

Хорошие условия и «культ учителя»

Отношение к учителям в Монголии не сравним с теми, что происходит в российских школах. Когда порой над учителем подростки могут просто издеваться, зная что наказан за срыв нервов будет только учитель.

В Монголии существует настоящий «культ учителя». Наши специалисты, попав в ту среду, чувствуют себя востребованными и нужными как детям, так и их родителям. Нет той бесконечной бумажной волокиты, которая висит домокловым мечом на родине. Можно отдавать себя любимому делу педагога в полной мере.

Трудовой договор монгольскими работодателями заключается на год. Затем может быть продлен бессрочно. Оформление приглашения на рабочую визу и регистрация на территории Монголии чаще всего производится за счет работодателя. Виза – за счет работника.
Предоставляется бесплатное жилье.

Российские педагоги редко возвращаются на работу в школы на родине

Вернувшись домой, учителя становятся и здесь совсем другими. Свои права и квалификацию начинают ценить и дома.

Их уже не получится использовать в работе, не связанной с педагогической деятельностью, таких как субботники, ремонт школ, и тем более заставить стать агитаторами за какого-то чиновника или «партии власти».

«Став высококвалифицированными специалистами и приоткрыв для себя мир, они уже не размениваются на дешевые патриотические призывы, а ставят конкретные вопросы своим директорам. И в этом отношении оказываются весьма неудобными для школ», отмечает издание «Номер один» .

Да и сами вкусившие «сладкого пирога» педагоги не горят желанием возвращаться на работу в российскую систему образования с нищенской заплатой и хамским отношением к тяжелому труду учителей как со стороны государства, так и граждан России.

Поэтому чаще всего, поработав на родине, возвращаются вновь туда, где их ценят.

К хорошему привыкается быстро.