Сохранить украинский транзит формально

Владимир Шенк
Неверие главы «Нафтогаза» Коболева в желание России сохранить украинский транзит после 2020 года не означает, что новый контракт подписан не будет. И дело совершенно не угрозах «Нафтогаза» подать новый иск в Стокгольм о компенсациях за советскую трубу. Срыв заключения нового транзитного соглашения не выгоден ни Европе, ни России, ни самой Украине. Бенефициар совсем иной.

Россия и Венгрия заключили соглашение, по которому Газпром обеспечит поставки газа в Венгрию независимо от того, будет ли заключено транзитное соглашение между Россией и Украиной, заявил глава венгерского МИДа Петер Сийярто. Транзитный контракт «Нафтогаза» и Газпрома истекает 31 декабря 2019 года.

«Легко может возникнуть ситуация, когда Россия больше не будет поставлять газ на европейский континент через Украину. Мы должны подготовиться к этому сценарию, потому что всегда следует учитывать наихудший сценарий при планировании безопасности энергоснабжения страны», – подчеркнул венгерский министр. В прошлом году Венгрия нарастила импорт газа из России на 9,3% – до 7,6 млрд кубометров. В газохранилищах Венгрии сейчас находится 6,3 млрд кубов.


 
Конечно, Венгрия, как и другие европейские страны, должна подготовиться к сценарию получения российского голубого топлива без посредничества Украины, чтобы зимой не было коллапса и всем хватило газа. Проблема в том, что газ для Венгрии пойдет по второй нитке «Турецкого потока» и к началу 2020 года пустить по ней газ не успеют. Поэтому нужен временный запасной вариант.

«Венгрия сможет через Австрию получать часть газа по северному маршруту через Балтийское море из России, а часть – из подземных хранилищ. На самом деле Венгрии, в случае прекращения транзита через Украину, надо будет продержаться не так и долго до подхода южной ветки из Сербии. В Сербии сам Газпром будет все делать. Там есть перемычки и Сербия – Венгрия, и Сербия – Болгария, надо только расширить эти газопроводы и запустить транзит по «Турецкому потоку» через Болгарию, Сербию и Венгрию. Постепенно будут наращивать объемы поставок газа по второй нитке «Турецкого потока», а к концу 2020 года уже, вероятно, эта нитка заработает на полную мощность», – говорит экспорт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Накануне глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев сделал политическое заявление, что Газпром уже официально уведомляет страны о прекращении транзита по украинскому маршруту с 2020 года. Более того, он пригрозил Газпрому новым иском в Стокгольмский арбитраж. «Либо Газпром подписывает контракт, и тогда вопрос обесценивания ГТС автоматически исчезает из нашего иска, либо извините, но вам придется это компенсировать», – сказал Коболев.

На эту тему
Украина сделала все для потери газового транзита
Что кроется за секретным газовым планом Украины
Германия доказала свою верность «Северному потоку – 2»
Глава «Нафтогаза» уверяет, что Россия и Украина якобы уже точно ни о чем не договорятся. Однако это больше выглядит как нагнетание истерии и самопиар после того, как Коболев чуть было не лишился кресла главы «Нафтогаза». Скорее всего, он просто пытается вернуть свой авторитет в энергетической сфере внутри страны или выслужиться перед заокеанскими друзьями.
«Заявление Коболева – это пока не демонстрация того, что Украина точно не будет подписывать новое транзитное соглашение. Он просто воспользовался ситуацией с письмом Газпрома в Болгарию о прекращении с января 2020 года транзита газа с Украины в Турцию по Трансбалканскому маршруту. Коболев экстраполирирует эту ситуацию на весь объем транзита, мол, Россия хочет нас осушить. Но Газпром не отказывается от ранее озвученного плана сохранения украинского транзита в объеме 10–15 млрд кубометров в год волевым решением, потому что европейцы так просят», – напоминает Юшков.

Первая нитка «Турецкого потока» – это прямой маршрут поставок российского газа в Турцию, который логичным образом заменяет транзитные поставки по Трансбалканскому маршруту, которые идут в том числе через Украину. Это более чем логично и известно давно.

«Не договориться с Украиной мы можем, только если Киев откровенно будет подкуплен со стороны США. Потому что кто выигрывает от того, что обрывается украинский транзит? Только США. Для Европы это риск, для нас это тоже риски – и по объемам поставок, и по статусу поставщика.


в-д


и-к


Как всегда