Ум и Счастье

Илья Васильевич Маслов
Сказка "Ум и Счастье" опубликована в книге Ильи Васильевича Маслова
 "Люнек", изданной Хакасским книжным издательством "АБАКАН" в 1959 году.

Сказка записана от сказителя С. П. Кадышева.
Перевел с хакасского И. В. Маслов. См. фото:  http://www.proza.ru/2019/03/22/990

     *****

     УМ И СЧАСТЬЕ

     Встретились на холме Ум и Счастье, разговорились.
     — Ты кто? — спрашивает Ум.
     — Счастье. А ты?
     — Я — Ум. Скажи, Счастье, чем ты занимаешься?
     — Я делаю людей богатыми, — отвечает Счастье.
     — Каких людей ты делаешь богатыми?
     — Всяких.
     — А глупого ты сможешь сделать богатым?
     — Смогу, — отвечает Счастье.

     У дороги парень землю пахал.
     — Вон, видишь, парень землю пашет? — спрашивает Ум.
     — Да, вижу, — отвечает Счастье.
     — Ты никак не сможешь сделать его богатым.
     — Как не смогу? Смогу! Я лягу на землю, превращусь в драгоценный камень, он возьмёт меня и разбогатеет. Тому, кто найдёт драгоценный камень, хан отдаст амбар золота и свою дочь.
     — Попробуй, — говорит Ум.

     Счастье легло на дорогу и превратилось в драгоценный камень. Парень хоть видит его, но не берёт, всё продолжает пахать землю.
     Мимо проезжал человек на пароконной телеге. Остановил лошадей и спрашивает парня, указывая на камень: 
     — Эй, парень, ты разве не видишь это?
     — Вижу, — отвечает парень.
     — А почему не берёшь? Это ведь драгоценная вещь — счастье!
     — А что я буду делать с ним? Оно мне не нужно, пусть лежит, — отвечает парень. — Я посею зерно на своей полосе и мне - хватит.

     Человек молча слез с телеги и начал бить парня кнутом. Бьёт и приговаривает:
     — Возьмёшь или нет? Возьмёшь или нет?..
     — Стой, стой, возьму! — закричал парень и поднял драгоценный камень.
     — Тому, кто найдет этот камень, хан отдаст амбар золота и дочь свою, — говорит человек. — Драгоценный камень нашёл ты, тебе и отдаст он амбар золота и свою дочь!
     Человек посадил парня на телегу и поехали. Улус был недалеко. Доехали.  Помыл человек парня в бане, переодел в хорошую одежду и говорит:
     — Теперь пойдём к хану.

     Взяли драгоценный камень и пошли. Пришли.
     Поздоровались. Парень стал у двери.
     — Что скажете? — спрашивает хан.
     — То, что нужно было тебе, — говорит человек,— драгоценный камень, — нашёл вот этот парень.
     — Где? Давай сюда! — обрадовался хан.
     — Неси, положи на стол, — приказывает человек парню.
     Не успел парень положить на стол драгоценный камень, как хан схватил камень и воскликнул:
     — Вот то, что мне нужно!
     Человек спрашивает:
     — Ну, а ты выполнишь своё обещание?
     — Выполню, — отвечает хан, — отдам амбар золота и свою дочь.

     Хан стал угощать человека и парня. Парень сидит опечаленный и думает: «Как мне теперь быть? Зачем я нашёл эту вещь?» Так загрустил, что забыл про еду и разговор. Хан заметил это и спрашивает:
     — Почему это мой зять не ест и не разговаривает?
     — О, он большого ума человек, — отвечает тот, кто привёл его. — Что есть на земле — он все узнал. Теперь сидит и думает, что есть на небе.
     — Правда? — спрашивает хан.
     — Да, истинная правда.
     Больше ни о чём не стал спрашивать хан. Позвал своих слуг.
     — Уведите, — говорит, — зятя к моей дочери.
     Слуги увели парня к дочери хана.
     Войдя к дочери хана, парень даже не поздоровался, опустил голову и стал у двери. «Ну, попал в беду, — думает. — Надо поскорей бежать отсюда».
     Стоял, стоял, вдруг закричал: «Беда!» — и убежал.

     Была уже ночь на улице. Несмотря на темноту, парень пошёл к тому месту, где до этого работал. Снял с себя хорошую одежду, бросил, надел свою старую.
     — Буду опять землю пахать, зерно сеять, — думает он.
     Ум и Счастье снова встретились на холме.
     — Смотри-ка, тот парень опять здесь, — говорит Ум. — Ты, Счастье, хоть на дороге лежи, он не посмотрит на тебя.
     — Почему? — удивилось Счастье.
     — Дело всё во мне — Уме. У него ума нет, вот он и бегает от счастья.
     — Правда, — говорит Счастье, — у кого ума нет, того не сделаешь богатым.

     Стыдно стало Счастью за свое хвастовство.
     — А ты сможешь сделать этого парня умным? — спрашивает оно.
     — Смогу, — отвечает Ум. — Вот увидишь, как только я сделаю его умным, он сразу другим человеком станет.
     Ум прибавил ума парню.
     И, действительно, в парне как будто сразу что-то переменилось.
     — Ах, какой я дурак был! — воскликнул он. — Хан отдал мне амбар золота и свою дочь, а я убежал. Совсем у меня ума не было.

     Парень решил вернуться обратно. Нашёл хорошую одежду, переоделся. Пришёл к дочери хана. Поздоровался. Сел.
     — Как с тобой жить? — спрашивает ханская дочь. — Ты глупый человек. Зачем давеча убежал?
     — Нет, это не так, — говорит парень. — Ты ошибаешься. У меня есть хороший друг, с которым мы росли. Когда-то мы с ним договорились: кто первым надумает жениться, тот спросит совета у другого. Я ходил к нему за советом, он разрешает.
     —  Да, и так может быть, — говорит ханская дочь.
     Парень женился на дочери хана. Из всех приближённых хана он был самым умным и дальновидным.

     *****