Глава 16. Пробуждение души

Мария Лашкунова
Куда душа моя стремится?
Как в сердце раненая птица
Страданье, боль сполна познав.
Гнев, униженье испытав,
Поняв мечты чужие, муки,
Не опустила крыла-руки
Н.Б.Мариненко

Несмотря на то, что не сложилась ее семейная жизнь, Мария, в результате,  приобрела  немало  полезного для пополнения своего духовного багажа.  Она смогла поверить в себя, в свои силы, не сложила, как раненая птица, свои крыла-руки,  а вовремя встрепенулась  и  устремила  свои усилия для полета души и мысли. Душа  ее, пройдя через  все трудности и испытания,  наконец-то прозрела. Таким образом, женщина  смогла встать на путь, приведший к духовному осознанию. Этот путь освобождал ее из оков бессознательного и бессмысленного существования.  В это нелегкое время  к  ней приходят нужные книги, из которых она,  как небольшой ручеек весенними водами, жадно напитывается знаниями, окружают люди с новым мировоззрением. По крупицам вбирает Мария в себя духовное знание. С этим знанием приходит к ней  осознание  всей,  прожитой  жизни, понимание этих, нужных уроков. Ведь нельзя перейти из одного состояния внутреннего совершенства в другое,  более  высокое, пока  все  препятствия вовне не сумел человек принять и благословить.  Ширится сознание, благодаря которому Мария постепенно отвоевывает себя у своего  бессознательного. Новые духовные силы помогли ей очистить сердце от взаимной враждебности,  мелкого недовольства, ревности, зависти,  себялюбия,  обид. Ранее жизнь подавляла Марию. Теперь она знает,  что ее будущее зависит от  собственных усилий.

Как ни странно, но именно развод явился толчком к принятию Марией новой осознанной жизни, к пробуждению ее души. Нелегко ей с детьми жилось в  материальном  плане в лихие 90–ые годы. Немало  было затрачено Марией душевных и физических сил для налаживания гармоничной жизни. Любовь, сочувствие, уважение, сопереживание  являлись постоянными спутниками в  их семье. Со всем плохим и хорошим дети шли к Марии,  зная, что мама их внимательно выслушает,  ненавязчиво укажет на то или иное действие,  с помощью чего и проблема уже разрешается сама собой. В нормальной  домашней  обстановке дети стали хорошо учиться. В  прежней жизни недостижимо было счастье и благополучие  детей.

Мать поговорила с директором школы, чтобы сын смог продолжить учебу в школе, получить среднее образование. Тогда в старшие классы детей с тройками в аттестате не брали. Мария напомнила сыну о том, что тот, учась в первом классе, как-то сказал:
- Я, мама, и еще в институт поступлю после школы…

 Отец только посмеивался над этим:
-  Куда ему. Хоть бы в техникум поступил. А вообще-то ему прямая дорога в училище.

Мальчишка, вдохновленный матерью, стал очень хорошо учиться в старших классах. В десятом классе сам пошел на подготовительные курсы для поступления в институт.

  На выпускной вечер, который праздновали в кафе, решили, что сын не пойдет, так как не было денег. Зарплату на заводе задерживали, получала Мария деньги лишь спустя два, а-то и три месяца.  Женщина еле сводила концы с концами. Доходило даже до того, что  она ходила на прием к главному бухгалтеру завода, умоляла чуть ли не со слезами на глазах, чтобы выдали ей зарплату хотя бы за месяц.

Тот на все сказанное женщиной, сказал:
- Пусть муж зарабатывает деньги.

- Муж не платит алименты. – Ответила Мария.

- Кто же тебе виноват?  Надо было не разводиться. – Таков был ответ.

- Что вы такое говорите?!! У меня дети голодные. - Вскричала расстроенная женщина.
- Я прошу у вас не ваши, а свои, заработанные мною, деньги. - Вот такая обстановка была тогда на предприятии и такое отношение к людям и их нуждам.

Классная руководительница вызвала Марию в школу, узнав о том, что ее ученик отказывается идти на выпускной вечер. Сказала ей о том, что все дети должны присутствовать на выпускном вечере. Им там будут вручать аттестаты. Заверила мать, чтобы она не волновалась по оплате за это мероприятие, сколько сможет, столько пусть и внесет денег.  Однако Мария изыскала нужную сумму денег и дала их сыну. Не хотелось матери, чтобы ее ребенок чувствовал свою ущербность среди своих одноклассников.

Но все на этом не закончилось. Через неделю к ним в дом пришла одна из родительниц, организовавших выпускной, и стала требовать еще денег от Марии.

- Я же полностью всю, требуемую, сумму выплатила. Что вы от меня еще хотите?

- Нужны были еще дополнительно деньги на цветы учителям.

- Я же объяснила свою ситуацию. Мой сын не собирался идти на выпускной из-за материальных затруднений. Вы думаете, мне не хотелось присутствовать вместе с сыном на этом вечере?  – Женщина не уходила и все чего-то ждала.

- Нет у меня денег.– Мария открыла и показала пустой холодильник.  Мне детей нечем кормить. – Обидно было больше всего то, что при всем этом присутствовал сын.

