Макаровка, новая версия

Андреич
______М А К А Р О В К А______________



Добра, счастья, удачи всем
макаровцам и их близким.
И крепкого здоровья.
Остальное, бог даст , приложится.

Вчерашние мальчишки -
седые капитаны.
Приходы и отходы,
да чайки за кормой.
А дома ждут родные.
Кто в теме - понимает как
ветер завывает и море бьёт волной.
Романтика лишь в книжках.
На деле - труд и нервы.
И волосы мальчишек
покрылись сединой.
Уходят парни в море,
нелегкая работа.
Отходы и приходы.
Да чайки за кормой.




1 сентября 1981 года - май-июнь* 1987 года ( мой вариант )

Первый курс обучения.
Прошлый век.
СССР.
Ленинградская область.
Посёлок Стрельна.
Экипаж ЛВИМУ.
1981 год.
Сентябрь.



ЗОЖ по-макаровски.

Здоровый образ жизни курсанта
 первого курса обучения.

Утро. Стрельна. Подъём.
Горн трубит :
 " Па-ба-ба-ба-бам !
   На зарядку ! "
Крепко спят под кроватью:
 Андрюша, Леша и Раймис.
Вот и Жора затих наш в шкафу.
Чу! Дежурный обходит дозором,
 охотник за скальпом.
Пять нарядов не шутка, ребята.
Вот и я залететь не хочу. Тишина.
Сердце бьется, как мамонты в клетке.
Да и нерв на пределе пределов.
Вспыхнул свет.
Как сверкнул офицерский погон !
- Уфф, - кажись пронесло.
Так проспали зарядку и завтрак.
Сон - святое.
М-да-с...
Ребяткам опять повезло.
Пара тянется долго,
но голод - не тётка.
Беляши, бе-ля-ш-и-и-и-и !
 Счастлив тот, кто богат.
Пролетел ? Ничего!
 Доживем до обеда.
Ждут кастрюли, тарелки и вилки.
И ложки. Стаканы и чашки.
Постоянно.
Голодных.
Ребят.



Ленинградцы вернулись из увольнения.
в родную роту не с пустыми руками.

Жорик ту сумку еле-еле до кубрика дотащил. Слава богу, хватило молодецких сил. Птицеферма под Пудостью самые крупные яйца и отборные ножки неделю копила. Страусиные-отдыхают, эпическая сила ! Да и Андрюше маманя массив пирожков на полгода вперед в баул накидала.
- Кушай, сыночек. Ешь, ешь до отвала. Но тут набежали в кубарь
волки злые, страшные, голодные,  словом - иногородние. Щёлкнули пастью...лишь шкурки,да кости лежат на столе И через часик-другой они снова голодные !


Первый массовый самоход.

Забавно...Многие уже не помнят этого знаменательного события. Нет, я понимаю, что можно запросто забыть наше лето-исчисление от сотворения мира в звездном храме. Забыть первый, робкий укус гадюки , которую ты наивно пригрел у себя на груди.
Забыть удивительный вкус шнапса, разбодяженного из модного в 90-х спирта " Ройял ". Забыть свой персональный пин-код и секретный пароль оффшорного банка, но...
Как можно забыть твой первый, самый ПЕРВЫЙ САМОХОД ?! А дело было вот так.В один прекрасный стрельнинский день мы рванули в самоход, еле-еле уговорив Валентина Яковлевича Попова, он же" дядя Валя ". Он же заместитель старшины нашей роты. Уговорили отпустить нас ненадолго в город Ленинград ибо в нашей роте  отсутствуют такие жизненно-необходимые вещи как : элегантные треники, домашние тапочки. Гитары, ситары, гетеры, сигары, томик Лермонтова, мафон "Астра 209", три кассеты с Пёплом и две с Зеппелином. Зубная паста "Поморин", кашне, тулупчик, валенки и месячный запас еды.Дядя Валя подумал - подумал и изрёк : " На ваш страх и риск.
Ежели чего  - я вас не отпускал."
С радостным визгом мы тут же сорвались и понеслись на ближайшую электричку, представляя с
все возможные и невозможные радости мира, свободного от курсантских обязательств, чертовски прекрасного, внесистемного мира....
И уже на перроне Володарки лицом к лицу столкнулись с начальником ОРСО.  капитаном 2 ранга Сергеем Петровичем Куприяновым, он же  " Купер ". Полная, извините, жопа.
 Немая сцена.
 Занавес.

