Обычная история

Владимир Ветров
  В мин-ре "Приглашение" мы уже касались этой истории с гибель одного из плодов из двойни у женщины из Ленинградской области.
Привожу рассказ этой дамы.
В скобках - мои комментарии.

    «В августе 2015 года решили мы с мужем завести ребенка. Подошли к этому основательно, я сдала анализы на инфекции, начала пить  витамины, исключила совсем алкогольные напитки, не курила.

(Это говорит об ответственности семейной пары к заведению потомства… …).               
      
    Через полгода попыток тест на беременность  показал положительный результат. Причем в первый же день предполагаемой менструации 2 полоски были очень яркие.  Началась боль в животе (как оказалось потом из-за перистальтики кишечника).
         Я пошла на прием в женскую консультацию  к врачу…, которая мне сказала: «Болит живот, значит угроза прерывания. Будешь ложиться в больницу?». Дала направление на госпитализацию в гинекологическое отделение.

(Боли в животе сама женщина связывала с перистальтикой кишечника. Есть и другие многие причины. Но врач проявила похвальную бдительность…).
 
    Там мне впервые сделали УЗИ и задали вопрос: «А тест на беременность показал положительный результат?». Диагностировали срок 3-4 недели беременности, нашли ограниченный гипертонус передней стенки матки.

(Матка - мышечный орган, при беременности растет…
Наличе гипертонуса может свидетельствовать об угрозе прерывания беременности).

      Провели лечение препаратами - Калия йодид, Фолиевая к-та, Папаверин, Дюфастон.

(Это стандартный набор лекарств в начале беременности, обычно назначают и витамины, и…).

     Через неделю  меня выписали. Рекомендовали  встать на учет по беременности  и продолжить прием Фолиевой кислоты по 1 т 1 р день, Утрожестан по 200 мг на ночь интравагинально в течение 2 недель с последующей отменой, Калия йодид 200 мкг в сутки всю беременность…
В этот же день я встала на учет по беременности в женскую консультацию к врачу…
   
 Через две недели я снова легла на сохранение в гинекологическое отделение, все с этими же болями и сроком 8-9 недель беременности.
Меня осмотрели врачи, сказали,  что у меня маловата матка для моего срока и отправила на УЗИ, при проведении которого меня успокоили и сказали, что все хорошо, в полости видно плодное яйцо с одним живым эмбрионом, сердечко бьется, но прикрепился эмбрион низковато и могут начаться кровянистые выделения (но их так и не было).
      Поставили при УЗИ мне срок беременности 8 недель и 2 дня,  предлежание хориона - хорион (это будущая плацента)  по задней стенке, но перекрывает внутренний зев.
      Было произведено лечение - Калия йодид, Фолиевая к-та, Дротаверин, Утрожестан, р-р Рингера, Фенюльс.
Выписали домой через неделю и рекомендовали продолжить прием фолиевой кислоты по 1 т 1 р в день, утрожестан по 200 мг на ночь интравагинально до 12 недель беременности, фенюльс по 1 т 1 р в день 3 недели, калия йодид 200 мкг в сутки всю беременность.
     В 8/9 недель была переведена на работе на легкий труд и освобождена от работы (сидела дома).
      Пришло время первого скрининга, при котором врач говорит: «Вы знаете, что у вас двойня?», и показала 2 скачущих, как марионетки, эмбриончика по экрану, и сказала что у меня дихориальная диамниотическая двойня, что означает, что они сидят в разных «мешочках» и у каждого своя плацента. Успокоила, что это самая безопасная двойня. Разницы в размерах плодов практически нет и, что 80%, что там 2 девочки (далее оказалось, что 2 мальчика). До этого было  дважды УЗИ  и двойню не видели.

(Сама женщина отмечает, что при первых осмотрах просмотрели двойню. Это бывает при явном малом профессионализме врача.
Двойня - это норма, но опасная своими возможными осложнениями…).

       Второй скрининг  проводила врач… на сроке 20 недель. В заключении написала: Беременность 20 нед. Диамниотическая, дихориальная двойня.
       Тогда же я поступила в наш местный Родильный дом (это Ленинградская область) с жалобами на «часто каменеющий живот».

(Матка становится периодически «каменной» при угрозе прерывания беременности).
 
     В стационаре вновь провели УЗИ с заключением: Беременность 20 недель и 2 дня, Диамниотическая дихориальная двойня, угроза прерывания, тазовое предлежание обоих плодов.
    
