Первые кадры уже сняты

Евгений Молчанов 3
Как проходят съемки, пока не видел. Команды: "Мотор!.. Дубль первый!.. Стоп! Снято!" - не слышал. Сценарий не читал... Где-то это мне уже попадалось... Ну, ладно - к делу.

В конце первой февральской рабочей недели в Институте киногруппы Карена Геворкяна, которая приступила к съемкам полнометражного фильма к 55-летию ОИЯИ, мы накоротке встретились с руководителем проекта, известным кинорежиссером, лауреатом фестивалей кино. К этому времени Карен Саркисович уже просмотрел коллекцию фильмов об Институте, начиная с 1958 года, и составил свое мнение:

- Конечно, это история, но мы работаем в другом жанре... Великие люди, "отцы-основатели" Дубны в этой хронике - только тени. Чем они жили, что любили? Что это были за личности? Ответы на эти вопросы мы сегодня можем найти только в отсвете их, который сохранился в памяти учеников. Мне очень хочется воскресить их такими, какими они были. Ученики Векслера рассказали мне о бывшем беспризорнике, прошедшем в отрочестве трудовую школу, который, уже в ранге академика кого угодно на самом высоком уровне мог убедить в своей правоте с помощью, как сейчас говорят, ненормативной лексики. Для меня, если хотите, в фотопортретах и репортажных снимках Юрия Туманова гораздо больше драматургии, чем в старой хронике.

Итак, оказавшись в Дубне, режиссер попытался определить "модус и цель отношений с заказчиками фильма". Осознал для себя несколько проблем, которые, действительно, глубоко его волнуют и могут составить драматургическую основу:

- Например, проблема молодежи в науке. Для меня это очень существенно. На съемках, это было на открытии Школы молодых физиков, задавал всем сначала такой вопрос: "Зачем вы здесь?" Не - почему? Хорошие были ответы, честные. Кино сегодня не очень озабочено этой темой. Оно все больше складывается из увлечений, развлечений, а то, что наше будущее, наша безопасность, весь мир наших отношений невозможны без науки и той молодежи, которая в нее приходит, остается далеко за кадром. Следующая проблема, если не решена первая, - среднее поколение может не оставить после себя преемников. - Распалась связь времен? - Но Дубна совсем не простое место. Здесь оказалась очень крепкая человеческая, профессиональная основа Мне не хочется быть выспренним, но я глубоко убежден, что люди, которые работают в Институте, совершают настоящий подвиг. И, таким образом, возникает сложный, выражаясь на вашем языке, кумулятивный эффект, который распространяется по всем азимутам...

Уже пятый день работы в Дубне глубоко погрузил Карена Геворкяна в атмосферу нашей институтской жизни, и это надолго, на целый год. Что получится в результате? Может быть, несколько полнометражных фильмов, который выйдут на широкую зрительскую аудиторию, предполагает автор: "Если 64 серии "Школы" идут на миллионах телеэкранов, то, может быть, в противовес этому (без определения и комментариев) уровень мышления, лексика, образы и этические проблемы наших героев заставят многих зрителей задуматься. Это сложная задача, и я не хочу ее упрощать, я только хочу сделать честный фильм, адекватный этой вашей среде, в которой мне предстоит прожить ближайший год".

Жалко, что такой короткой получилась эта первая встреча, но впереди, надеюсь, будет еще немало других, и мы постараемся держать наших читателей в курсе создания киноэпопеи о нашем Институте. Очень хочется предоставить ее создателям возможность пообщаться со своими героями, в том числе, и через газету.

Nota bene
Справка из Википедии. Карен Саркисович Геворкян родился в Ереване 7 мая 1941 года. В 1967 окончил высшие режиссерские курсы в Москве (мастерская Л.Трауберга). Работал на "Мосфильме", "Центрнаучфильме", Ереванской студии кинохроники. В 1970-1981 работал на "Арменфильме", откуда был изгнан после запрещения картины "Прощание за чертой". Затем - "Ленфильм" и Студия имени Довженко в Киеве. В 1993 создал свою студию "Навигатор". Кроме фильмов, снятых в Армении, выпустил на экраны также: "Капа, (1968), "Парусник неба" (1971), "Академик Кнунянц" (1973), "Иван Павлов" (Ленфильм, 1982-1984), "Знаешь только ты" (Ленфильм, 1986), "Пегий пес, бегущий краем моря" (студия имени Довженко, 1992), отмеченный рядом престижных премий.

Из статьи Людмилы Донец в "Независимой газете", 05.04.2004. Карен Геворкян был всегда широко известен в узких кругах. Невостребованный шестидесятник, он словно летел с одним крылом, но от него всегда много ждали. Малокартинье наших лучших советских режиссеров - дело известное. Карен Геворкян здесь чемпион. За более чем двадцать лет кинематографической жизни - две картины: "Здесь, на этом перекрестке" и "Август". Фильм "Прощание за чертой" был закрыт: в России его посчитали антисоветским, в Армении - антиармянским. К своему пятидесятилетию Карен Геворкян снимает "Пегого Пса, бегущего краем моря". Повесть Айтматова - поэтическая притча, основанная на мифологии малого народа нивхов о строении космоса, о вражде моря и суши, о трудной жизни человека среди этих стихий, ибо море ревнует человека к земле, которую он любит больше. Карен Геворкян работал над фильмом как поэт и ученый. Он отнесся к повести Айтматова не только как к литературе, но как к способу познания жизни. Он изучил этнографический материал поэтической культуры нивхов, превратил сюжет повести в документальное исследование. "Пегий Пес, бегущий краем моря" - это свободный взгляд традиционной культуры. Взгляд словно из глубины веков, где человек еще не отринут от другого, где этические законы естественны, а "мир прекрасен, как всегда". Видно, художник чему-то научился у маленького народа - чуть больше четырех тысяч - на берегу Охотского моря, у края земли...

Февраль 2010