Ночь перед вышкой_

Осталась последняя ночь , чтобы выучить... всю высшую математику! Шансов - ноль. Но не сдаются наши... романтики. Главное - не заснуть и успеть выучить основное. Чтобы хоть что-то профессору пробубнить, мол, вот это  славный коффецикент икс. А это - синусовый косинус в состоянии покоя. Под утро Женька сломался и решил искупаться в нашем пруду. Будучи. Уже. Совсем. Не в силах. Зубрить.
Эту белиберду ! Плавал и плавал, как рыбка, водную гладь рассекая. Потом вернулся в кубрик и упал на кровать, сказав: " Андрей ! Я только полчасика...хр, хр...ХР! " На остатние пару часов засыпая. Андрюша - кремень , всю ночку не спал. И до начала экзамена он кое-как продержался. В итоге : Женька поймал свой " банан ". А Андрюха так честным троечником и остался.
Мораль сей саги проста - "не спи на боевом посту !"И обходи все искушения за милю или в за версту.


Курсанты про Стрельну.



Евгений Константинович Магдич

Про Беню Сухова.
Беня был большой оригинал и пришел один раз в роту с громадной крысой на поводке, по-моему был на ней еще розовый бант. Торжественно прошел по роте до господина Маленкова, который пришел в почти обморочное состояние.

Про Москаленко и Магдича.
Так как оба были разгильдяями, а я к тому же еще и спортсмен, то знаний - не хватало, мы брали из конспектов всю инфу перед экзаменами и переписывали ее на микро-шпоры, два надломанных карандашика-ролика.Так вот, мы, после экзаменов, растягивали сии шпоры аж через асфальтовую дорогу шоссе. За то, что Москал пересдал с третьей попытки химию, папа ему подарил переносной, оче-е-е-нь крутанский магнитофон, импортный с кнопочками.Все завидовали...
Так как я был спортсменом и у меня был спортивный билет, то я в основном ночевал в Питере, соответственно привозил всякие вкусняшки, а также запрещёнку: разные напитки. А с Раймисом мы как-то раз убирали территорию и чистили люк с коммуникациями прямо напротив окон нашей роты. Так мы забрались внутрь, закрылись и пили алкоголь. Помню, было безопасно, сухо, тепло и хорошо, закусывали простой вареной колбаской.

Антон Викторович Малышев ( светлая память, умер в 2019 году )

Редко, когда о проблемах в рейсе кто-то говорит предельно серьезно, по крайней мере не со своими родными и друзьями, все больше байки травятся. Так и про училище - дискомфорт наверняка был. И с приказами старшин, и с физзарядкой, и с дисциплиной, и со многим другим. Все дело в том, что ты говорил себе, что это нормально, что это и есть новая жизнь и принимал новые правила игры. Тем более , что нам их вкладывали очень достойные люди : профессора Филипповы, Яша Кривошип, Арпиайнен и многие другие.


Дмитрий Викторович Лобусов

Стрельна - хорошие воспоминания. Первая самоволка на ноябрьских праздниках, летняя подготовка к экзаменам на заливе, Кротов , высушивающий палубу гальюна расправленной тряпкой...
 Ожидание прихода ленинградца Брюхова в воскресение из увольнения с домашними харчами. Сухов, спрятавшийся в пожарном ящике от зарядки. Миша Федоров, потерявший сознание в строю, когда объявили, что пойдем сдавать кровь. Концерт наших бардов на карантине. Померший заяц на морозе, увиденный нами на утренней физзарядке. Соловьи на кусте сирени под окнами, мешавшие спать. Слушали "ДДТ", с той кассеты, что привез Прилуцкий из Уфы.


Константин Борисович Левитский

Я не любил эту Стрельну, честно говоря. Помню вот по английскому языку у нас препод молодой был одно время, так он нам "Хотель Калифорния" ставил и мы слова учили - вот это было изучение языка, красота ! У меня первые два курса не очень давались, особенно в конце первого. Было тяжело, чуть не ушёл.


_Алексей Леонидович Драбкин

Стрельна - лучшее время за весь срок обучения в Макаровке, как Кинчев пел: «Мы вместе !»  Охта поделила народ на местных - не местных, коллектив распался на группы. В двух словах так.


Глеб Валерьевич Шабалин

Стрельну помню как мрачное, но полезное мероприятие для моей, избалованной в детстве, психологии. Отличные воспоминания о однокурсниках и преподавательском составе. Об офицерах я не стану отзываться плохо, они - люди системы и сейчас, как мне кажется, вполне адекватно вписывались в ротную жизнь.


____Валерий Владимирович Иловайский._____

Я был скромен, в общем-то, но были ребята, конечно, посмелее!Бегали , конечно.Я не думаю, что была какая-то разница между вашими и нашими. Важнее, кто стоял на дежурстве из офицеров. Кстати, всегда завидовали вашей роте, считали вашего командира гораздо более спокойным, он на многое был способен закрыть глаза.
Стрельна произвела сперва, конечно же , тяжёлое впечатление, так как - это был мой первый раз в военной системе. Один, далеко от дома... Потом, конечно , всё стало на свои места.Сейчас ездили на экскурсию туда, класс, одни весёлые воспоминания!Да мне так кажется, что для растущего молодого организма, всё было очень даже хорошо. Место так вообще шикарное!Зимой слегка тоскливо, но так это и везде так на природе, особенно, когда на зарядку утром рано вставать! Наличные всегда были, так что, если не хватало, то можно было в магазине или в буфете набрать всякого добра. Стипуха не всегда была, но с дома регулярно подкидывали...