За несколько дней до выписки под вечер у меня сильно заболел бок, я даже не могла подвигать правой ногой. Я попросила мне сделать УЗИ почек, не могла разобрать, что написано в заключении, но пиелонефрита выявлено не было.
В отделении провели лечение (Лечебно-охранительный режим, Дюфастон 1т 2 р в день, Папаверин 2,0 в/м, Этамзилат 2,0 в/м, свечи Пимафуцин, Фенюльс 1капс - 1р/д.
    При выписке через неделю врачи рекомендовали: рациональный режим труда и отдыха, продолжить прием препаратов железа, контроль анализа крови, госпитализацию  по показаниям.

    Через полтора месяца, на сроке 28/29 недель в женской консультации  мне снова проводилось ультразвуковое обследование, в заключении было написано: «Беременность 28/29 недель. Монохориальная? диамнилтическая двойня.»
      На сроке 31 неделю мне проводился 3-й скрининг при УЗИ.
В заключении врач написала: Беременность 31 неделя 2 дня. Двойня. Пиеэлэктазия обеих почек обоих плодов. Однократное нетугое обвитие пуповиной II плода.
Рекомендавала: УЗ - контроль в 34-35 недель.

(Пиелоэктазия обеих почек у плодов выявлено впервые. Не исключено, что эта патология была и у матери - есть негласное правило - что в почках у плода, то есть и у матери.
Не исключаю этого - возможно, при УЗИ у матери, которое ранее проводили при болях в боку и женщина «не могла шевелить правой ногой», данный факт не обнаружили. Такое (боли в боку, отдающие в ногу) бывает при наличии воспаления в расширенной лоханке почки - пиелоэктазии.
Обычно  в сторону воспаления меняются анализы крови и мочи. Хотя в моче даже при активном воспалении почек патологии может не быть, так как на анализ может попасть моча из другой, здоровой,  почки…).

      Чуть позднее  мне была проведена доплерометрия в женской консультации. В заключении врач написала: Нарушение кровотока Iб степени в артериях пуповины I и II плода).

(Нарушения кровотока в пуповине говорит о том, что уже страдает плод. Обычно сначала идет нарушение кровотока в месте прикрепления плаценты к матке, затем, переходит-поднимается это нарушение в пуповину к плоду.
Обычно нарушения кровотока в плаценте появляются при наличии воспаления в ней при инфекции, которая может попадать туда из кишечника, из почек, или из влагалища…
Развиваются нарушения кровотока  постепенно и их можно выявить при динамическом наблюдении - то есть, нужен контроль и еще раз контроль...).

Отправила врач меня срочно к моему врачу, которая сказала, что при двойне такое часто бывает, чтобы я не волновалась, назначила мне таблетки Курантил и отправила домой.
На сохранение меня не стала класть, так, как наш местный Родильный дом находился на проветривании.

(Лето, однако - роддома обычно закрывают на проветривание летом.
Но всегда есть запасной вариант, куда можно и нужно было отправить эту беременную…
Курантил при нарушениях кровотока в пуповине - припарка еще живому плоду…)
         
      Через неделю у меня началась сильная боль в боку, и я поехала в приемный покой местной больницы. Там сдала анализы мочи.  Мне поставили капельницу с гинепралом, и не дожидаясь результаов анализов, дежурный врач мне назначил антибиотик Амоксиклав в таблетках.

(Антибиотик обычно назначают при общих признаках воспаления, изменениях в анализах…).

 Когда вмешалась моя свекровь (дежурный врач педиатр, работает в  этой же больнице) с вопросом, почему мне назначили антибиотик не дождавшись результатов анализов, мне его сразу отменили (выпила я 3 таблетки, и впоследствии его не вписали в выписной эпикриз). Кстати, в конце дня поступления боли в боку уже не было. Все дни пока я лежала в больнице, мне каждый день делали проверку деятельности сердца (кардиотокографию - КТГ)  плодов 1 датчиком (пол часа на правой стороне подержат, и пол часа на левой).
Так как местный Родильный дом был на проветривании, а в гинекологии второго датчика не было. И всегда говорили, что все хорошо. На УЗИ все эти дни меня не направляли.

(Это и есть уровень обычной больницы и роддома - исследование  плода могут  проводить часто, но качество страдает - см. ниже…
А могут часто и не проводить - так было у Елены упертой (см. про помощь беременной в варианте бордельеро-2).

