Мои приключения в Грузии

Дэн Гайдарский
Любите вы Грузию?-А Грузин?
Как-то в Санатории СовМина при КПСС я случайно ,как оказалось надолго познакомился с одним известным грузином. Это был Гиви Гаделия-Министр сельского хозяйства и Мелиорации. Месяц мы с ним отдыхали-он избегал надоедливых "земляков"-которые,узнав,что он уехал отдыхать-поехали его искать.Чтоб решить свои вопросы.

В таких Санаториях простых(кроме меня)людей не было,-а мне, -лишь-бы человек для общения нормальный. Месяц-это долго ,и Гиви,узнав что я "понимаю" за литературу и меня "уважают" в библиотеке-а там она была прекрасная. Многие могут судить о таких санаториях по фильму С Любой Полищук и Вячеславом Тихоновым,Табаковым,Лидией Шукшиной. Реальный фильм-и обстановка для отдыха руководства Страны.

 Я в то время работал в Управлении,обслуживающее быт работников Кремля.

 Мы строили-обслуживали котельные,энергетику,-всю инфраструктуру -обычные жэковские вопросы-только с допуском №1.Бывший работник (не скромно-ракетчик на флоте)-я имел допуск.Это не мешало заниматься обменом-покупкой-продажей книг и гравюр-на что я и жил.
Петровка,Лубянка,ОБХСС-страшные названия-но там дураков не держали. Их дела-чтоб не вякал против власти. И не имел контактов с "врагами".
Я ,работая в Кремлёвских Тепловых узлах ,или делая автоматику теплиц и котельных на дачах Начальников,или Кондиционеров на Лубянке,-вечером,спокойно ходил в толпу книжников на Калининском,или ,по субботам-в проезд Художественного Театра.

Контору интересовали джинсовые-валютные-антисоветские элементы.
Раньше,при Брежневе свободы было больше чем сейчас.
Москва-много в этом слове,потому что "Всё через Москву-назначения,должности,поездки за границу.А книжник в те времена-это не пильщик Корейковских гирь На ПРОЗЕ.Тут ты будешь пилить до посинения. Будучи филологом(т.е. болтуном безденежным),-до конца жизни будешь учить других ,где ставить запятые и другие знаки.
А в те времена грамотный книжник,имеющий возможности взять-сдать,и понимающий за книги любых направлений-это была специальность для общений с любым,грамотным народом.
Я ,обычно,никогда не старался поддерживать отношения с более именитыми и более крутыми.-Если я понадоблюсь-они найдут .А нет-дел много.
После отпуска,через полгода едем по профсоюзу на три дня в Грузию-Тбилиси. Седьмое Ноября-гульба по Руставели прекратилась-и мы пошли в пространство Тбилиси. Прохладно-да ещё сегодня матч Грузия -ФРГ в честь годовщины Сталина.

 В городе-тишина.Люблю пустые улицы солидных городов-Киева с каштанами,и уютными кафэ с киевским тортом и котлетами.Тбилиси-с могучими,как военная форма декорироваными платанами,пустую Одессу от Биржи с "Пикейными жилетами" до Дюка,показывающего что-то от люка!)
Мы в Тбилиси,после демонстрации-все по домам-пьют вино и поют-отдыхают.Посмотрел-вывеска-Мин.Сельского хозяйства Грузии.
-А у меня,говорю семье,здесь приятель работает..Из пустоты вынырнуло два "вежливых"-простите,мол-позвольте узнать-Да нет проблем,пытаюсь уйти,представляя "грузинское гостеприимство",как Шурик в поисках тостов.

-Извините-но за вами уже приехали!-Кто может за мной приехать?-Вы Господина Гаделия знаете?-Да это он меня знает-отвечаю насмешливо-дерзко.-Мы в машине-и через 10 минут нас ведут в квартиру.

Гиви-жена-собака-приличная по тем временам библиотека. Везде навалены ящики с вином и продуктами-вспомнил-7"ноипли" как говорил японец.
Потом пошло интересное-стали подъезжать гости с Парада.

У Гиви Сабантуй. Были там(жена читает и сын)-подтвердят-Георгадзе(сын-мэр какого-то города.И главное--Шеварнадзе-все с монстрации. Стоя,за каким-то бильярдным столом,как в песне"от акулы жареный пупок"-завались еды и выпивки.
Сначала все поглядывали-но я был в кожаном пальто(по мУДе"тогдашней).А охранники в грузин тоже.Подумал-зачем я Гиви?

-Во первых спонтанно для обеих. А потом ,оказалось,что у него жена любитель поэзии,переводчик со степенью.-Когда ближе глянул на библиотеку-ВСЕ книги-самопальные. Большая серия Библлиотеки поэта(Пастернак,Цветаева,Чёрный,Белый,Аненский)-вся десятка в новодельных переплётах "под серию".Тогда в Москве -по 20-30 рублей-а в Тбилиси -по сто).


