Рождённый ползать - летать не может

Геннадий Дик
"Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда, куда душою не дорос."
— Омар Хайям

 Везде, где работают люди, которые получили высшее образование, особенно остро ощущается действие фактора низкой души. Не являются исключением и литературные общества. А в соединении с совковым менталитетом этот фактор иногда создаёт потрясающую смесь вони и испражнений - и чтобы эти запахи не слышать, дерьмом не испачкаться, лучше, вероятно, внимательно присмотреться к некоторым членам общества, в которое вы собираетесь вступить.
О присутствии в среде людей низких душ я узнал ещё в университете, наблюдая за перепалками отдельных студентов и случайно оказавшись в месте, где ссорятся преподователи. Более обострённо присутствие таких людей в коллективах ощутил, когда работал адвокатом. Но и этот опыт был не очень большим, потому что, к счастью, работал в маленьких организациях. И только оказавшись в Германии, познакомившись с большим количеством писателей, поэтов, политиков, мелких чиновников - выходцев из республик Советского Союза - с удивлением сделал для себя вывод, что среди них немало людей с низкой душой.
В своём стихотворении о рабской душе Омар Хаям называет только одно её свойство - спесивость («тем выше задирает нос»), но если бы этим дело ограничивалось, то их можно было терпеть. Эти люди часто обладают ещё и другими чрезвычайно опасными свойствами и стоит часть из них перечислить: приторность, скудоумие, злонамеренность, ублюдочность, примитивность, притворство...
Ублюдочность, скудоумие и примитивность часто свойственна графоманам (а их немало в литературных обществах), некоторым политикам и чиновникам.
Недавно я познакомился с одной женщиной, которая считает себя заметным писателем и поэтом, но пишет прозу и стихи как человек, который с трудом закончил шесть классов средней школы. О себе она рассказывает, что работала учителем немецкого языка где-то в Казахстане. Если это правда, то я в пятилетнем возрасте (со своими знаниями фризского языка) должен был бы быть профессором. Когда она ко мне обратилась (не с просьбой, а с требованием) опубликовать её стихи и прозу на немецком, я, чтобы ей доказать, что её литературный немецкий очень плох, обратился с просьбой оценить одну её работу к доктору германистики. Он насчитал более 120 ошибок на одном листе её текста, посоветовал ей не заниматься литературой. Реакция была бурной, потому что эта «писательница» издала уже две книги и является членом одного уважаемого литературного общества. Я никак не возьму в толк, почему литературные общества зачастую продолжают мириться с присутствием в их рядах примитивных графоманов. Нельзя до такой степени позориться. А может дело и ещё и в том, что часть спесивых авторов из этого коллектива в этих случаях ощущают себя гениями...
Да, иногда ошибок много и в текстах у авторов, которые только осваивают второй язык, но если есть способности, то сочинение всегда будет выглядеть литературным.
Скудоумие, примитивность у политиков и мелких чиновников часто проявляется в том, что они обожают фотографироваться со знаменитыми и обладающими властью людьми, и при всяком удобном случае демонстрируют эти снимки. Если человек не способен себя в чём-то заметном проявить, то он будет пытаться компенсировать этот недостаток знакомствами, визуальным доказательством своей значительности...
Злонамеренность, приторность, притворство - эти свойства можно иногда наблюдать у людей талантливых, но не желающих мириться с тем, что рядом есть равные или ещё более талантливые люди, чем они.
Такие авторы могут написать рецензию или статью с несправедливыми высказываниями, посоветовать начинающему талантливому автору бросить писать, а если кого-то и будут выдвигать, то только тех, кто уже многого добился и признаёт их роль...
Я ко всему отношусь критически (так уж устроен), поэтому меня смешит суета рабских игр. На мой взгляд, литератор должен стараться быть независимым, и только в этом случае он всегда прямо и смело может высказывать всё, что думает. Согласившись с тем, что какая-то организация государственного характера оплатит тебе участие в каком-то мероприятии и прочее, писатель и поэт часто становится винтиком государственного механизма. Именно так это было в Советском Союзе, где большинство авторов работали на систему. Если кто-то думает, что на Западе идеологическая машина работает полностью честно, то глубоко заблуждается.
И здесь «покупают» лояльность журналистов, учёных, художников и литераторов, но, как правило, это рабские души. Происходит (вербовка) это не так открыто, как при диктаторских режимах, а более изощрённо и хитро.
Разумеется, и свободные авторы иногда используют государственные рычаги, но это никак не влияет на их взгляды.
Отличить писателя и поэта, которого «купили», от настоящего - довольно легко. Он почти никогда не критикует власть придержащих, его воззрения приглажены, и каждая книга, каждое выступление ложится в струю политического курса. Если он что-то и критикует, то делается это тоже в рамках заданного направления. Простому человеку, к сожалению, разглядеть таких пустозвонов трудно...
Людей с рабскими душами следует презирать, но зачем...
«Рождённый ползать - летать не может.»