      Последние дни пребывания в больнице ставили 3 раза капельницу для улучшения кровотока (какое лекарство не могу сказать, так, как не помню). Перед выпиской на сроке 33-34  недели меня отправили на доплерометрию, где врач со странным выражением лица мне делала УЗИ, а потом спросила, делали ли мне КТГ? Я ответила, что делали и сказали, что все хорошо.
На что она мне сказала, что «не видит сердцебиения у одного из плодов». И сказала: «Вон как братца объел, что по размеру опережает» По ее данным приблизительный вес плодов был 2446 и  1165 граммов. Мне тут же начинают слушать датчиком весь живот.
 
(Странное выражение лица врача говорит о том, что плод один погиб, но самое главное - он отставал в развитии от  «братца», который его «объел». И вероятная причина этого - «монохориальная двойня», когда есть одна плацента и один плод забирает питания от матери больше, чем другой плод, братец.
Все это, несмотря на многие исследования, ранее не видели.
И не могли увидеть - оказалось потом, что плацент у женщины было две - «дихориальная двойня» - см. ниже.
Плоды поначалу развивались равномерно, но потом один погиб во время наблюдения женщины в стационаре.
Видимо, погиб давно - такая масса тела - 1165 гр. - бывает в сроках беременности  около 30-31 недель…).

      Оказалось, они (врачи) не известно сколько дней слушали одного малыша. Заключение доплерометрии: Гемодинамические нарушения IБ ст в пуповинной артерии I плода. Антенатальная гибель II плода. Заключение УЗИ: Беременность 33-34 недели. Монохориальная диамниотическая двойня. Антенатальная гибель 2 плода.


(У женщины было маловодие у 1 плода, отсутствие вод у 2 , погибшего плода - этого в диагнозе нет, но было выявлено чуть позднее - см. ниже...
Про нарушение кровотока в пуповине плода мы писали выше. Писец братцу - он, писец, случился, видимо, в сроки около 31 недели, когда у женщины были вновь боли в боку…).

       Вызвали врачей с областной больницы, которые тут же обнаружили у меня эрозию шейки матки. Все документы оказались неправильно оформлены. И приняли решение везти меня в перинатальный центр Санкт-Петербургского медицинского педиатрического университета..
Я была выписана из отделения и направлена в перинатальный центр. К сожалению данные из этой выписки не могу найти, так, как, видимо, она осталась в перинатальном центре.

(Направили женщину к нам в перинатальный центр слишком поздно - женщину с двойней надо было направлять тогда, когда обнаружили нарушения кровотока в пуповинах обоих плодов. Перинатальный центр и существует для подобных больных, но госпиализировали женщину с тяжелой патологией в обычное гинекологическое отделение, где все время внимательно слушали живот…).

      В перинатальном центре врач расспрашивали меня и один из вопросов был, принимала ли я антибиотики? Я ответила, что мне давали антибиотики в больнице. Как оказалась, в выписку-справку их не вписали. Мне сразу сделали УЗИ. Заключение: Беременность 33/34 недель. Диамниотическая монохориальная ? двойня. Антенатальная гибель II плода. Гидронефроз правой почкм I плода. Маловодие I плода. Ангидрамнион (нет вод) 2 плода.
Также есть запись: Определить хориальность плаценты не представляется возможным в связи с отсуствием околоплодных вод (ангидрамнион) у второго плода и маловодием первого плода.


(Мы писали, что воды в матке - это по большей части моча плода.
«Ангидрамнион» - отсутствие вод в матке, «маловодие» - мало вод в матке - обычно бывает при тяжелой почечной недостаточности живого плода, она развивается при поражении плаценты, при гипоксии плода и не сразу, а постепенно.
В данном случае вод у 2 плода не было по причине его гибели; у 1 плода маловодие было связано с его тяжелым страданием, но этого не выявляли…).

      На следующий день мне сделали еще несколько раз УЗИ. Как оказалось, вводило в заблуждение заключение о монохориальной диамниотической двойни, так как плацента за беременность «срослась» и на УЗИ было уже не понять, какая это двойня.  Должны были решить, либо это монохориальная диамниотическая двойня и нужно срочно родоразрешать, чтоб спасти второго малыша, либо это дихориальная диамниотическая двойня и можно сохранять беременность. Поэтому мне предложили сделать МРТ (магнитно-резонансную томографию), в результате которой выяснилось, что это дихориальная диамниотеческая двойня. Врачи пришли к решению, что будут  сохранять беременность до последнего. В этот же день меня посмотрела заведующая отделением и сказала, что родоразрешать в любом случае придется путем кесарева сечения…
    
(С помощью МРТ  установили правильный диагноз и решили сохранять беременность, при дихориальной двойне это возможно, но при условии хорошего состояния живого плода…).

