40 лет в пустыне

Александр Старостин 3
Настолько верны общеизвестные истины.

«2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

       3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.» — Псалом 1.

    «Итак, если рассуждать о Моисее, как о простом человеке, то он имел малые способности. Сей человек вел еврейский народ в течение сорока лет по такому пути, который можно было бы пройти за шесть недель.» — Фридрих Великий «Анти-Макиавелли».

    Распространённое (заблуждение) мнение гласит, что Моисей водил евреев по пустыне 40 лет для того, чтобы умер последний, родившийся в рабстве. Спорное утверждение уже то, что евреи в Египте пребывали именно в рабстве, но пусть так и будет. Тогда какой смысл свободных людей вести туда, где рабство живёт и процветает? Библия не даёт нам свидетельства, что после их прихода в Землю Обетованную рабство исчезло полностью, как явление. Количество прибывших не было критичным, чтобы рабство прекратило своё существование, да и вряд ли они имели что-то против рабовладения.

     Если же евреи в Египте не были рабами, а в Израиле после их возвращения рабство не исчезло, то... верна ли эта общепринятая истина?

    40 лет люди питались не от трудов своих, а милостью Божией. Шли без цели или ориентира, а, вернее, ориентиры были ложными, так как они обозначали место поворота удлиняющего и удаляющего путь от его конечной точки. Каким уважением могли пользоваться у детей их отцы-трутни? Насколько свободолюбивыми вырастут у этих отцов-трутней дети, не видившие трудов отцов своих, и сами не принимавшие в этом труде участия и ничему у них не научившиеся?

     Вряд ли именно Моисей хотел дать предупреждение на два тысячелетия вперед, что блуждание без цели и ориентиров может привести к положению ещё худшему, чем было до блуждания, но только Он, в неизречённой мудрости своей, мог дать нам понять, что 40-летнее блуждание в пустыне, не более, чем способ и средство для Моисея быть и слыть вождём народа, и этим стяжать себе славу на тысячелетия вперёд. «Пустыня» и «блуждание».... здесь явные аллегории, обозначающие отсутствие мотивации, внешних раздражителей, ориентиров и коммуникации с внешним миром, а «блуждание» говорит о его самоценности.

    Итак, моё мнение: 1. Изолированное от мира блуждание под водительством ложных пророков и гениев не должно превышать 40-ка лет. Это подтверждается опытом стран восточной Европы, где социализм в более мягкой его форме существовал в течение 40+/- Х лет, которые расстались с ним относительно легко и спокойно, и остальных стран «социалистического лагеря», в которых произошло что-то вроде реставрации предшествующего социализму строя.

    2. Издержки, понесённые обеими сторонами конфликта не были окуплены ни одной из сторон.

    3. Свобода - неотъемлемое право людей, Бог им помогает, и тогда вся фараонова рать не сможет удержать горстку людей, к ней стремящихся. Но свобода не самоцель, а ответственность за себя и окружающих и тот, кто слепо доверяется своим провожатым, может попасть в положение худшее, чем исходное.

    4. Кто сможет утверждать, что 40 лет не были выброшены из жизни всех этих людей? а ведь это, чаще всего, целая жизнь.

    5. Последствия блуждания в пустыне были бы необратимыми, если бы народ не вернулся в страну не пребывавшую в блуждании, а шла естественным путём.

    6. Основная заслуга Моисея в том, что у него возобладал разум над амбициями, и он всё-таки вернул народ к его корням, а не стал основателем своего собственного государства и своей религии.

Так выпьем же за то, чтобы разум всегда одерживал победу над амбициями!

Продолжение темы на http://proza.ru/2023/01/20/1441