Покаянные годы иеромонаха Никона

Дмитрий Немельштейн
Дмитрий Немельштейн

Анзерский скит или Соловецкое оправдание Никиты Минова




Сцена первая

1635 год. Поздняя осень. Постоялый двор в одном из поморских поселений. В небольшой комнате на грубо сколоченном столе горит свеча. У стола бывший московский священник Никита Минов читает книгу. Раздаётся стук в дверь. В комнату входят хозяин постоялого двора (корчмарь) и рыжеволосый, тщедушный на вид, достаточно опрятно одетый человек среднего роста и средних лет.

К о р ч м а р ь(обращаясь к Никите)
Мил человек, прости, что беспокою…
Корчма полна, а на дворе – невмочь…
Не вправе гостя я лишать постоя.
Ночь переспит, помолится и… прочь…

Н и к и т а
Коли нужда, перечить я не стану.
Жаль, лавки нет второй.

Н о в ы й  п о с т о я л е ц
То не беда.
Улягусь на полу. Хвала кафтану –
Он хоть и стар, да терпит холода;.

К о р ч м а р ь (подойдя вплотную к Никите, шепчет ему на ухо)
Мил человек, будь всё же настороже.
Сей, хоть и заплатил за ночь сполна,
Коли судить по конопатой роже,
Изрядный плут. Мне стать его видна.
(произносит громко)
Так я пойду… Храни Господь вас, люди! (выходит)

Н и к и т а(вслед)
Спаси Господь!(к новому постояльцу) Присаживайся, брат.
Меня Никитой кличут. Ты кто будешь?

Н о в ы й  п о с т о я л е ц
Иду туда, куда глаза глядят,
А звать Мефёдом. Странствую по свету,
Головушку ищу, где преклонить,
Да жить в покое, сыту и одету…

Н и к и т а
По мне, важнее, душу сохранить.
С тем я в таёжный скит, что среди моря
Вдали от суеты мирской, стремлюсь,
Чтоб там навек в забвенье и затворе
Избыть свой грех, о чём давно молюсь.

М е ф ё д
Ты, значит, в Соловки стремишься, друже?
Хотел бы там спокаяться и я.
Да страх берёт идти по этой стуже
В святые и суровые края.

Н и к и т а
Что холод против Божьего веленья –
Молитвы жар согреет и спасёт.
Когда душа желает исцеленья,
Её к спасенью сам Господь ведёт.
Анзерский скит – заветная обитель,
Там вожделенный обрету покой.
В нём всяк насельник – вечности ревнитель,
А не стяжатель славы суетно;й.
Игумен же, вдогон моих желаний,
Известен тем, что справедлив и строг.
Там после покаянных испытаний
И я устрою пу;стынку, даст Бог.

М е ф ё д
И мне бы тем путём пойти, да знамо,
Таких, как я, в обитель не берут.
Я врос давно в иной устав корнями,
И все мои грехи со мной умрут.

Н и к и т а
Грех греху – рознь

М е ф ё д
Не знаешь, как бывает.
Неволей вспомню – оторопь берёт.

Н и к и т а
По покаянью Бог грехи прощает.

М е ф ё д
Я смладу в поле знал один лишь пот…
Помощников отцу нас было трое…
В достатке среднем жили, без нужды.
Да мор пришёл, и стал я сиротою,
Двор запустел с приходом той беды?
Забрал Господь и суженную. Свадьбу
Собрались было осенью сыграть…
Кабы да наперёд всё это знать бы…(вздыхает)
Я сам тогда собрался помирать,
Да Божьим промышленьем жив остался.
А испоместный вскоре стал грозить
Мне правежом… Мол, сильно задолжался…
Совсем невмоготу мне стало жить.
Я бросил двор. Пристал к бродячей  шайке
Живя в лесу, стал в травах понимать…
Повем тебе я, друже, без утайки:
Каб не знахарство, мог бы татем стать.

Н и к и т а
Уж то добро, что о себе поведать
Ты мне решил.

М е ф ё д(с горечью)
А то кому ещё?

Н и к и т а
Коль есть страх Божий, это ль не победа
Над тем, чем был по младости прельщён?

М е ф ё д
В какой-то день я, ту ватагу бросив,
По белу свету странствовать пошёл.
То папертью живу, то на покосе
В работниках… Тут много крепких сёл.(после некоторой задумчивости)
А не пойти ль с тобою мне, Никита?
Авось на что-нибудь, да и сгожусь.

Н и к и т а
Дорога к Богу всякому открыта –
Славна святыми праведная Русь.
Коли охота – собирайся, брате.
Вдвоём оно, вестимо, веселей.

М е ф ё д
Спаси тя Бог! Да что мне собирати?
Весь скарб при мне.

Н и к и т а
Тем ты мне и милей.
Зато моя претяжела котомка.
Возьми-ка, взвесь-ка.

М е ф ё д(берёт в руку котомку Никиты)
Да, претяжела.
А что же там? Ужель одна прокормка?