 Мария заплакала, выпроваживая женщину, думая о том, что чувствует ее ребенок.
- И зачем только я пошел на этот выпускной?!! Ничего интересного там не было. Аттестат я мог бы и позже в школе получить. – В сердцах произнес сын.

Получив заработную плату, Мария из нее выделила требуемую сумму, и отдала сыну, чтобы тот отнес деньги. Вот таким негативным проявлением  остался в памяти   матери и сына его выпускной вечер. 

Мария помогала сыну подготовиться к вступительным экзаменам. Какая же радость была для матери, когда сын сдал экзамены и был зачислен студентом в этот институт. Позднее Мария помогала сыну в учебе. Работая на заводе за компьютером, мать напечатала ему пояснительную записку к дипломному проекту. В то время в институте был недостаток компьютеров. Приобрести собственный компьютер было не по средствам этой семьи.

Нелегкой задачей для матери явилось воспитание дочери,  требующее большой любви,  выдержки, терпения, затрат всех душевных сил. Эта девочка была вторым ребенком в семье.  Первым был мальчик, который рос,  как и все дети,  особых хлопот не доставляя. Мария много времени уделяла детям,  в них была сосредоточена вся  жизнь матери. Не меньшим вниманием, заботой и любовью была окружена ее девочка. Но, увы, матери пришлось столкнуться с  непонятными  и  необъяснимыми проявлениями независимого характера дочери. Недоумение, непонимание, растерянность то и дело ощущала мать.  Думалось,  что пройдет какое-то время,  и любовь, нежность и забота сделают свое дело. Девочка  изменится к лучшему.

Но с каждым годом все сильнее и ярче становились проявления ее характера. Как Мария уже позже поняла, на  все это были свои причины.  Но в то время она ощущала свою беспомощность. Один раз,  когда ее нервы не выдержали, мать свою дочурку хорошо отшлепала.  Подобные методы воспитания не одобряемые были ею, а тут мать как бы расписалась в своем бессилии.  Поплакав над заснувшим ребенком, Мария решила больше и пальцем дочь не трогать.  Этому решению она следовала в течение всей жизни. Женщина поняла, что надо искать причины такого поведения ребенка. Ей не хватало знаний, навыков воспитания.  Мария никак не могла понять,  как в одной семье и в тех же условиях,  могут расти совершенно разные по характеру дети? 

Интуитивно  она чувствовала, что надо набраться терпения, выдержки и искать новые подходы к сердцу своего ребенка.  Только таким образом можно  чего-то достичь и что-то изменить. Окружив свою девочку еще большим вниманием, она старалась донести до нее, что мать ее очень любит именно такую как она есть, в то же время она хочет ей помочь измениться к лучшему. Подрастая, дочь, порой сама была не рада своему поведению. Просит прощение за очередную агрессию с ее стороны, и тут же все повторяется сначала. Немало душевных сил,  выдержки и терпения потребовалось матери,  чтобы особо  не обращать внимания на негативные проявления характера дочери. Мария пыталась воздействовать на девочку при помощи открыток от  Деда  Мороза.  К тому времени девочка с матерью выучила все буквы и до школы научилась читать. Увы, ощутимых результатов это не приносило.

Мария не сдавалась, старалась свое, да и внимание дочери больше акцентировать на положительных ее качествах: упорстве, целеустремленности, ответственности. Вот на это все Мария и пыталась направить неуемную  энергию  своей девочки. Это способствовало успешной учебе  в школе. При этом мать указывала дочери, чтобы та делилась своими знаниями с одноклассниками, чтобы в ней  не  подпитывались высокомерие и  превосходство  над другими. Девочка училась на одни пятерки. Школу в дальнейшем закончила с медалью. Что и говорить, было нелегко и очень нелегко. Порой у матери руки опускались, и нервы сдавали,  но  она  старалась себя сдерживать и виду этого не показывать.   К счастью,  совместными усилиями им это препятствие удалось преодолеть. Постепенно и незаметно отношения  матери и дочери менялись к лучшему. 

Был вечер. Мария с дочерью сидели и сумерничали у окна. Открывался прекрасный вид с высоты восьмого этажа. Багровое зарево покрывало небосклон.  Все располагало к откровению, разговору о вечных истинах.  Одиннадцатилетняя дочь  высказывала свои мысли по поводу жизни.  Ей хотелось знать:
- Откуда   все произошло?  Как зачиналась жизнь на Земле? Как была образована наша планета? - Мария была удивлена и поражена тому, что девочка ставит такие серьезные вопросы, что у нее такой пытливый ум. Уже в эти годы у дочери просыпается самосознание,  осознание окружающей жизни. Это ли не благо?

