Учись делать добрые дела

Анастасия Луцкая
    Женя боится смотреть в глаза людям, поэтому она всегда отводит взгляд в сторону. Сделать каменное лицо намного легче, чем просто улыбнуться прохожему Женя боится заметить насмешку или презрение, но лишает себя возможности видеть чужое счастье. Она вообще не очень любит гулять. На улице много страшного.
Мама ругает Женю за то, что та сидит постоянно дома:
    - Бледная, как поганка! У тебя, что друзей нет? Шла бы да гуляла на улице, нечего дома сидеть!
    У Жени были друзья. Просто ее пугает множество людей на улице, громкий шум, который всегда сопровождает город. И особенно - атмосфера безразличия и равнодушия вокруг. Она заметнее всего выражается в давящей напряженности, царящей в заполненном автобусе, когда сам сидишь, а рядом стоит женщина, бабушка, ребенок. В такой ситуации Женя обычно наклоняется к коленям, сжимаясь всем телом. Ее разрывает на части желание уступить и страх это сделать. Намного дальше, на задворках мыслей, звучит пресловутое и низкое: "Почему я? Может, кто-нибудь другой уступит?" или "Может, они и вовсе не захотят садиться? А я встану, а они не сядут. И мне стоять потом. Не хочу!". Жене  стыдно от этих мыслей, но решимости встать у нее не хватает.
    В конце концов все в автобусе оказываются трусами.
    Женя с сомнением думает о том, любит ли она свою страну. Решить трудно, хотя бы потому, что единственный аргумент "за" это, что Женя никогда не видела войны и смерти. Каким-то внутренним инстинктом она понимает, что война - это самое страшное, а остальное можно исправить или хотя бы перетерпеть. Жене повезло не застать страшное кровопролитное военное время, она живет в мирные годы, но даже сейчас она знает: на улицах идут ужасающие сражения с человечностью. Женя чувствует, что свою битву проигрывает. Она понимает это тогда, когда резко отворачивается в сторону, проходя мимо калеки, просящего милостыню. В руке, убранной в карман, она сжимает горсть мелочи. Так поступают все. Просто проходят мимо. Делать вид, что не замечаешь, намного легче.
    "Всем не поможешь" - она слышит эту фразу в каком-то фильме или книге, точно не помнит, и та, вырванная из контекста, становится ее вечным оправданием для собственной черствости.
    В итоге Женя не помогала еще никому.
    Женя вообще не уверена, что знает, как нужно помогать.
    Женю не научили помогать.
    Она живет в мире, где царит безразличие. В мире, где идет самая страшная война - война в людских сердцах. Женя невольно сравнивает ее с гражданской. Междоусобица без победителя.
    "Виновато ли в этой войне государство? " - размышляет она однажды. Взрослые говорили, что да. Взрослые всегда обвиняли государство. Дети - взрослых.
Женя обвиняла людей.
    Это был своеобразный замкнутый круг.
    Тоже без победителей. И со всеми виноватыми.
    Люди забыли, как помогать другим, люди забыли, как любить мир, люди забыли, как заботиться о слабых и беспомощных. Люди забыли, как быть людьми.
    Женя считает "человечность" странным понятием. Несоответствующим действительности. Мол, человечность - это хорошо. Соответствовать человеку хорошо. А животному плохо? Почему "ты животное!" считается оскорблением, когда в современном мире жестокость чаще ассоциируется именно с человеком.
    "Ну, ты и человек!"- вот оно самое страшное оскорбление. Жестокость зверей хотя бы обусловлена инстинктами, жестокость людей не обусловлена ничем.
А, может, проблема сокрыта в воспитании. И даже точнее в его отсутствии.
Женя читает книги и знает: безразличие - это плохо, но, выходя на улицу, Женя не видит ни одного участливого взгляда. Она пытается бороться, но бороться не получается. Всегда находятся отговорки.
    «Наверное, трусость самый страшный порок, - думает она, усердно разглядывая коленки, сидя в автобусе. А потом почти сразу поправляет себя. - Нет, самый страшный".
    Книгами говорит истина. Но книги остаются книгами, а люди все равно перестают быть людьми.
    Женя выскакивает из автобуса словно ошпаренная. Это не ее остановка, но хочется на воздух. Дышать на улице становится легче. Ранняя весна пахнет по-особому и сияет по-особому. Женя решает дойти до дома пешком.
    На улице слякотно, грязно, на улице еще заметнее, как опустились люди. Они толкают друг друга плечами, смотрят в землю, бросают повсюду мусор, ругаются.
Но небо над головой оказывается очень яркое. Женя уверена, что весной небо самое красивое. Насыщенно-голубое, словно юное.
    Женя несмело опускает голову и смотрит вокруг себя. И мир кажется ей совсем не таким гадким, грязным и равнодушным, как прежде.  Тающий снег блестит на солнце, в воздухе чувствуется приближение весны, начало новой жизни. 
    Женя смотрит на людей. На детской площадке мама гуляет с дочкой, на полянке взрослый мужчина совсем, как юный мальчишка, бегает, играя с собакой, на остановке стоит компания смеющихся  подростков. И мир в этот миг кажется Жене ярче, живее, подвижнее.
    Женя улыбается своим мыслям. Неожиданно откуда-то сбоку из-за дома выбегает щенок. Черно-белая дворняга, с тоскливыми глазами бусинками. Женя останавливается, щенок смотрит на прохожих с какой-то необъяснимой тоской.
    - Какой миленький! - восклицает девочка.
    - Не трогай его, Маша, - строго отдергивает дочку женщина. – Он, может, заразный.
    Она уводит  с собой девочку. Щенок неуверенно виляет хвостом.
Женя улыбается, походя к щенку. Она сама не уверена, зачем подзывает его, чмокнув губами. И он тут же откликается и радостно подбегает к Жене. И она, не думая о блохах, начинает его гладить по жесткой короткой шерсти.
    - Маленький мой, - ласково говорит она и неожиданно для самой себя решает: – Хочешь ко мне?
    И щенок, словно понимая ее, начинает вилять хвостом. Женя думает: вот оно,  маленькое доброе дело, которое она всегда хотела сделать.  Тот самый маленький шаг, чтобы измениться к лучшему!
    Она приводит домой щенка, волнуясь. Жене кажется, что мама запретит ей его держать. Поэтому, когда мама возвращается с работы, Женя, не давая ей и слова сказать, говорит:
    - Я сама буду о нем заботиться, гулять, убирать! Он не помешает нам!  Он не будет большим, смотри, какие маленькие лапки, - выпаливает Женя на одном дыхании, а потом неловко, смутившись, добавляет: - Это мой друг!
Мама смотрит на Женю внимательно и удивленно, а потом медленно переводит взгляд на щенка. Лицо ее смягчается, и она, улыбнувшись, спрашивает:
    - Твой друг? Будешь с ним гулять? Вот и хорошо! Будете вместе бегать на свежем воздухе. Как зовут твоего друга?
Жена задумывается на мгновение, а потом радостно восклицает, смеясь:
    - Его зовут - Дружок!