Выси с глубью связь

Владимир Руссь
310
Утверждение профессора Н.А. Рубакина о том, что «стремление проникнуть в глубину своей специальности выводит человека за пределы ее» правильно в своей основе, но заставляет опасаться за саму формулировку. Ведь совершенно естественно, и вряд ли кто-либо будет оспаривать утверждение, что чем глубже (или выше) опускается (или поднимается) человек, тем дальше он от поверхности, а, следовательно, от начальной точки своего «путешествия». И чем больше тот разрыв, чем больше тот промежуток, на который удалось оторваться человеку от поверхности океана знаний, тем его кругозор обширней, тем глубже его мировоззрение, тем он гениальней. Евгений Евтушенко в своей поэме «Братская ГЭС» очень правильно подметил, что «гениальность – выси с глубью связь».
Глубина знаний, их обширность и осмысленность выводят человека не за пределы специальности, как утверждает профессор Н.А. Рубакин, а к чему-то другому, более высокому и менее простому. Когда человек знает много, он уже не узкий специалист, он уже не работает по специальности – он трудится, он дерзает, он борется. Разве можно сказать, что специальность Льва Толстого – писатель-романист, исходя из того факта, что он писал романы? Нет, ни в коей мере! Способности не определяют специальность. Человек может очень хорошо владеть своей специальностью только до какого-то определенного уровня, перешагнув через который, он теряет узкое и тесное звание специалиста.
И еще в чем я не согласен с уважаемым мною профессором, так это со словом «стремление». Неужели одно только стремление познать великие тайны, не будем говорить природы, а всего лишь своей специальности, может вывести человека за пределы чистого созерцания действительности.
Но пойдем дальше и, чтобы избежать голословных утверждений, которыми никого не убедишь, обратимся к помощи примера и логики. Пример необходим. Пример – это подтверждение закона, факта, пример – это точка в конце предложения, все решающая и исключающая все сомнения. Пример имеет силу эксперимента в точных науках.
Известно, что все на Земле, да и во всей вселенной, взаимосвязано, что нет в мироздании ни одного атома, который бы существовал сам по себе, не завися и, в то же время, не влияя, на окружающие его тела. Это – закон диалектики. Та же закономерность, только еще более тесная, наблюдается и в мире наших мыслей и чувств, проявлением которой и является наше стремление к накоплению знаний. Знание – единственный наш посредник между окружающей нас природой и нашими чувствами. Только благодаря этому универсальному посреднику человек в состоянии познать действительность. Но вся действительность, т.е. весь материальный мир, бесконечен, необозрим и, что самое прекрасное, не может быть охвачен никакой, даже самой сложной системой человеческих институтов, не говоря уже об отдельном человеческом индивидууме. Поэтому парадокс, что чем больше человек знает, тем он знает меньше, более чем справедлив.
Есть выражение, которое гласит: «Человек должен знать многое о немногом и немногое о многом, только тогда он может считать себя в какой-то мере образованным». Да, границы знаний бесконечны или же их попросту не существует. Нет границ, или они совершенно стерты, и между отдельными областями знаний. Это и понятно. Разве могут быть резкие границы между тысячами областей приложения знаний человеческим гением, если знание есть всего лишь суть следствие, которое вызвано лишь единой причиной – материальным строением мира. И пусть этот материальный мир, окружающий нас, проявляет себя в миллиардах всевозможнейших явлений, смысл их остается один.
Итак, человек заинтересовался какой-то определенной областью знаний. Пусть это будет экономика. Он, естественно, обращается за поддержкой и подтверждениями своих гипотез к книгам, начиная с самых популярных и поверхностных. Но мало-помалу его уровень знаний возрастает, он начинает логически мыслить, он начинает думать, мечтать, строя свои мечты на основе, которую он почерпнул из массы прочитанных книг. Затем он начинает, по мере возрастания трудностей, критиковать, анализировать и разбирать то, что он прочел и то, что его окружает. Это второй этап проникновения вглубь знаний, но есть еще и третий – основной. Вот этот третий этап и соприкасается, выйдя за свои классические рамки, с целой системой знаний из других областей. Что же это за таинственный третий этап, перешагнув который, человек становится гением? Этот третий этап – отрицание, несогласие, борьба, уничтожение. Но это не просто уничтожение, а возрождение старого на более высоком уровне.
Очень часто новое не вписывается в рамки старого, еще чаще гения не признают его современники, но результат предрешен. В конечном счете, гений становится победителем. Вся власть, как над телами, так и над умами у него в руках. Его система знаний, его школа становится господствующей, а, значит, она становится справедливой и нерушимой. Вчерашний специалист вышел за пределы своей специальности. Он стал политиком, философом, судьей. Он оказывает решающее влияние на все области науки и техники, культуры и искусства. Он непрерывно и постоянно повышает свой запас знаний. Ибо все имеет свой предел, но только не жажда знаний.