 Выяснилось, что эти вопросы беспокоят девочку уже  с  пяти  лет.  Уже  в то время ей этим хотелось поделиться с кем-либо. Дочь пыталась поговорить с матерью,  но та тогда девочку не поняла и не приняла ее вопросов.  Дочь же не могла еще ясно их выразить, да и мама не была готова к их восприятию.  Ум матери был поглощен суетными проблемами и мыслями.  Сознание Марии еще дремало во мраке невежества.  Она даже не подозревала, какая сила таится в ее сердце! Жила женщина, как во сне, безответственно относилась и к себе, и к своей жизни. Плыла по течению, не замечая вокруг  настоящей  жизни  и  настоящей красоты.  Вся ее прошедшая жизнь была не жизнь, а иллюзии. Во всем она и подпитывала себя этими иллюзиями, помогающими переносить убожество реальной жизни.

Ей бы тогда остановиться,  задуматься, оглянуться вокруг:
- Зачем мы живем?  Для чего пришли в этот мир? - Однако на все это у Марии не находилось ни внимания,  ни времени. 

Жизнь – это движение, и она направлена вперед  и только вперед:  к совершенству, к своему источнику. Ведь и пришла женщина эта в этот мир для того, чтобы сделать еще хотя бы один шаг, приближающий ее к этому источнику.  Не понимала и не осознавала этого она. Ударяя сильнее, жизнь давала, порой болезненные уроки,  которые и способствовали пробуждению сознания Марии.

    Как же была рада мать вопросам дочери, которая была уверена в том, что если бы все люди обладали достаточным самосознанием, то не было бы всех бедствий и горя на Земле.  Этот вечер сблизил еще больше мать и дочь, они ощутили родство своих душ. Это ли не счастье? Мать приносила дочери книги по интересующим ее вопросам. Затем они обсуждали прочитанное. Так,  постоянно учась, что-то узнавая для себя новое,  Мария учила этому и своих детей.  А это труд и немалый труд. Но ведь для этого труда матери и доверены души ее детей,  чтобы она смогла помочь в их развитии. Ведь мать и ребенок связаны невидимыми нитями.  Мать как бы является сеятельницей тех искорок светлого и доброго в детских душах, которые могут стать факелами, изменяющими и духовно обновляющими всю жизнь.   Способствуя развитию детских душ, родители сами поднимаются и духовно растут.


Очень Марии помогла в воспитании детей ее учеба в "Аквариуниверситете" города Минска. Училась она  заочно на факультете «Практическая психология», выбрав специальность; «Семейное консультирование». Очень хотелось женщине разобраться в своей не сложившейся семейной жизни. В ней присутствовала потребность в своей полезности. Огромно было у Марии желание, на основе своего  жизненного опыта и полученным в университете знаний, помочь другим семьям избежать многочисленных проблем, ошибок и разногласий.   Из трех лет учебы в университете женщина прошла только три семестра.  Трудности материального плана давали о себе знать. Не предоставлялась возможность  оплаты за учебу.

 Однако благодаря занятиям в университете, Мария научилась связно излагать свои мысли на бумаге, отсылая для проверки свои работы. Многое из изученного она смогла  понять,  узнать и применить в своей жизни. Так,  например,  ненавязчиво, с юмором, играя, она указывала своей дочурке  на  то,  что  ею одолевает в той или иной ситуации один из зверьков "Тонкой семерки" Авессалома Подводного.  Вначале  девочка не  хотела  с этим мириться,  воспринимать этих зверюшек.  Но постепенно она включилась в игру,  выискивая персонажей этой  семерки у остальных членов их семьи. После какой-нибудь вспышки, она уже говорила матери,  что она не хотела так себя вести,  что это зверек ее подвел к такому поведению. Мария старалась научить свою девочку, чтобы она всегда оставалась хозяйкой положения,  чтоб зверюшки ей помогали, подчинялись, а не одерживали над ней верх.

  Все непросто во взаимоотношениях матери и дочери, в отношениях ее с окружающими людьми, но девочка твердо знает, что мама ее понимает и любит такой, как она есть. Все это подталкивает ребенка к изменению себя,  своего поведения.  Девочка старается стать  лучше, благо мама  рядом и подскажет,  если что-то будет не так. Мать с дочерью рассматривают и анализируют прошедшие ситуации, поступки девочки и поведение других людей.

Все,  что женщина познает, она старается тут же опробовать в своей жизни. То, что опробовано и действенно, Мария старается передать другим людям, чтобы и они смогли жить разумной и осознанной жизнью.  С изменением восприятия этой женщиной людей, самой жизни, пришло понимание того, что каждый человек живет только так,  как осознает и понимает свою жизнь.   Меняются окружающие Марию люди. Наладились взаимоотношения ее с бывшим мужем и его родными.  Постепенно исчезли обиды. Мария ровно относится ко всем людям,  независимо ни от кого и ни от чего. И в данное время для нее интересен и ценен каждый человек. Вот таким образом развод для этой женщины стал именно той ступенькой  в  новую, более осознанную,  разумную, счастливую жизнь.

Мы существуем во внешнем мире следствий и во внутреннем мире причин. Все,  что ранее казалось плохим,  но через некоторое время, ставшее понятным, есть  выученный урок в этой жизни.  Люди, встречающие в нашей жизни, а также различные ситуации, даны нам, чтобы мы, наконец, познали себя. В каждом человеке есть творческие силы сверх сознания. Только в одних они дремлют, а в других оживают.