Н и к и т а
Святые книги, нитки, да игла.
А сверх того мне и не надо, вроде.
На пропитанье есть немного коп.
Да и без них при нашем-то народе
Не пропадёшь: и барин, и холоп –
Все подадут…

М е ф ё д
Ты служивал при храме?

Н и к и т а
Священствовал. И просвещал народ,
И был ведом небесными хорами…
Но знает кто, что будет наперёд?

М е ф ё д
И что же?..  От добра добра не ищут.

Н и к и т а
Я счастлив, брате, был до той поры,
Доколе дал мне Бог. Несчастья рыщут
За нами и секиры их остры.
Когда в Москве поветрие забрало
Всех сыновей моих в единый час,
Иное время для меня настало,
И я ушёл, смиреньем облачась.
Ушёл на полночь…  с чаяньем на по;стриг.
И вот теперь стремлюсь в Анзерский скит,
Чтоб в вечность перекинуть хлипкий мостик.

М е ф ё д
А как приход? Господь ли тя простит?

Н и к и т а
Я бил челом епископу, и трижды,
Покуда он не внял моим речам.
И вот в тот край, где обитал подвижник –
Филипп Святитель – устремляюсь сам.
Как видишь, в том греха и грана нету:
Ушёл, простясь с приходом и женой;
Ушёл согласно давнему обету;
Ушёл с молитвой и пустой мошной.

М е ф ё д(с некоторым удивлением)
Но книги – это верное богатство,
Коль их с немалой выгодой продать.

Н и к и т а
Знать, не по мне такое святотатство.
На грех такой решится только тать.
Все эти книги гость суконной сотни
Мне отписал по смерти по своей
Не для того, чтоб в тёмной подворотне
Сбывал их я, став худшим из людей.
К тому ж средь них псалтырь есть, что Филиппом
Святителем когда-то освящён
И дивными каменьями усыпан.
За этот грех меня бы проклял он.

М е ф ё д(рассеянно, думая о чём-то своём)
В народе свят Филипп.

Н и к и т а
Да, он вознёсся
Деяньями над властию мирской…
Избуду ль с ним своё чересполосье?
С ним обрету ль желанный мне покой?

М е ф ё д (вновь сосредотачиваясь на беседе, и с воодушевлением)
В тебе нашёл я верную примету –
Ты стал мне близок, сердце обнажив.
Уж сколько лет хожу по белу свету,
То в найм иду, то подаяньем жив.
С тобой и я в Анзере покаяньем
За все грехи минувшие прощусь
И положу конец моим скитаньям.

Н и к и т а
Спаси тя Бог! Жива Святая Русь!
Давай-ка спать ложиться, брат Мефодий.
Хоть ночь длинна, да сразу не уснуть.
Немало на Руси святых угодий…
Их обретём ли, этот выбрав путь?

Никита шепчет молитву, задувает свечу и ложится на лавку лицом к стене, подложив под голову котомку. Укладывается на пол под стеною и Мефёд. После того, как Никита засыпает, Мефёд, выждав какое-то время, встаёт. Поколебавшись немного, снова ложится. Затем снова встаёт. Уже без всяких сомнений, осторожно подходит к лавке, на которой спит Никита, достаёт из-за голенища нож и склоняется над спящим. Через несколько мгновений распрямляется. В руках у него две книги, которые ему удалось вытащить из котомки, не разбудив спящего. Так же по-кошачьи он подходит к двери и исчезает.
Через небольшой отрезок времени за дверью возникает какой-то шум. Дверь с грохотом распахивается. Втолкнув в комнату Мефёда, за ним, громко сопя, входит корчмарь. В руках у него краденные Мефёдом книги. Никита, разбуженный суматохой, вскакивает с лавки.
Корчмарь обращается к Никите.

К о р ч м а р ь
Твои ли это книги, постоялец?

Н и к и т а
Мои ль? Мои должно лежат в суме.

К о р ч м а р ь
А ты взгляни, тогда и молви дале.

Узнавший свои книги Никита, молча берёт в руки котомку и, увидев на ней разрез, сразу всё понимает. После недолгого молчания, говорит.

Н и к и т а
Мои – при мне, как я – в твоей корчме.
А эти книги (указывает на книги в руках корчмаря) даровал соседу
С тем, чтобы внёс смиренно добрый вклад
Он за себя в Анзерский скит. Чтоб беды
Окончились его. И тем я рад,
Что бросил он блудить по белу свету;
Что преклонит усталое чело,
На все ему оставшиеся лета,
В монашьей келье, поборая зло.

К о р ч м а р ь(отдавая книги Мефёду)
Ну, коли так, ещё раз извиняйте…
А то хотели в съезжую свести.
Вы на меня уж больно не серчайте.
Должон и я порядок свой блюсти(выходит)

М е ф ё д(падает на колени и бьёт челом Никите)
Спаси тя Бог! Спаси тя Бог, Никита!
Прости за грех! Прости, попутал бес!
Возьми (протягивает книги Никите).

Н и к и т а
Оставь себе. Да будет смыто
В тебе былое волею Небес.
(Мефодий плачет. Никита укладывается спать. Мефодий садится у стены и продолжает беззвучно плакать)