     Меня положили в палату с девушкой, у которой была очень короткая шейка матки, и ей нельзя было ходить. И чтобы я успокоилась,  давали настойку пустырника. И все бы ничего, если бы на сроке 32-33 недели у нее прямо в больнице не погибла внутриутробно дочка.

(Эта патология у «девушки-соседки» - истмико-цервикальная недостаточность, мы о ней писали много - см. мин-ры про Ассоль, Машу Новгородскую и др.).

     Ее переселили в другую палату, а я еще больше начала переживать, так как не было уверенности, что с моим малышом (хотя бы одним) будет все хорошо. И вот или от нервов, или так должно было быть, через день в 2 часа ночи у меня отошли воды зеленого цвета без начала родового процесса.

(Зеленые воды околоплодные свидетельствуют о тяжелой гипоксии плода.
Когда он страдает-умирает, начинается понос, потеря воды, обезвоживание, снижение массы тела - см. ниже…).

     Мне сделали срочное кесарево сечение, родился мой сынок ростом 41 см и весом 2000 гр, 7/8 по шкале Апгар, сразу закричал и в реанимационных действиях не нуждался.

(Масса тела в 2000 гр говорит, что ребенок много потерял в весе из-за потери жидкости - при УЗИ ранее, еще в местной больнице,  находили  массу тела плода в матке в 2440 граммов…
Все было на грани и со вторым плодом, но, слава Богу, проскочили все - и плод, и лечащие врачи…).
 
    Затем родился второй, погибший мальчик ростом 40 см и весом 1520 гр.

(Масса его больше, чем раньше находили при УЗИ (1165 гр)  - тут возможна ощибка при измерении, либо связано это с посмертным токсическим отеком тканей…).
 
     Живого малыша перевели в патологию новорожденных, а меня в послеродовое отделение.
     Через 4 дня я присоединилась к своему сыночку, а еще через 10 дней нас выписали с ростом 44 см и весом 2440.

(За  две недели ребенок набрал 440 граммов - при рождении был 2000 гр. Это говорит о восстановлении его здоровья…).

    У меня получилось наладить грудное вскармливание и я его кормила грудью до 1 года и 8 месяцев.
    Сейчас ему 2 года и 6 месяцев. Весит он 14 кг и рост 90 см. В первые месяцы отставал в моторике. Пошел сам в 1 год и 3 месяца. Говорить слова начал в 1 год и 10 месяцев. Сейчас знает 4 стишка наизусть, как зовут родных, где живет и считает до 10. И вообще хорошо ведет диалог. Единственное этой зимой болеет часто. До года переболел бронхитом, а недавно переболел вирусной пневмонией. Сейчас ходит в ясельную группу».

Письмо  женщины закончено.
Она полагает, что роковую роль сыграли три таблетки антибиотика, которые ей давали.

В моем понимании - обычный "косяк" от акушеров, которые много гладили беременную, но не все сделали, чтобы беременность завершилась успешно для обоих деток.

На наводящие вопросы женщины о возможных ошибках врачей Петя написал ей, что виновных не найти, все делали, что могли в тех условиях - на колхозном уровне.
В 21 веке.
Но главное - при всех действиях-движениях пациентке давали на подпись "согласие" на такой вариант помощи и она все подписывала.
В этих условиях виноватых не бывает...

Написал Петя женщине, чтобы впредь была осторожнее, чтобы не вляпаться в похожую историю.

Через пару дней получил письмо о том, что после тех родов уже родила еще одного малыша и все прошло успешно...

Словом, финал истории счастливый.
А человека нет и узнал об этом Петя совсем случайно.

Людей акушеры теряют много, на ровном месте и причины указывают обычно - "социально-экономические" и пр.
Этот пример показывает, что женщина из благополучной семьи лишилась ребенка по неграмотности врачей, по неорганизованности дела.
И так везде, по всей России...

"Верьте притчам от вождей,
Про успехи у бл...,
Тех, кто в грамоте не сильны,
А уж сказками - обильны...".

Серость не только сказки рассказывает.
Она и активно защищается (см. "Приглашение" - плотненько, спина к спине, как без трупов на войне?) от беспомощных женщин.
Одним словом - успешно воюет за свое место под Солнцем...