Электростанция и танцы

Александр Хлопотин
Электростанция и танцы
Электричество в наших деревнях появилось в 1961 году. В школе и в Никиткино немного раньше, в 1959 году. Тогда мне не суждено было знать, кто это сделал, ОБЛОНО или кто-то другой, но привезли и поставили в ящике в отдельном домике электростанцию 22 Квт мощностью. Простояла она год в ящике, и председатель колхоза Ножнин предложил поменять на меньшую 4,5 Квт. Глушково стало большой деревней, и им нужна была электростанция побольше. Так и сделали, поменяли.
Мужики привезли откуда-то старых проводов, поставили столбы до школы и по деревне. Проводов не хватало, и мы раскручивали канатики семижильные по два – три провода. Для проводки в дома было всего 200 метров провода на всю деревню. Делали ввод: пробки – лампочка и всё. Пробок с предохранителями не было, вставляли чайные ложки. Школа оплачивала работу моториста, а бензин по 6,5 копеек за литр покупали всей деревней. Бочка стоила 11 рублей, её хватало на месяц.
Вечером, как начинало смеркаться, Вася Андреев шел заводить электростанцию, и мы вместе с ним. Особенно в морозы бились всей деревней, чтоб завести. Паяльной лампой греем, загорится, снегом потушим и – снова заводить. Как заведём, Вася наливал в бак бензин, чтобы хватило до 23 часов, и уходили домой. Бензин кончится – сама заглохнет.
До электростанции школьные вечера проходили в свете керосиновых ламп под патефон, у которого все иголки были тупые, да и пластинок только две: «Чалите» и «Дунайские волны». На танцы пускали только учеников 6, 7, 8 классов. Приходили учителя и взрослые парни. Учителя (особенно молоденькие) учили танцевать вальс и танго. Потом председатель колхоза подарил школе радиолу «Факел», тут стало совсем другое дело, не надо ручку крутить у патефона.
Форма одежды была свободная, и девочек, которых я на уроках не замечал, тут видел совсем другими. Мне очень нравилась дочка моей первой учительницы, а приглашали на танец обычно ребята, но тут-то я был не смел, не подойти, ни слова выговорить не мог. Она была выше меня ростом, хотя на год моложе. А когда был «белый танец», она меня не приглашала, а мне так хотелось! Они, сёстры – погодки, самые красивые в школе были, и жили в соседних Красновах. За школьные годы слова ей не сказал и не прикоснулся. Так и остался ни с чем.