Потёмки

Хачхарджи Константин
               
 Днями, - если точнее, - 17 марта 2019, - как обычно каждый день, кроме субботы, - сами понимаете, - рано утром, в 5-45, быстренько собрался и налегке  выбежал на улицу с тем лишь, чтобы выполнить свой, специфический, набор физических упражнений. Перечислять не стану ввиду их конкретики, потому что, увы, - jedem das Seine!  Через час, вернувшись в свой райский уголок в приятном, как всегда, расположении духа, вдруг, слышу, как по израильскому русскоязычному радио РЕКА, ныне здравствующий российский певец Олег Погудин (тенор), тянет вот эту ноту:

Умру ли я - ты над могилою
Гори, сияй, моя звезда!

 Ну, думаю, надо ждать очередных неприятностей. И, вправду, оказывается русскоязычных евреев, желающих иммигрировать в страну, официоз намерен заставить пройти тест на ДНК, так сказать, для подтверждения их еврейского происхождения.  Правило распространяется на тех, кто родился вне брака, и чье свидетельство о рождении было оформлено после достижения ребенком трехлетнего возраста. Что сказать? Сама мысль – не новость. Ах, если бы не эти Потёмки. Заглянем в историю.
 
 Итак, нашу эру, знаменуют два судьбоносных события, - разрушения Второго Храма (70-тый год) и образование нового, демократического, государства Израиль в 1948 году. Временной промежуток между ними, как это нетрудно подсчитать, как раз и есть именно тот период, когда евреям пришлось скитаться далеко за пределами Обетованной земли. Если учесть, что исторически смена поколений идёт через каждые 30 лет, то за это время (1878 разделить на 30)  сменилось 63 поколения. Всё было, и любовь была, и венчались без особого разбора всяких там «внутриутробных нюансов».  Теперь, разумеется, трудно сказать, где взять, хотя бы в долг, вот это самое ДНК. К счастью, всё сказанное мною здесь, могу с успехом продемонстрировать на личном примере.

 В 1956 году мне, 26-летнему греку, прямо-таки изрядно повезло жениться на красивой, умной и обаятельной, преподавательнице русского языка и литературы, чистокровной еврейке, Раисе Ольховой. Хотя по метрике она – Рахиль. Раиса Константиновна (фактически – Касровна) учила исконных славян русскому языку в средней школе города Шахтёрска, Донецкой области (Украина).
 К горькому сожалению, в 1998 году она скоропостижно ушла из жизни, из-за тяжёлой болезни. И через два года ваш покорный слуга  с дочерью Ларисой, с зятем Олегом Шорниковым и с внуком Костиком, - все вместе, - эмигрировали в Израиль. Через некоторое время сюда же, конечно, не без нашей помощи, перебрался и второй внук Антон (подарок от моего сына Владимира). Внуки здесь прошли школу, достойно отслужили в Армии положенный срок. В настоящее время Антошка – успешный  Интернет-программист, а Костик стал физиком, работает в лаборатории Техниона (Израильский университет), и по всей видимости, вскоре успешно защитит докторскую степень. Здесь, уже в Израиле, родилась внучка Тали, недавно отмечали её 18-летие.  Симпатичная девочка, учится отлично, замечательная наездница, любит лошадок, и возможно в будущем это занятие лично для неё станет корпоративным.
 Из сказанного выходит, что по всем статьям я – самый, что ни есть, настоящий русскоязычный еврей, но, увы, со странной фамилией Хачхарджи.
 И с этим трудно не согласиться, да я и оставил её потому, что она такая, вот, закорючка. У меня есть версия. Дело вот в чём. Мои предки – это крымские греки, которых Екатерина Великая, - не знаю с какого перепугу, - после присоединения Крыма к России, перебросила их в пределы диких степей «войска Донскаго».  До этого, между прочим, весьма печального события, в Крыму они бок-о-бок жили с арабами на протяжении более 300 лет. За это время всё могло статься, вплоть до заимствований в языке. Когда пошли, так называемые, «ревизские сказки», стали изобретать фамилии, исходя из уличных кличек, аль род занятия конкретного человека. Отсюда, такие фамилии, как: Бочкарёв, Уздечкин, Кузнецов, Горб, Косой, и прочие конструкции. Надо полагать, что в «ревизские сказки» входили люди разных национальностей, по-другому не вышло бы, учитывая многоголосие державы российской. Мои предки, - о чём настолько я осведомлён, что не вправе жаловаться, - пасли овец.  Ввиду чего, могу заверить, что след моей фамилии больше идёт от арабского языка, на  котором «хучхар» - это баран (самец), следовательно,  "хучхарчи" – это чабан, а приставка  "джи" – подарочек от  турка.  Одним словом, «ревизионисты», - именно так мне хочется их определить, - видать, - руководствуясь логикой, внесли в свой реестр, как Хачхарджи.  Помнится, в родном греческом селе с названьем Бугас встречалась мне фамилия Хавалджи, где  «хавал» - это дудочка, а "джи" - та же "конфетка" от того же турка,  - «шоб он мне был здоров».
 Во дни тягостных раздумий, всё чаще вспоминаю своего деда Константина Ефимовича, который в бытность говорил так, - "когда евреи шли к Богу, греки оттуда уже возвращались". Сегодня сказал бы ему, - "нет, дед, они шли туда вместе, в обнимку"….

 Теперича, - если говорить по-старинному, - у меня одна забота: ищу вот этот ДНК, чем смог бы, хоть как-то, доказать, азохен вей,  свою причастность к еврейству.
 В общем, в наше тревожное время, - да, собственно, оно никогда не было спокойным, - нам надо понимать друг друга  вне зависимости от религиозной полифонии, цвета кожи, языка страны исхода, и даже от половой ориентации, что в наше время уже, как чёрт наколдовал.
 
                А под финал призываю всех жить под  девизом, -

                На Бога надейся, а сам не плошай!