Я свою серию комплект Лит-Памятников и Большую серию,вплоть до Тредьяковского и Хераскова-шт-350)продал Сашке Градскому.
 Он выпустил свои мемуары недавно-и переплёт заказал под "Большую серию поэта".Потому что на Саше Чёрном,на его "Сатирах и Лирах" Шура подстриг Весь Союз-и кормился Сатириконовцами лет 15.

В Голодные годы,забрав   двух(двоих,наверное)детей и Ольгу,он не вылезал из "Круизов",где Саша Чёрный предоставлял ему,Кушать пить и спать у мине есть".Градский чёй-то стесняется этого периода,-и говорит на чистом глазу-де книжек я не читал-мол,сам с Минусинска, в 15-ть лет приехал  в Подмосковье такой умный.Саша Градский-потому что Саша(Гликберг)Чёрный.
К стати у Градского тоже фамилия на "Г"-лень в сети лезть.

Жену Гиви так заинтересовали книги(грузины впиливли ксеру за дорого)-я понял,что если туда влезу(а он предложил мне должность Упр. Трестом и его помощником).-Шесть замов-себе отстроили дворцы-мне дверь не могут поменять-жаловался Гаделия. -Твоя хата в Москве-представительство-а в Тбилиси я тебя жильём обеспечу.Мне нужен свой человек-соглашайся.-Хорошо ,я подумаю(-и сколько эти джорджианцы дадут мне,шустрому жить?).(допишу-про футбол -и путешествие по Грузии)


Подруга в Грузии сходила в супермаркет. Что у нее получилось купить на 1000 рублей?
Моя знакомая Катя живет в Тбилиси. Она согласилась показать мне, свою «продуктовую корзину»: сходить в супермаркет и купить продуктов на 1000 рублей. Местная валюта в Грузии лари, по текущему курсу (на 21 февраля) если перевести рубли в лари, то получается примерно на 40 лари, в эту сумму Катя и должна была уложиться, и вот, что у нее получилось.

Весьма внушительный набор продуктов получился
Весьма внушительный набор продуктов получился
В Грузии все еще очень популярны фермерские рынки (базары), где торгуют частники своей продукцией из деревень. Супермаркеты пришли в страну всего несколько лет назад (не десятков лет, а именно лет).

«Я после переезда из Москвы в 2018 году постоянно сравнивала. Мясная продукция дешевле и лучше на порядок, за 13-19 лари (325-475 руб) за кг продается настоящее мясо, ветчина, колбасы/сосиски без излишнего "рассола" для веса, химии для поддержания вкуса и консервантов для продления срока хранения. Долго такие продукты, соответственно, не хранятся - прямо как в старом добром СССР. И это хорошо. Сосиски и колбасы из "заменителей и субпродуктов" (какие чаще всего продаются везде в России) тоже есть, но они откровенно дешевые и стоят 6-11 лари за кг. (150-275 руб). Качество куриного мяса тоже хорошее, цена охлажденной курицы около 8-8,5 лари, замороженной курицы - около 6,5-7,5 лари», - рассказала Катя.

«Сливочное масло - это отдельная тема. Такого масла давно не делают ни в одной европейской стране. Проверяла лично. Цена за пачку 200 г 5-6 лари (125-150 руб)», - поделилась Катя.

Она отметила, что в супермаркетах есть много местной молочки, которая качеством выше, чем в России.

«Молоко похоже на молоко, а творог - на творог», - призналась Катя.

Но, стоит отметить, что цены на молочную продукцию чуть выше, чем в России. Пакет хорошего молока стоит 2,4-4 лари, в среднем 3,5 (60-100 руб). Творожок типа "Даниссимо" стоит 2,1-2,5 лари (53-63 руб), йогурт 1,5 лари (38 руб).


Сыр местные жители обычно употребляют местного производства: сулугуни, имеритинский. Эти сыры по технологии отличаются от европейского сыра. Но в кулинарии с ними можно делать все то же самое. Цена за классический сулугуни около 12 лари (300 руб/кг). Европейские (классические твердые) сыры в большинстве своем импортные. Цены на них сопоставимы с российскими.

Сладости в местных многочисленных пекарнях/кондитерских продаются по 1-2,5 лари (25-63 руб) за пирожное. Конфеты и шоколадки в основном импортные из РФ и Украины, поэтому к обычной российской цене добавляется транспортная наценка.

«Из курицы я приготовлю грузинское блюдо под названием "шкмерули" - курица в сливочно-чесночном соусе (для этого были куплены ингридиенты - курица, сметана, чеснок). Из мяса, сметаны, помидоров, сыра сулугуни и картошки сделаю популярное в Грузии блюдо "мадам Бовари". На один день этой еды вполне хватит для двух человек или на 2 дня для одного», - заявила Катя.