Сергей Викторович Бухтияров

Общие наблюдения.
1. Начало учёбы в Стрельне, постоянное чувство голода.
2. Снижение, а не подъем, в качестве общения.
   Литературный язык заменили матюки - так взрослее ?
3. Какие вокруг разные люди !
4. Ленинград - это СУПЕР ! Особенно после любого Задрищенска.
5. Эрмитаж - это не на один выходной!
   У отдельных картин "залипаешь" надолго.
   Стало понятно, зачем в залах установлены скамейки.
6. Секса в стране нет, а эротика в Эрмитаже - ЕСТЬ!
7. Здесь реальная живая музыка на концертах, а не кассеты в Задрищенске.
8. Далеко ехать в город и назад. Однажды проспал Володарку, шел пешком из Петродворца.
9. В Стрельне пропала брезгливость и стеснение. Наряд на камбузе - и ты уже знаешь "из какого сора" , а коллективное использование душа - напрочь отбивает остатки стыдливости.
10. Учебный корпус пахнул стройкой , а на переменах - беляшами.
11. Сначала все с форсом курили "фирму" и потом массово перешли на "Беломор" - дешево и больше.
12. "Дай добью" - на перемене.
     Отгрызенная гильза и остаток папиросы на три-четыре тяги...
13 Гитарные распевки по кубарям.
14 Как же сильно хотелось спать по утру !
15.Наличие "шхеры" - великое дело.
   Как-то так.

____Александр Васильевич Шмелев, выпускник 1980 года.

Приветствую, Андрей !
Благодарю за Вашу цепкую память, которая позволяет вернуться в прошлое.
Скажу честно, мое восприятие курсантского прошлого более романтичное и положительное. Может быть потому, что это было раньше, чем у Вас. Что касается мотивации - чистая романтика, моря до этого не видел ни разу. Сын офицера, вся жизнь в военных городках, поэтому 1 и 2 курс
не вызывали никаких отрицательных эмоций, еще раз отмечу, что никаких оскорбительных фактов, вызывающих отторжение "системы" не помню. На первом курсе, как раз из Стрельни, из училища сбежал сынок адмирала, вот его то точно коробило, а я был как патрон в обойме.Сейчас жалею только о дурном кадетском пьянстве, которое было частью образа, но что было - то было.Хотя наверное все-таки отрицательные эмоции были, но я должен их переоценить и сформулировать чуть позже. Например, некоторые повадки вернувшихся из армии рембят, поставленных старшинами, но это быстро прошло
 Год поступления 1975, выпуск олимпийский 1980.


Дурбат первого курса: тоска
 смертная и полная бенадега.


  Остров.

Вышли мы из Системы
и разбрелись, кто куда.
Годы промчались, как птицы,
а на висках седина.
В памяти многое стёрлось.
Но нам не забыть никогда.
Шлюпки, берёзовый остров.
Ти-та-ти-ти. Та-та-та...

Однажды мы с Хэнком откосили от учебы. Всё официально , ибо медсанчасть дала "добро". Пошли на пляж, сели на скамейку, закурили. Лепота...
Вдруг, откуда ни возьмись , появляется Голубов Леонид Порфирьевич.
Как черт из табакерки.
- Почему не на занятиях ?
- Да... мы...
- Молчать ! Почему не на занятиях ?
- Нас в медсанчасти освободили.
- Пять нарядов.
- За что ?
- Освобождает не медсанчасть,
  освобождает командир ! "


Валерий Яковлевич Соболев,
дневник того времени.

  17 июня.
  День шестой.

Закончилась теоретическая часть «Спасения на море».После обеда просидели в столовой в ожидании лекции по ВМП, но до конца занятий кап.3-го ранга так и не пришёл. Холод. Дождь. Сегодня баня. Местная баня рассчитана на одновременную помывку не более 10 человек, а за четыре часа должны помыться две сотни курсантов. Наша группа последняя, и мы оказались в бане уже перед закрытием. Действие достигло апогея. Внутрь втолкнулись человек 40-50, а вода – на исходе, образовалась очередь. Осталась только холодная вода, но и её ещё нужно было достать. Мне ещё повезло, а некоторым намылившимся уже не удалось сполоснуться.Ребята в кубрике играют в «Монополию», и так увлеклись, что забыли об еде. Игра азартная, и стоит невообразимый шум. Женя Магдич – миллионер.

