Восемь стран Южной Америки сформировали новый реги

Матвеев Владимир Иванович
Восемь стран Южной Америки сформировали новый региональный блок

системный аналитик, политтехнолог Владимир Матвеев, Киев

23 марта 2019 года

Ряд стран Южной Америки на фоне обострения венесуэльского кризиса создали новый региональный блок PROSUR, который станет опорой оппонентов Николаса Мадуро, и призван сменить ослабленный Союз южноамериканских наций. 

О создании нового блока странами Южной Америки, который призван прийти на смену Союзу южноамериканских наций (UNASUR), было объявлено на саммите в чилийском Сантьяго 22 марта.

К провозглашенному блоку присоединились Аргентина, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Чили и Гайана. Отмечается, что страны будут поддерживать нового лидера Венесуэлы Хуана Гуайдо и его страна частично также является членом.
Как говорится в совместной декларации лидеров стран, в задачи блока входят «обновление и укрепление» региональной интеграции и «защита демократии».

Показательно, что преемника Уго Чавеса, главу Венесуэлы Николаса Мадуро, на встречу в Сантьяго не пригласили. В то же время приглашение было направлено временному президенту страны и председателю Национальной ассамблеи Хуану Гуайдо. Однако он своих представителей на переговоры не прислал.

Невзирая отсутствие на саммите в Чили, на своей страничке в Twitter самопровозглашенный глава Венесуэлы Хуан Гуайдо выразил поддержку новой инициативы. «Сегодня рождается PROSUR, новый механизм интеграции наших народов, без политической идеологии, прозрачный и основанный на свободе и демократии», считает Гуайдо.

Напомним, UNASUR был создан в 2008 году по инициативе занимавшего на тот момент пост президента Венесуэлы Уго Чавеса, а также экс-президентов Бразилии и Аргентины - Лулы да Сильвы и Кристины Киршнер,напоминает DW
В контексте переформатирования под эгидой Вашингтона всего региона и частично из-за внутренних разногласий, а также в связи с неготовностью UNASUR способствовать урегулированию ситуации в нефтеносной Венесуэле, с течением времени 12 стран приостановили свое членство в UNASUR.

В частности, еще в августе 2017 года шесть членов UNASUR - Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Парагвай и Перу сформировали группу «Лима», с целью урегулированием кризиса в Венесуэле с позиций поддержки оппозиции.

Вместе с тем, в 2019 году из блока вышел и Эквадор, и еще в 2018 году Колумбия заявила о планах выхода из UNASUR. Показательно, что Уругвай, который выступает за мирный диалог между действующей властью Венесуэлы и оппозицией, создание PROSUR не поддержал.

По мнению экспертов, формирование иного процесса интеграции с «проамериканским» политическим подтекстом, может повторить ту же ошибку, что была допущена при формировании социалистически ориентированного ослабленного формирования.

Напомним, сформировавшиеся в январе 2019 года в кризисной Венесуэле в контексте новых экономических санкций США двоевластие стало символом переформатирования стран латиноамериканского региона, Карибов в контраверсионную политическую конфигурацию из-за тарифной войны США с КНР, роста напряженности между США и РФ, стремления президента Трампа нивелировать деятельность ОПЕК+, а также результатов прошедших в нефтеносном регионе выборов.

В частности, власть в 2018 году сменилась в Колумбии, Мексике и Бразилии. Прошедшие в Коста-Рике, на Кубе, в Парагвае, Венесуэле, Колумбии, Мексике и Бразилии выборы содействуют формированию новой противоречивой политической конфигурации в регионе.

Например, после смены правительства в Бразилии увеличилась вероятность взаимодействия между вооруженными силами США и Бразилии. Бразилия и США подписали договор, который предоставляет возможность Вашингтону коммерческое использование космодрома Алкантра в штате Мараньян
.
В этом контексте в Венесуэле почти два месяца развивается острейший политический кризис. После вступления Николаса Мадуро на пост главы государства на второй срок 22 января в стране начались массовые акции протестов. Затем председатель оппозиционного Николасу Мадуро венесуэльского парламента Хуан Гуайдо объявил себя временно исполняющим обязанности президента страны.
Помимо признания США легитимности лидерства Гуайдо к настоящему времени аналогичное решение приняли более 50 государств, в том числе большинство стран ЕС, Канада, Австралия, часть стран Латинской Америки и Организация американских государств
Наряду с этим, представители основных внешних игроков - спецпосланник президента США Дональда Трампа и замглавы МИД РФ - обсудили ситуацию в Венесуэле 19 марта в Риме, однако не нашли точек сближения. В то время как Москва признает единственным легитимным главой Венесуэлы Николаса Мадуро, США и группа стран признают легитимным лидером страны Хуана Гуайдо. В Вашингтоне заявляют, что избрали метод «политического и финансового» давления на режим Мадуро.

В частности, Вашингтон в контексте устранения двоевластия в Венесуэле предпринимает меры по перекрытию Николасу Мадуро доступа к финансовым средствам при помощи санкций, распространяющихся на государственную нефтекомпанию PDVSA, и передаче Хуану Гуайдо контроля над банковскими счетами Венесуэлы, подконтрольными США. В этом контексте американская нефтяная компания ConocoPhillips отсудила у Венесуэлы свыше 8 миллиардов долларов за отнятые государством активы.

Хуан Гуайдо и Администрация президента Трампа в 2019 году будут стремиться создать тандем на нефтерынке, чтобы в большей мере диктовать условия на нем в пику переформатируемому ОПЕК+ с целью снижения цен на нефть, что (оба аспекта) ударяет по планам и прибылям РФ.

Характерно, что свыше 90% внешнего долга Венесуэлы ($144 млрд) составляет задолженность правительства и государственной нефтекомпании PDVSA. Кроме одного выпуска, все - в дефолте. Согласно IIF, венесуэльские власти должны $26 млрд РФ и КНР. Помимо этого, у PDVSA есть долг перед «Роснефтью» в объеме $5 млрд.