18 июня. День седьмой.

Всё утро дождь, и весь день.Прослушали лекцию по ВМП.После обеда – сон, но поспать не удалось: ребята яростно обсуждали правила игры в «Монополию».
Женя Магдич получил постельный режим, и многим тоже захотелось.
Дошло до того, что намазывали глаза мазью, чтобы слезились; имитировали кашель и насморк.Приехало начальство училища и БМП.Впервые было занятие по такелажному делу:выучили 12 узлов.Потом – сигнализация: изучили основы передачи по азбуке Морзе.Азбуку я выучил: передаю 30-35 знаков в минуту, но читаю плохо.
Вечером дождь перестал и потеплело. "

 отрывок публикуется с разрешения автора.
(с) Валерий Соболев.
 Проза.ру.


Первая практика на судах.
На холодном балтийском ветру, на баке " Новомосковска "мы слегка задубели, ожидая швартовку. Тут-то боцман Владимир Ильич и прохрипел перегаром:
" Ну чё вы.... студенты... так ни...ничему... и не научились ? "И матом, и матом по-полной - мы с Костиком лишь улыбнулись,
был тогда год одна тысяча... третий ,
порт Антверпен , первая практика.  море,загранка,словом, романтика. Странно: прошло тридцать лет,а кажется, что это было вчера.

K.Б. Левитский:
 - Да уж, было дело.
- А помнишь, Константин, как мы с линкором бились,с супостататом ?Тогда до братской Никарагуа рукой было подать, и даже ядрам стало тесно пролетать сквозь толщу обезумевших москитов ? Как наше ржавое советское корыто шло на таран и замполит визжал как резаный. Старпом шептал своё "прости-прощай", а Макс в каюте пил балтийский чай и трезво рассуждал, что "Найки" без педали вряд-ли, вряд-ли стоят своих денег...Нас было четверо: Макс, Кот, Малыш.
И Фокс, покорный ваш слуга.Мы смутно представляли, что такое заграница. Мы были юны, зелены, полны амбиций. И вдруг попали забугор, в далёкие края. Не зная толком. Что там можно, что нельзя. Итак, мы,слава богу , вышли в море.
Я жил в каюте без ключа, последней в нашем славном коридоре. В соседней жил Олег Дзятко по прозвищу "Малыш".Его отец был настоящий капитан. Суров и справедлив. По-своему. С таким ! Не пошалишь! Я был свидетелем тому, как третий, робко постучав, вошел к нему, сказав чуть слышно:" М-м-можно м-м-ы..." Тот рявкнул: "  Дверь закрой ! "
Я чуть было не поперхнулся
 бутербродом с колбасой...

____Линия "Балт Капас", 1983 год._______
Ленинград - Европа - Северная и Южная Америка и обратно.
Порты захода после Европы - Мексика: Коацекалькос, Тампико, Веракрус.
Ямайка ( Кингстон ), Панама ( Панама ), Никарагуа, Коста Рика ( Лимон ).
Сборный экипаж, начинающий капитан Кошкин, моя шикарная каюта без ключа, бывший хозяин которой активно коллекционировал тропических бабочек, невероятное количество "морских муравьев", особенно ночью на камбузе, удивительно недорогой мексиканский аптечный спирт, со всеми вытекающими, ночное ограбление местными лос бандерос нашего судна в порту Тампико, драки, по-пьяни, жуткая песчаная буря в полнолуние, самоубийство хозпома Шелехова в порту Веракрус, веселая дневальная Светка по кличке "Клякса", двухнедельный запой боцмана " Черепа " после выхода из Ленинграда, неслабый такой шторм в Северном море на обратном пути, наш элегантный контакт с американским военным кораблем "  Бучанан " во время блокады панамских стран американским флотом...словом - то была самая настоящая романтика. Нас, практикантов ЛВИМУ, зачислили по блату* в штат судна матросами первого класса.
Я стоял ходовую вахту со вторым помощником.Эх, как вспомню наши ночные посиделки после вахты, да под жареную картошечку, реквизированную с камбуза...так сразу же наворачивается скупая мужская слеза ностальгии.
Хорошо сидим !Я, Лёха и второй механик Саныч. Второй ПКМ Алексеей Алексеевич Веденеев, выпускник ЛВИМУ. Что тут скажешь ? Лёша - отличный мужик, наш человек, настоящий макаровец ! После той практики мы скорешились. С третьим же механиком ,Ильичевым Саней ,мы сблизились на почве нашей любви к гитаре - он был большой поклонник творчества Пако де Лючия. Но все хорошее когда-нибудь, да кончается и меня перевели к старпому Михалычу.
За что ? За мое братание со
вторым , за смычку "низов-верхов" и грубейшее нарушение субординации ", по субъективному мнению нашего капитана. В том рейсе было всяко.
От и до.